Политика М. С. Горбачева. Курс на ускорение и перестройку социально-экономического и политического развития страны. 1985 - 1991 гг.
Глава IX. СССР и современная Россия на пути кардинального реформирования общества. 1985 - 2005 гг.
В передовом мире 80‑е гг. XX в. положили начало новому этапу НТР. Завершился большой этап реиндустриализации, когда из хозяйства была изъята старая техника, обновлен производственный аппарат[750], введены новые формы организации и управления производством. Полным ходом шла электронная автоматизация производства, конечной целью которой стало создание компьютерно-интегрированных предприятий, работающих по «безлюдной» технологии, позволяющей объединить в одну систему производство, управление, финансы, снабжение, сбыт. Большое значение приобрело развитие биотехнологии, наиболее революционным направлением которой стала генная инженерия. Характерной особенностью явилось повышение роли государства в экономике капиталистических стран[751]. Главная цель заключалась в том, чтобы не допустить чрезмерного давления монопольных или конкурирующих сил. Но это вмешательство являлось минимальным, основные усилия государственного регулирования были направлены на налоги, финансовую и кредитно-денежную, внешнеэкономическую сферы, в область экономического законодательства.
В целом капиталистическому миру удалось приспособиться к требованиям НТР, в 2–4 раза повысить производительность труда, при гарантированно высоком качестве продукции удовлетворять растущий спрос потребителей. Этот процесс в ведущих индустриальных государствах протекал с различной интенсивностью. Дальше всех по этому пути продвинулись США и Япония. Но удалось продемонстрировать «экономические чудеса» и ряду развивающихся стран. Формирование и умелое использование рыночного механизма, а также компетентное государственное регулирование в кредитно-финансовой сфере, в формировании отраслевых пропорций и т. д. позволили в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации Южной Корее[752]. Сумел определить рациональные пути повышения эффективности народного хозяйства с учетом передовых достижений человечества, не отказываясь при этом от социалистической ориентации, Китай. Особое значение здесь приобрела политика «открытости», позволившая привлечь иностранный капитал, внедрить передовое зарубежное оборудование, технологии, современные методы организации и управления производством. В итоге за 1979–1991 гг. уровень валового внутреннего продукта вырос в 3,3 раза, среднегодовые темпы достигли почти 9%[753]. Проведение реформ в когда‑то неразвитых странах сопровождалось повышением жизненного уровня населения, что обеспечивало им широкую социальную базу, являвшуюся гарантом дальнейших преобразований.
Период советской истории 1985–1991 гг. сразу стал объектом внимания ученых[754]. В работах А. П. Бутенко, П. В. Волобуева, Г. А. Бордюгова, В. А. Козлова, написанных по горячим следам, события первых лет руководства М. С. Горбачева расценивались как процесс совершенствования социализма, очищения его от наслоений прежних эпох. По мере расширения гласности в литературе стал подниматься вопрос о недостатках советской социалистической системы, о преимуществах западного образа жизни и т. д. В последнее десятилетие события тех лет оцениваются по нескольким взаимоисключающим направлениям. В рамках либерального направления, нашедшего отражение в работах Е. Т. Гайдара[755], события 1985–1991 гг. рассматриваются как победа над тоталитаризмом, как продвижение к западному обществу с рыночной экономикой и либеральной демократией. При этом обосновываются неизбежные трудности на данном пути, включая спад экономики и понижение жизненного уровня населения. С позиций марксизма произошедшее в эпоху М. С. Горбачева трактуют в своих трудах исследователи Д. Котц, Дж. Боффа, А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев, Г. А. Зюганов и др. Одни из них признают наличие кризиса советского общества в середине 1980‑х гг., другие считают такое утверждение преувеличением. А. А. Зиновьев, например, выступил против оценки советского периода как тупикового пути развития, отрицая факт поражения социализма в соревновании с капитализмом, подчеркивая его достижения. События 1985–1991 гг. он рассматривает как результат давления со стороны Запада, стремящегося подчинить себе более слабые государства с целью их эксплуатации[756]. Представители этого направления рассматривают Россию как особую цивилизацию, отличающуюся от западной и развивающуюся по собственным законам. По их мнению, либеральные ценности, будучи продуктом западной цивилизации, неприемлемы и даже губительны для России, ибо для нее высшей ценностью являются интересы государства. Проблемы М. С. Горбачева они видят в отсутствии у него четкого плана действий, настоящих единомышленников и продуманных методов реформирования, в предательстве партийной верхушки, в недостаточной информированности населения о целях, сути и результатах реформ[757]. С более умеренной модернизационной точки зрения пытается осмыслить реформы М. С. Горбачева В. В. Согрин, считая их новым витком отечественной модернизации, входящим в общий контекст модернизационной эпохи XX в.[758] В настоящее время, по мере расширения источниковой базы и осмысления многочисленной литературы, в работах историков начинает преобладать стремление уйти от крайностей и дать более взвешенную оценку событий 1985–1991 гг.
