ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАБОВЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПЛАН

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ

ВВЕДЕНИЕ

Г – 85

ББК 88.4+74.6

Брянск 1999

Учебное пособие

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Гришин В.А, Зятева Л. А., Петрова И. Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. Вопросы истории образования. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 135с.

 

Учебное пособие включает в себя основные разделы учебного курса "Философия и история образования". Работа подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Предназначена для студентов и преподавателей педагогиче­ских учебных заведений, практических работников системы обра­зования.

 

 

Рецензенты:

 

Р. И. Желбанова – профессор, доктор педагогических наук.

Л. А. Лупоядова – кандидат исторических наук.

 

Рекомендовано к печати кафедрой педагогики БГПУ.

 

© Издательство БГПУ, 1999.

 

 

Сегодня объективные условия развития нашего общества и человечества в целом предъявляют качественно новые требования к личности педагога, его профессиональной культуре. Именно поэтому педагогическая интеллигенция с особым вниманием обращается к историческим традициям мирового образования.

Проникновение в глубины философско-педагогического опыта развивает педа­гогическое мышление, помогает учителю найти собственный, индиви­дуальный стиль работы с учащимися, что позволит ему избежать под­мены живого творческого процесса набором рецептурных рекомендаций.

Знание особенностей развития школы и педагоги­ки дают современному учителю ориентировку в разнообразии вариан­тов общепедагогических подходов. Это представляет возможность ра­зобраться в сложной панораме современных взглядов на педагогичес­кий процесс, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического маневра.

Прогрессивные педагоги предлагали вооружить все об­щество научными основами воспитания. Их идеи объединяет одно -. ставка на теоретическую педагогику, на научно-педагогическое просвещение родителей силами школьных учителей, на становление идей развивающего и воспитывающего обучения.

Вот почему для исторического сознания молодого учителя не только интересно, но и насущно необходимо обратиться к уже прожитому в педагогической культуре опыту духовных основ воспитания и образования. Воссоздание в школах России прогрессивных духовных традиций отечественной культуры прошлого, а также воплощение ин­новационных идей, нацеленных в будущее, способствуют упрочнению стабильности общества, укреплению его внутренних связей.

Вместе с обществом школа и учитель переживают время крити­ческих переоценок, сложных размышлений о целях и задачах образо­вания молодежи. И, как всегда, в ситуации выбора необходимо всматриваться в прошлое, уроки которого приобретают новую цену: они становятся ориентиром, по которому выверяется завтрашний день.

Пособие не претендует на всеохватность, полный перечень имени подробное изложение взглядов зарубежных и отечественных педагогов. Из сокро­вищницы мировой педагогической мысли отобраны относительно немно­гие имена. В основе отбора - актуальность педагогической позиции упоминаемого автора для сегодняшнего состояния образования и воспитания.

Пособие предусматривает необходимость самостоятельного изучения читателями первоисточников.

 

Воспитание в дородовом обществе

 

1. Воспитание в дородовом обществе.

2. Воспитание в родовой общине.

3. Воспитание в период разложения первобытного общества.

 

На первой ступени развития первобытного общества, в дородовом обществе, люди присваивали готовые продукты природы, занимались охотой. Все, что добывалось, то и потреблялось. Этот процесс был трудоемкий, но несложный. В нем довольно рано могли принимать участие и дети.

Воспитание подрастающего поколения в условиях дородового строя носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети принадлежали всем, были общими, поэтому их воспитание члены первобытной общины осуществляли коллективно. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей.

Первобытное общество было бесклассовым, поэтому воспитание в нем носило равный для всех детей характер. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек: мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении оружия, охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, одежду.

 

Воспитание в родовой общине

На этой ступени развития человеческого общества появилось скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил усложнялось и воспитание, которое приобретало более многосторонний и планомерный характер. Возникала необходимость в более организованном воспитании, и родовая община стала поручать воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, обучали письму. Сказания, игры и песни в это время являлись источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера.

Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. Включение юношей и девушек в число полноправных членов рода сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящением», во время которых проверялась их подготовленность к жизни.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родом, расширение его содержания, введение испытаний, которыми оно завершалось, свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма человеческой деятельности.

 

Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Индивидуальный брак был крупным историческим прогрессом. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, начала вести самостоятельное хозяйство. Наряду с общественным появилось и семейное воспитание. Выделились господствующие группы населения, которые старались умственное образование отделить от обучения занятиям, требующим физического труда. Начатки знаний (обмер полей, предсказание наводнений, приемы лечения и т.д.) они старались сосредоточить в своих руках , сделать их своей привилегией. Для обучения этим занятиям стали создаваться специальные учреждения (школы).

 

 

ПЛАН

 

1. Школа в странах Древнего Востока.

2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

3. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

4. Воспитание и школа в Древнем Риме.

 

В результате исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией - рабовладельческим строем. На древнем Востоке, а затем в Греции и Риме возникли первые классовые общества.

 

Школа в странах Древнего Востока

В этих странах специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. В древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль, произведения писателей и поэтов.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. Тысячелетия там сохранила свое могущество так называемая «общинная школа», школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах и т.д.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием периодического разлива рек и т.д. Люди вели наблюдения за природными явлениями. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины и т.д. Все эти сведения сосредотачивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Это давало возможность для более широкой эксплуатации масс. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством - школы писцов, школы служащих и т.д.

Обучение письму и счету было трудным делом. Однако постепенно возникают некоторые облегчающие обучение приемы, например, счет на разноцветных камешках и т.д.

Большинство же детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

 

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция - страна, состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония - с главным городом Спартой и Аттика - с главным городом Афины. В каждом из государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница в этих двух системах была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры этих государств. Но оба государства были рабовладельческими и система образования и воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы же во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав.

Лакония (Спарта) занимала территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250000 порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Все это заставляло спартанцев держаться очень сплоченно, быть в состоянии военной готовности.

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу - готовить из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Этой задаче и было подчинено все спартанское воспитание.

С 7 лет мальчики-спартанцы, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. В качестве руководителя всем делом воспитания назначался известный властям человек (педоном).

Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям (походам, фехтованию, метанию копья, стрельбе из лука и т.д.). К физическому воспитанию присоединялась музыка, пение, религиозные танцы, они носили воинствующий характер. Детей принуждали ходить круглый год в легкой одежде; наказывали за слабоволие, требовали умения переносить физическую боль и голод. В воспитательных целях широко использовался рассказ о мальчике, который добыв лисенка, терпеливо переносил боль, когда зверек, спрятанный под одеждой, начал выгрызать его живот.

Особой задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях» - ночных облавах на рабов. Таким образом, юный спартанец свою взрослую жизнь начинал, по сути говоря, с убийства человека.

Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью. Дети приучались к четкости и краткости ответов (лаконическая речь).

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было уделено военному и физическому воспитанию девушек. Это было вызвано тем, что подавляя восстания рабов или уходя на войну, мужчины оставляли город и жилища, а вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

По иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В воззрениях некоторых Афинских философов видны элементы материализма и диалектики. Развивались естествознание, математика, история, строительное искусство, замечательная греческая скульптура.

Афиняне считали идеальным того человека, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Для такого человека требовалось сочетание умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Но этот идеал полностью относится только к социальной верхушке - рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью только рабов. Однако в результате расслоения в самом рабовладельческом обществе вычленилась значительная часть малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенных, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На этих свободнорожденных также переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу, девочки же получали дальнейшее воспитание в семье.

Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были платными, поэтому были недоступны для большинства свободнорожденных детей, не имеющих средств (демос). Занятия в школах вели учителя-дидаксалы. В школу мальчика сопровождал один из рабов, называемый педагогом.

В школах грамматиста обучались читать, писать и считать. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации.

