ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ И. ПЕСТАЛОЦЦИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО
Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году опубликовал роман - трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес ему мировую известность. В романе автор показал путь воспитания свободного человека нового общества.
Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.
Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:
* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;
* воспитание людьми - это приучение человека использовать эти способности и органы;
* воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.
Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.
Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.
Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.
Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:
1. до 2-х лет - время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;
2. от 2 до 12 лет - период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства»;
3. от 12 до 15 лет - период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка;
4. от 15 до совершеннолетия - «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.
Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие - максимальная наглядность: природа, жизненные факты.
Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.
Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:
1. воспитание добрых чувств;
2. добрых суждений;
3. доброй воли.
Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел - приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что цель воспитания состоит в развитии природных сил и способностей человека. Причем, это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания - согласие с природой, но целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку.
Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.
Физическое и трудовое воспитание. Цель физического воспитания ребенка - развитие всех физических сил и возможностей на основе естественного стремления к движению.
Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок совершает, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. Их он сочетал со спортивными играми, походами и экскурсиями.
В школе, считал автор романа «Лингард и Гертруда», дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками. При школе имеется участок земли, обрабатываемый учащимися. Дети во время работы, а так же в свободное время занимаются с учителем грамматикой, арифметикой, пополняя запас жизненно необходимых знаний. Так педагог несколько механистически видел соединение обучения с производительным трудом.
Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери. Она постепенно распространяется на других членов семьи.
Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь расширяется круг социальных отношений. Задача учителя - организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он вступает в тесные отношения.
Нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли.
Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.
Умственное образование. Оно, по мнению педагога, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить.
Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей.
Песталоцци выделял простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий мир. К ним относятся число, форма, слово. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью.
В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания.
Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить.
Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний. Умения действовать развиваются специальными систематическими упражнениями - «от навыков в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».
Учитель, по мнению Песталоцци, должен любить детей, чувствовать себя их отцом, дать учащимся необходимый материал для упражнения их умственных, нравственных и физических сил.
Еще одной заслугой И. Г. Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.