Как и вся модернизация России предшествующих времен, реформы М. С. Горбачева были вынужденными, вызванными к жизни тупиковой ситуацией, грузом накопившихся ранее проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера. К середине 80‑х гг. XX в. система, известная как сталинская модель социализма[759], подвела общество к экономическому, социально-политическому и духовному кризису. В последние пятнадцать лет налицо была отрицательная динамика роста важнейших экономических показателей. Среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 7,7%, в девятой – 5,7%, в десятой – 4,2%, в одиннадцатой – 3,5%; темпы роста производительности труда – 6,8; 4,6; 3,4; 3,0% соответственно[760]. Экономика оставалась экстенсивной, было автоматизировано только 10–15% предприятий, доля ручного труда в промышленности составляла 35–40%, а в сельском хозяйстве была еще выше – 70–75%[761], стоимость единицы национального продукта в СССР была в 1,5–2 раза выше мировой[762].
Затратная, самопожирающая экономика вела к ухудшению жизни людей, о чем наглядно свидетельствуют следующие цифры (табл. 1)[763].
Таблица 1
Динамика роста важнейших экономических показателей, %
Показатель | Годы | |||
1966–1970 | 1971–1975 | 1976–1980 | 1981–1985 | |
Реальные доходы на душу населения | 5,9 | 4,4 | 3,4 | 2,1 |
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли | 8,2 | 6,3 | 4,4 | 3,1 |
Объем реализации бытовых услуг населению | 16,3 | 10,4 | 7,4 | 5,8 |
Хорошо иллюстрирует негативную ситуацию в социальной сфере факт создания в рамках Политбюро различного рода комиссий по обеспечению населения товарами первой необходимости, в том числе женскими колготками, спичками и др. По признанию самого М. С. Горбачева, «нас душили дефициты, страна вся стояла в очередях»[764]. Экономический кризис сопровождался политическим. С одной стороны – «олигархия старцев», уверенный в себе и обросший привилегиями госаппарат, а с другой – равнодушный к власти и ее идеологии народ. Все эти негативные явления развивались на фоне дальнейшего продвижения вперед западной цивилизации.
Пришедший в марте 1985 г. к руководству страной М. С. Горбачев хорошо осознавал глубину кризиса. Позднее он отмечал, что предстояло действовать по всем направлениям: оздоровлять и реформировать экономику, решать неотложные социальные задачи, обновлять всю систему политических отношений на основе современных демократических принципов, модернизировать национально-государственное устройство страны и критически переосмысливать внешнеполитические принципы и приоритеты[765].
Преобразования 1985–1991 гг. осуществлялись в два этапа и коренным образом изменили общество. Замысел реформ первого этапа был изложен Генеральным секретарем на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС, а наиболее полно представлен на XXVII съезде партии в начале 1986 г. Ключевым понятием первого этапа было «ускорение». Оно предполагало сохранение социалистических ориентиров. Более того, указывалось, что забвение лучших сторон, преимуществ социализма, несоблюдение многих социалистических законов являлись основной причиной кризиса середины 1980‑х гг. По мысли руководства, следовало в полной мере использовать потенциальные возможности социалистической системы и на этой основе «ускорить» развитие страны во всех сферах общественной жизни.
В духе социалистических подходов определялись цели, задачи и методы экономической политики. Как уже бывало не раз, руководство взяло курс на «большой скачок» в экономике, наметив рост национального дохода в новой пятилетке не менее 4% в год. Типичными были и рецепты для достижения высоких контрольных цифр. Добиться ускорения предполагалось на основе реализации комплексных программ, вкладывания средств преимущественно в отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, в первую очередь в машиностроение. Намечалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, электронизацию, освоить самые передовые технологии, особенно ресурсосберегающие.
Под понятие «ускорение» подводилась и «активная социальная политика». В очередной раз главной задачей государства объявлялась забота о народном благосостоянии. Был обещан крутой поворот в этой сфере. Под ним подразумевалось кардинальное решение продовольственной и жилищной проблем. Продовольственная программа должна быть выполнена к 1990 г., а жилищная – в виде получения каждой семьей отдельной благоустроенной квартиры – к 2000 г. За 15 лет планировалось удвоить ресурсы, идущие на улучшение условий жизни, ввести социальную направленность производства, т. е. увеличить выпуск товаров народного потребления. Провозглашалась социальная справедливость в оплате труда и в распределении благ в зависимости от трудового вклада, объявлялась борьба с нетрудовыми доходами. Особо ставились вопросы об улучшении медицинского обслуживания, образования, сферы услуг, культуры отдыха, о повышении пенсий, стипендий, выплат. Народ призывали покончить с пьянством. В мае 1985 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О всеобщей трезвости». В рамках его реализации создавались «зоны трезвости», сворачивалось винно-водочное производство, уничтожались виноградники. Большое внимание в социальных программах уделялось вопросам изменения условий труда и быта женщин, укрепления семейных отношений.