В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называющееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжении 2-3-х лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование «пятиборье» и включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание. Одновременно с молодежью велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Занятиями в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение было бесплатным и для значительной части молодежи этим и заканчивалось.

Наиболее обеспеченные поступали далее в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, для подготовки к управлению государством и продолжали заниматься гимнастикой.

Наконец, как и в Спарте, юноши с 18-20 лет переходили в эфебию, где готовились к военной службе и продолжали свою политическую подготовку. Они учились строить укрепления, обращаться с военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело и т.д. Поэтому мы можем говорить о гармоничном, в известном смысле, воспитании молодых людей в Афинах.

 

Зарождение педагогической теории в Древней Греции

Древнегреческие ученые и философы Сократ, Платон и Аристотель в своих трудах весьма отчетливо выразили свои мысли о воспитании и обучении.

Сократ (469-399 гг. До н.э.) - философ - идеалист, несмотря на свое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), был идеологом консервативной земельной аристократии. Этим объясняются его философские и педагогические воззрения. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только самих себя, что существуют вообще вечные и неизменные нравственные понятия.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ вел беседы по вопросам нравственности, побуждая слушателей путем вопросов и ответов отыскать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод беседы был назван «сократическим». Он сыграл положительную роль в развитии методики обучения.

Платон (428-347 гг. до н. э.) - философ - идеалист, ученик Сократа. Известен в философии своим учением об идеях. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей - вторичным.

Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса - рабовладельцам. В своей педагогической теории он стремился объединить некоторые черты спартанской и афинской школы.

Платон был сторонником общественного воспитания детей с самого раннего возраста. По его мнению дети с 3 до 6 лет должны под руководством назначенных воспитательниц заниматься на организованных площадках. Игре, как средству воспитания, тщательному подбору материала для рассказывания, Платон придавал большое значение. С 7 до 12 лет дети должны посещать государственную школу, где обучаться чтению, письму, счету, музыке и пению. С 12 до 16 лет дети должны посещать школы - палестры, где занимались помимо прочего физическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (подготовка воина). С 18 до 20 лет - эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Меньшая часть юношей, проявивших способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет высшую ступень образования, изучая философию, арифметику, геометрию, астрономию, а также теорию музыки, но уже не с практическими целями, а в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Некоторые, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет, после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства. После 50 лет они освобождаются от участия в управлении для дальнейшего самоуглубления и созерцания.

Большое значение Платон придавал физическому воспитанию женщин, подобно тому как это было в Спарте.

Аристотель (384-322 гг. до н. .э.) - в противоположность своему учителю Платону, признавал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существует три вида души:

1. растительная, которая проявляется в питании и размножении,

2. животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях,

3. разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волей.

Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.

Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души - разумной и волевой. Человеку природа дает лишь зародыши способностей, возможности развития осуществляются воспитанием.

Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего человека на три периода:

1. до 7 лет. До 7 лет дети должны воспитываться в семье. Он указывал на необходимость кормить ребенка соответствующей его возраста пищей, на гигиеническую важность движений, на желательность постепенного закаливания ребенка.

2. с 7 до 14 лет (наступление половой зрелости). В этом возрасте ребенок должен посещать государственную школу. Физическое воспитание должно предшествовать умственному. Аристотель считает, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны друг с другом. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию и музыку.

3. от наступления половой зрелости до 21 года.

Женщины, природа которых, по мнению Аристотеля, отличается от природы мужчин, не получают такого же как они образования.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.

Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а из привычки, из навыка образуется нравственное поведение.

Вершиной древнегреческой философии явились взгляды философа-материалиста Демокрита (460-370 гг.до.н.э.) (создатель атомистической теории). Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх.

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Он первый подчеркнул огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения.

 

 

Воспитание и школа в Древнем Риме

Расслоение населения по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы.

Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев). Там учились чтению, письму и счету, знакомились с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными, платными.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных родителей. Эти школы были также частные и платные. Здесь обучали грамматике латинского языка, греческому языку, риторике. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.