При решении задач ускорения предусматривалась опора на традиционные советские командно-административные методы без заимствования экономических механизмов западной цивилизации. Упор делался на наведение порядка, укрепление трудовой и технологической дисциплины, повышение ответственности кадров, подтягивание отстающих участков, усиление контроля за производством и реализацией продукции. Выдвигались старые лозунги, призванные «активизировать человеческий фактор», поднять энтузиазм советских людей, мобилизовать их на новые трудовые подвиги («творческий труд», «единство слова и дела», «всемерная экономия» и др.). Хозяйственники, как и ранее, продолжали активно использовать методы приказного режима, политических кампаний, штурмовщины, корректировки планов, «пробивания» дополнительных резервов. Иными словами, предполагалось в течение нескольких лет придать экономике и социальной сфере новое качество, не затрагивая их фундаментальных основ.
Однако попытки М. С. Горбачева модернизировать социалистические порядки были обречены на провал. Стремления в рамках старой системы провести преобразования в экономике потерпели неудачу. Первые два года, в течение которых были испробованы все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная экономическая система не поддается реформированию. Невозможно было, имея отсталую технологическую базу, осуществить главную экономическую задачу – ускорить развитие машиностроения. Волюнтаристским оказался курс на компьютеризацию, так как советская промышленность только приступила к производству компьютеров, а для приобретения их в нужном количестве за границей не хватало средств. Экономии ресурсов мешал сложившийся затратный механизм, когда работа предприятий определялась объемом реализованной продукции в денежном выражении и любое снижение затрат на ее производство сказывалось на прибыли предприятий. В условиях дефицита и монополизма не срабатывали призывы к сознательности трудовых коллективов, к выпуску качественной продукции, так как раскупалась любая, в том числе и некачественная. Созданная на предприятиях госприемка также не решила проблему качества, лишь увеличив число контролирующих чиновников. Трудовые коллективы обнаружили склонность к «коллективному эгоизму» и в том, что выбирали удобных и покладистых начальников, стремились любой ценой, не считаясь с общественными интересами, повысить цену выпускаемой продукции. Меры по укреплению дисциплины, как и следовало ожидать, ничего не принесли. Не могла дать положительных результатов и ставка на энтузиазм, так как она не была подкреплена необходимой техникой, квалификацией работников, соответствующей организацией труда и материальной заинтересованностью трудящихся.
Значительный ущерб экономике страны нанесла антиалкогольная кампания, которая обогатила теневой капитал, а в массах вызвала недовольство и озлобление. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции винно-водочными изделиями, к возрастанию самогоноварения, к употреблению суррогатов и массовым отравлениям ими. Реализация антиалкогольного закона показала его экономическую необоснованность. Был нанесен серьезный удар по госбюджету страны. Поступления в казну от продажи спиртных напитков в течение трех лет сократились на 37 млрд р.[766] Борьба с «нетрудовыми доходами» свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Реально она задела слой людей, выращивающих и продающих на рынках свою продукцию, в то время как воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью чиновников, по‑прежнему процветали. Огромный ущерб экономике СССР нанесла авария на Чернобыльской АС в апреле 1986 г., для ликвидации последствий которой потребовались огромные средства, что нарушило планы экономического роста. По экономическим планам М. С. Горбачева нанесла также удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть, и «спасательный круг» нефтедолларов, который поддерживал на плаву советскую экономику в течение десятилетий, был утрачен.
В итоге практически все планы первого этапа в сфере экономики были не реализованы[767]. Очередной «большой скачок» не удалось осуществить. Косметический ремонт старой экономической системы при сохранении прогнивших несущих конструкций уже не мог спасти рушившееся здание социализма. Экономические трудности не исчезали, а нарастали. На рубеже 1986–1987 гг. М. С. Горбачев вынужден был признать неудачность избранной стратегии реформ[768]. Нужны были структурные перемены в производительных силах, производственных отношениях и надстройке. На повестку дня был выдвинут лозунг перестройки всей системы экономических отношений.
Если в экономической сфере на этапе ускорения общество практически не продвинулось вперед, то этого нельзя сказать о политической жизни. Некоторые исследователи считают, что сдвиги в политической области были единственным достижением начального периода руководства М. С. Горбачева. Первым шагом на этом пути стало изменение положения партии. С приходом нового Генерального секретаря в ней начались кадровые перестановки, к руководству в центре и на местах стали приходить люди новой номенклатурной элиты[769], ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л. И. Брежнева[770]. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС[771]. Новое руководство допускало возможность критики прошлого и настоящего КПСС. Началось переосмысление реального положения дел в обществе, переоценка исторического пути, пройденного страной, и партия взяла на себя ответственность за деформацию предыдущих этапов. На XXVII съезде КПСС из Программы партии было изъято положение о строительстве коммунизма в СССР, а взамен была выдвинута задача совершенствования социализма. Объективно этот шаг привел к свертыванию коммунистической идеологии в обществе.
Ключевым понятием и лейтмотивом политической и духовной жизни страны стала гласность[772]. Впервые это слово как свидетельство новых подходов в политике появилось в выступлении М. С. Горбачева на XXVII съезде КПСС, где он заявил, что без гласности нет и не может быть демократизма. Курс на развитие гласности необходим был новому руководству для того, чтобы при проведении реформ можно было опереться на общественное мнение. В результате развития гласности началось раскрепощение общественного сознания. Освобождалась от идеологической опеки печать. Главными редакторами популярных газет и журналов становились люди, активно выступающие за обновление общества[773]. Стали публиковаться произведения, запрещенные в советской печати. Начало положила публикация наследия поэта Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 г. Затем читателей познакомили с творчеством писателей «первой волны» эмиграции, включая Г. Иванова, В. Ходасевича, В. Набокова. Вслед за ними появились работы литераторов, репрессированных в 1920–30‑е гг.: М. Булгакова, Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова. Потом очередь дошла до произведений, запрещенных к публикации в 1960–70‑е гг.: были напечатаны «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина. Кульминационным моментом литературно-печатной гласности было снятие запретов с творчества представителей «третьей волны» эмиграции, покинувших СССР в 1970‑е гг.: И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, А. Солженицына. Гласность распространилась и на такой важный источник формирования общественного мнения, как телевидение. Благодаря свободной манере ведения и обращения к самым жгучим проблемам прошлого и настоящего советского общества наиболее популярными стали телепередачи «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи» и др. Политика гласности коснулась и других сфер культурной жизни: кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра[774].
Курс руководства на гласность, на освобождение исторической памяти, печатного слова, ослабление цензуры сразу дал положительные результаты. В те годы М. С. Горбачев и его реформаторское окружение стали популярными в стране, получили поддержку значительной части населения, особенно интеллигенции. Гласность вывела на поверхность мнения, существовавшие ранее в среде неформальных объединений и очагов свободомыслия. Она оживила и «модернизировала» государственную идеологию, помогла быстро освободить долго сдерживаемые силы, направленные на либерализацию советского режима.
Анализ политики М. С. Горбачева первых двух лет был бы неполным без внимания к его международной деятельности. В этой сфере была выдвинута идея нового политического мышления. Данная концепция была разработана в 1970‑е – начале 1980‑х гг. А. Д. Сахаровым, движением «зеленых» и др., а после XXVII съезда КПСС взята на вооружение партией и правительством. Под новым политическим мышлением понималось переосмысление современного мира и проведение внешней политики с позиций общечеловеческих ценностей. Новое мышление исходило из реальностей ракетно-ядерного века, из факторов эпохи научно-технической и технологической революций, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым. Начался медленный отход от идей «мировой революции» и деидеологизация внешней политики СССР. Были выдвинуты важные внешнеполитические инициативы в области разоружения, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни[775]. На их основе в последующие годы руководства М. С. Горбачева произошли коренные изменения в международной обстановке, во взаимоотношениях СССР с другими государствами.
Вместе с тем изменения в политической жизни страны в первые годы руководства М. С. Горбачева нельзя переоценивать. Политическая система по сути своей оставалась неизменной. Не подвергалась сомнению руководящая роль КПСС как авангарда всего народа, как единственной политической партии. Практически не произошло изменений в структуре и механизме функционирования органов государственной власти – Советов. По‑прежнему формально высшим органом власти считался Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии и единогласно голосовавший за решения партии. На местах власть также принадлежала Советам различных уровней, выбранным на безальтернативной основе. Исполнительные функции оставались у исполкомов Советов, превратившихся за годы советской власти в чисто бюрократические органы. Их деятельность также контролировалась партийными органами.
Гласность с самого начала была ограничена определенными рамками, которые она не должна была переходить. М. С. Горбачев неоднократно подчеркивал, что партийное руководство выступает за широкое развитие гласности, но в интересах общества и социализма. Поэтому любые попытки объективного прочтения истории и критики многих современных проблем в средствах массовой информации рассматривались как «кампания очернительства». Были неприкосновенными темы, касающиеся В. И. Ленина, значимости коммунистического мировоззрения, руководящей роли КПСС. М. С. Горбачев постоянно заявлял о верности ленинским идеям и коммунистической идеологии в целом.
Однако дальнейшие события показали, что руководить страной на основе такой полуправды невозможно. Допуская дозированную критику и гласность, новое руководство не предполагало негативных последствий. Вместе с тем освобожденное слово породило настоящую «революцию умов» и повернулось против самих реформаторов. В связи с критикой сталинизма встал вопрос о природе общества, из которого этот феномен вырос. Существует ли разница между сталинизмом и социализмом? Социализм ли мы построили? А если да, то нужен ли нам такой социализм? Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком, тем более что, несмотря на экономическое ускорение, положение масс не улучшилось. Гласность и пропаганда реформ освободили социальные процессы, активизировали не только интеллигенцию, но и рабочую среду, которая начинала оказывать все большее сопротивление власти.
В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев предложил новую идеологию и стратегию реформ, которые были развиты XIX партконференцией летом 1988 г. Была снята «презумпция невиновности» с советской модели социализма и предложено перестроить ее в направлении «демократического социализма». Это означало либерально-демократическую ревизию марксизма-ленинизма, попытку включить в советскую социалистическую идеологию буржуазные ценности, такие как гражданское общество, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, права человека. М. С. Горбачев называл эти ценности не буржуазными, а общечеловеческими, универсальными, которые должны восприниматься любым обществом, желающим идти по пути прогресса. Таким образом, он стал первым советским лидером, отказавшимся от монополии коммунистической идеологии на истину, признавшим возможность идеологического плюрализма и ценность некоторых буржуазных принципов.
Политика перестройки осуществлялась с января 1987 г. по август 1991 г. и, по сути, привела к краху сталинской модели социализма в экономической, политической и идеологических сферах общественной жизни.
Экономические преобразования[776] этого периода устранили монополизм государства в экономической жизни страны, и экономика перестала быть одноукладной. Экономическая реформа велась в двух направлениях: расширялась самостоятельность государственных предприятий и развивался частный сектор. Согласно Закону «О государственном предприятии», вступившему в действие с 1 января 1988 г., администрирование[777] уступало место хозрасчетному рыночному механизму. Новые отношения должны были стоять на трех китах: самофинансировании, самоокупаемости, самоуправлении предприятий. Предполагалось, что будет уменьшаться госзаказ, который в 1988 г. был на уровне 85%. Продукция, произведенная сверх заказа, могла реализовываться по свободным рыночным ценам, а прибыль оставалась на предприятии. В 1988 г. на новые хозяйственные условия должны были перейти 50% предприятий, а в 1989 г. – все остальные. Предприятиям также было дано право устанавливать прямые связи друг с другом без посредничества Госплана. Кроме того, некоторым категориям предприятий разрешили вступать в контакт с иностранными фирмами.
Второе направление экономической реформы состояло в развитии частной инициативы. К весне 1988 г. частная деятельность была разрешена более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Определенный простор частному предпринимательству предоставлял Закон «О кооперации». В 1991 г. в кооперативном секторе было занято 5% активного населения, или 7 млн человек. Кроме того, получили патенты на осуществление индивидуальной трудовой деятельности около 1 млн человек. Наибольшие сдвиги в реализации экономической реформы стали происходить в 1990 г., когда появились законы о малом предприятии, акционерных обществах, совместных предприятиях, коммерческих банках. Несмотря на высокие налоги на прибыль (от 35 до 45%) эти законы создали условия для развития коммерческих структур[778]. Предполагалось развивать частную инициативу и в сельском хозяйстве, где провозглашалось равноправие всех форм собственности. Началось с предоставления права на аренду земли. К лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было 2% обрабатываемых земель и 3% поголовья скота Для колхозов вводился, как и в промышленности, госзаказ, и все, что производилось сверх него, реализовывалось по договорным ценам[779].
Таким образом, в годы перестройки начался эволюционный переход к экономическим методам управления, что положило начало трансформации экономической системы социализма. Но как и в годы НЭПа, сочетание рыночных и административно-социалистических элементов не могло привести к долговременному экономическому прогрессу. Кроме того, радикальная экономическая реформа внедрялась в жизнь недостаточно решительно, на ее пути возникала масса трудностей и препятствий.
На пути внедрения Закона «О государственном предприятии» встала центральная и местная бюрократия, не желавшая отказываться от своих прерогатив и продолжавшая вмешиваться в дела предприятий. Реализация Закона не была подготовлена реформой ценообразования и материального снабжения, не было посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, банков, которые помогли бы наладить механизм закупок сырья и сбыта продукции, получения кредитов и инвестиций. В таких условиях руководители предприятий предпочитали не рисковать, а получать максимальный госзаказ, который гарантировал и снабжение сырьем, и сбыт готовой продукции. В 1988 г., по расчетам экономистов, более 30% предприятий стали убыточными. Трудовые коллективы, чтобы выжить, не пошли по пути повышения эффективности производства, а воспользовались правом повышения цен, сократили выпуск дешевых товаров, что привело к тотальному дефициту товаров, к инфляции. На руках населения стали скапливаться денежные средства, не обеспеченные товарами, прилавки магазинов стояли пустыми. Все большие масштабы приобретает теневая экономика: на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей, был увеличен импорт, но стабилизировать товарный рынок не удалось. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер, предприятия стали отказываться от госзаказа, переходить во взаимоотношениях друг с другом к безденежному товарообороту, все большее развитие получали бартерные сделки с зарубежными партнерами.
Разнообразными трудностями замедлялся рост темпов частного предпринимательства. Созданные кооперативы были поставлены в жесткую зависимость от государства. Правительство Н. И. Рыжкова устраивало гонения на те кооперативы, которые занимались торгово-закупочной или посреднической деятельностью. Лишение государством кредитов кооперативного сектора привело к тому, что в нем стали преобладать и «отмывать» свои капиталы представители теневой экономики. Многие кооперативы стали придатком административной системы. Они брали в аренду госпредприятие, сдавали в качестве арендной платы тот объем выручки, который предприятие имело, а прибыль получали за счет роста цен. В результате вместо роста производства товаров получили рост цен. Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности также потерпели неудачу.
Негативную роль играли идеологические установки и умонастроения в обществе. Как показали опросы общественного мнения, значительная часть населения не скрывала своего враждебного отношения к частникам, хотя и приветствовала расширение свобод в политической жизни. И это имело под собой почву, так как для большинства граждан, столкнувшихся с ростом государственных, договорных, кооперативных цен и цен черного рынка, экономическая свобода предстала в образе падения жизненного уровня. Следует добавить также, что людей в течение многих десятилетий воспитывали в ненависти к рынку, к спекулянтам, и их страх перед развивающимся частным сектором был вполне объясним. Подобные явления возникли и в сельском хозяйстве, когда руководство попыталось внедрить там частную инициативу. Те, кто хотел работать по‑новому, наталкивались на массу преград. Первым таким препятствием были местные органы власти. Они предоставляли аренду на срок не более 5–10 лет, хотя по закону предусматривался 50‑летний арендный договор. К тому же арендные договоры могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке, а арендуемые земли не могли передаваться для эксплуатации наследникам. На пути арендаторов возникали и такие трудности, как отсутствие сельскохозяйственной техники, помещений, недостаток денежных средств. Картину дополняла враждебность большей части деревенского населения к «новым кулакам». Печать широко освещала случаи поджогов помещений, уничтожения урожаев, воровства имущества фермеров. У большинства крестьян предоставленное властями право арендовать землю не вызвало большого энтузиазма, и арендное движение не получило широкого распространения.
В результате экономические реформы и на этапе перестройки не достигли поставленной цели. Это были полумеры, не охватывавшие всего спектра экономических проблем. Изменить советскую экономику, в которой десятилетиями отсутствовали рыночные механизмы и процветала коррупция, оказалось непросто. Формировалась экономическая модель, не предвиденная властью. В государственном секторе прочно воцарилась меновая, бартерная экономика, а в частном, по образному выражению Н. Верта, утвердился «капитализм казино», когда новые предприниматели действовали в интересах личной выгоды, наживы, в ущерб производству и обществу.
Такая экономика неизбежно приводила к спаду производства и ухудшению положения масс. Согласно официальным данным, в 1986–1988 гг. прирост валового общественного продукта составлял в среднем 2,8% в год, в 1989 г. – 2,4%, в 1990 г. – 0,4%[780]. Падение производства приводило к увеличению дефицита, к резкому росту цен. Достаточно сказать, что только в 1991 г. инфляция составила не менее 25%, рост цен – 40–50%[781]. Доходы повысились лишь у 10% населения, у остальной части общества наблюдалось ускоряющееся падение жизненного уровня, а незначительные компенсации государства наименее обеспеченным слоям не могли остановить этой негативной тенденции. В стране процветали спекуляция и черный рынок. Мафиозные группы захватывали целые сферы в торговле и распределении. Кризис в производстве и распределении привел к введению в 1990–1991 гг. карточной системы. И как следствие, забастовки, бывшие ранее редким явлением, с конца 1980‑х гг. почти не прекращаются. Их проводили шахтеры, железнодорожники, металлурги и работники большинства других отраслей народного хозяйства. При этом экономические требования дополнялись политическими, вплоть до отставки правительства.
В 1987 – августе 1991 г. произошли кардинальные изменения в политической системе страны. Поначалу М. С. Горбачев в своих преобразованиях рассчитывал опереться на обновленный состав высших органов партии. Из Политбюро были удалены наиболее консервативно настроенные лица, и на смену им пришли люди, разделяющие взгляды Генерального секретаря. Но надежды М. С. Горбачева не оправдались. Проводимые им перемены, включая и кадровые перестановки, вызвали серьезное сопротивление многих партократов в центре и на местах. Доказательством тому стала инспирированная членом Политбюро, вторым секретарем ЦК КПСС Е. К. Лигачевым статья Н. А. Андреевой «Не могу поступиться принципами», помещенная в газете «Советская Россия». Она свидетельствовала о наличии в руководстве серьезной оппозиции курсу реформ М. С. Горбачева.
Когда стало ясно, что партия не в состоянии возглавить работу по перестройке, М. С. Горбачев решается на проведение политической реформы, суть которой заключалась в перераспределении власти в пользу Советов. В ходе начавшейся идеологической кампании пропагандировались идеи народовластия, возвращения к «золотому веку» ленинизма, когда Советы были подлинными органами народной власти. Реформа началась с разного рода политических и организационных мер, включая альтернативные выборы, выборы кандидатов на предприятиях, введение новых форм участия трудящихся в управлении. Но первые шаги не впечатляли, система кардинально не изменилась. К примеру, все альтернативные кандидаты проходили предварительный отбор в партийных инстанциях.
После XIX партконференции с лета 1988 г. начался второй, более серьезный этап политических преобразований. В соответствии с решениями конференции устанавливалась двухуровневая представительная система власти в виде съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Высшим органом признавался съезд[782], в функции которого входила законодательная работа по проведению конституционных, экономических и социально-политических реформ, а также избрание Верховного Совета. Советы предлагалось преобразовать по законам парламентаризма. Конференция предложила новый закон о выборах, который отменял все разнарядки при выдвижении кандидатов в депутаты, вводил пропорциональное представительство всех классов. Впервые в истории советского общества выборы по‑настоящему стали альтернативными. Эти меры повысили роль Советов, что стало шагом вперед на пути развития демократии в стране. I съезд Советов работал в мае – июне 1989 г., в последующем съезды собирались не реже двух раз в год, а в 1990 г. даже три раза. Практически непрерывно функционировал Президиум Верховного Совета и постоянные комиссии палат и комитетов. Такая напряженная деятельность в работе органов советской власти существовала только в первые месяцы после победы Октябрьской революции 1917 г. На съездах и заседаниях Верховного Совета рассматривались основные направления внутренней и внешней политики, формировался состав Совета министров СССР, обсуждалась программа его деятельности, заслушивались отчеты о выполнении экономических и социальных задач, принимались законодательные акты. Ушли в прошлое единомыслие и всеобщее одобрение, решения принимались в условиях острой полемики и борьбы. Деятельность съездов народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР прекратилась после августовских событий 1991 г., когда радикальные силы одержали победу над противостоящими им лидерами этих органов власти.
На этапе перестройки претерпела изменения не только законодательная, но и исполнительная власть в СССР. Наиболее существенным новшеством стало введение ранее невиданного в истории страны института президентской власти. 14 марта 1990 г. первым Президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально созванном для этой цели Чрезвычайном III съезде Советов. При Президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. Став Президентом СССР, М. С. Горбачев одновременно продолжал оставаться Генеральным секретарем КПСС. Таким образом, он сконцентрировал в своих руках значительную государственную и партийную власть, надеясь, что, получив легитимность, он заставит замолчать политических оппонентов и продолжит преобразования, опираясь на здоровое ядро в партии и Советах. Но, как показали будущие события, надежды Президента СССР не оправдались. Совет министров был переименован в Кабинет министров. Он был выведен из подчинения Верховному Совету СССР и стал работать под контролем Президента. Первым премьер-министром был назначен В. С. Павлов.
В годы перестройки потерпела поражение однопартийная система. Началось с ослабления и разложения КПСС. Несмотря на все усилия Генерального секретаря, она постепенно теряет свое значение. С отменой в марте 1990 г. III съездом Советов 6‑й статьи Конституции СССР о КПСС как направляющей и руководящей силе общества Компартия начинает распадаться. Первыми из КПСС выходят компартии Прибалтийских республик. Создается Компартия РСФСР, которой ранее в республике не существовало. За организационным последовал идейный раскол КПСС. Прежняя Программа партии была отброшена, и летом 1990 г. последний в истории КПСС XXVIII съезд одобрил платформу «демократического социализма», что означало отказ от коммунистической ориентации партии. Несогласные с подобной установкой члены КПСС сформировали новые направления в партии, включая марксистское, сталинское, социал-демократическое и др.
На фоне разложения КПСС идет процесс зарождения других партий. Еще в 1987 г. появились первые неформальные группы и организации, которые поначалу были малочисленны и слабо организованы. Но уже в следующем 1988 г. движение «неформалов» насчитывало сотни тысяч участников. Многие из них объединились в союзы, ассоциации, народные фронты – прообразы политических партий. Наибольшей активностью отличались Комитет Карабаха, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, общество «Память», Демократические союзы в Москве и Ленинграде. Сферой их деятельности были многочисленные митинги и манифестации, а пропаганда взглядов шла через собственные газеты и журналы. В 1989 г. на выборах в Верховные Советы республик и местные Советы многие представители новых политических образований одержали победу над коммунистическими выдвиженцами. В частности, Московский совет возглавил Г. Х. Попов, Ленинградский – А. А. Собчак. Дальнейшему развитию политических организаций способствовало усиление радикализации центральных органов власти. В 1989 г. на I съезде Советов стала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая Межрегиональная группа, в которую вошли Б. Ельцин[783], А. Сахаров, Т. Гдлян, Г. Попов, Н. Травкин, С. Станкевич. В июне 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал Председателем Верховного Совета республики Б. Н. Ельцина, который на XXVIII съезде КПСС демонстративно вышел из партии. Демарш главы республики еще более усилил размежевание политических сил. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Республиканская и другие оппозиционные КПСС партии. Переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», утвердивший в стране многопартийную систему. Правда, принятием этого Закона стабилизировать политическую обстановку не удалось. Радикальные политические течения, первоначально провозглашавшие «улучшение социализма», перешли на антисоциалистические позиции. Наиболее открыто идеи антикоммунизма были провозглашены движением «Демократическая Россия», к которой примкнули ряд руководителей страны, включая Б. Н. Ельцина и А. Н. Яковлева.
Таким образом, на этапе перестройки произошли серьезные сдвиги в политической сфере. Была нарушена монополия КПСС на политическую власть, осуществлена передача властных полномочий Советам, зародился институт президентской власти, началось разложение КПСС, появилась многопартийность. Все эти изменения в целом опрокинули сталинскую политическую модель социализма. Вместе с тем полной либерализации политического режима руководство страны не допустило. М. С. Горбачев и его сподвижники предпринимали все усилия, чтобы сохранить КПСС и ее идеологию. Однако центристская позиция М. С. Горбачева, характер его политических реформ не устраивали радикалов и вызывали недовольство консерваторов. Консерваторы встретили в штыки изменения в политической сфере, так как они ущемляли власть партократов. Радикалам политические преобразования М. С. Горбачева казались неполными, ибо оставляли возможность для манипуляций, сохраняли значительную власть Генерального секретаря КПСС, а значит, и партии. Центристские позиции М. С. Горбачева не нашли поддержки и в массах, настроения которых по мере ухудшения их положения все более радикализировались. В этих условиях на первый план выдвинулись те политические партии и движения, которые являлись сторонниками окончательного уничтожения остатков коммунистической системы. Все эти обстоятельства не устраняли, а, наоборот, усиливали политическую конфронтацию в обществе.
Политика перестройки М. С. Горбачева споткнулась на национальном вопросе. По мере демократизации общества, утраты властями контроля над экономикой и социально-политической обстановкой возникают центробежные тенденции. В 1988 г. активную борьбу за выход из СССР начали оппозиционные силы Прибалтийских республик, которые уже к лету 1990 г. приняли декларации о национальном суверенитете. Вслед за ними аналогичный шаг сделали другие республики, включая и Россию. 12 июня 1991 г. всенародным голосованием первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Этот день стал Днем независимости России. Во многих республиках произошли кровавые межэтнические конфликты. В 1988 г. в Закавказье вспыхнула война между Арменией и Азербайджаном из‑за Нагорного Карабаха. В 1989–1991 гг. шли кровопролитные столкновения в Средней Азии, включая Ферганскую долину, Алма-Ату, Душанбе. Районом интенсивных этнических вооруженных сражений стали Южная Осетия и Абхазия. Усиливалось противостояние и в Молдавии. Союзное руководство пыталось разрешить конфликты политическими методами, а когда они не помогли, то в ряде мест была использована и военная сила. Однако и силовые методы не остановили национальную борьбу. Фактически начался распад СССР, и следовало искать выход из кризисной ситуации. По инициативе М. С. Горбачева 17 марта 1991 г. был организован референдум о будущем Союза, где свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании[784], высказалось за его сохранение. Это позволило М. С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения. В консультациях о будущем Союза принял участие и Б. Н. Ельцин. В результате этих переговоров был подготовлен проект нового Союзного договора на федеративно-конфедеративных началах. Признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики, а центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации основных направлений экономической деятельности.
Подписание договора о создании нового Союза должно было состояться 20 августа 1991 г. Но 19 августа группа проимперски и прокоммунистически настроенных должностных лиц государства[785], включая вице-президента Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, председателя КГБ В. А. Крючкова, министра внутренних дел Б. К. Пуго, воспользовавшись отсутствием в Москве М. С. Горбачева, объявила о введении чрезвычайного положения, приостановке деятельности политических партий, за исключением КПСС, запрещении митингов и демонстраций, отстранении Президента СССР от власти и создании ГКЧП. Однако августовский путч закончился провалом. Население страны в основном не поддержало ГКЧП, армия не захотела применить силу против своих граждан, большинство правительств других стран также осудили попытку переворота. Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как попытку антиконституционного переворота. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, а М. С. Горбачев вернулся в Москву. Но к этому времени его звезда правителя уже закатилась. На лидерство стал претендовать вышедший победителем в борьбе с путчистами Б. Н. Ельцин. После путча идея подписания договора о новом Союзе была отвергнута всеми лидерами республик, и в декабре 1991 г. СССР перестал существовать[786]. Вместо него был создан Союз Независимых Государств (СНГ), статус которого не определен до настоящего времени. М. С. Горбачев сложил свои полномочия Президента СССР и заявил о роспуске КПСС. Политика перестройки закончилась; все задуманное не было осуществлено. В дальнейшем бывшие союзные республики стали развиваться самостоятельно.