Преобразования Петра I.
XVIII в. занимает особое место в истории Запада и мировой истории. В западноевропейской цивилизации он завершает переходный период от феодализма к капитализму. В экономике вершин своего развития достигает мануфактура, резко возрастает удельный вес централизованных предприятий, крупное производство одерживает победу над средневековым ремеслом, создаются условия для использования машин[303]. Развитие мануфактурного производства обусловило экономический рост и выдвижение вперед среди других государств Англии, Голландии, Западной Германии, Франции, Швеции, Северной Италии, Чехии и др. Зарождается западноевропейское индустриальное общество. XVIII в. стал временем бурного развития торговли. Увеличилось количество местных и областных рынков, сложился международный рынок. Объем торговли на Западе только во второй половине XVIII в. вырос более чем в 2 раза. Самая развитая в те времена британская промышленность за столетие увеличила производство товаров, поставляемых на внутренний рынок, в 1,5 раза, на экспорт – в 5,5 раза[304]. Рост торговли во многом обусловливался включением в торговый оборот колониального мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была порабощена европейцами, прежде всего экономически – через неравноправные экономические договоры, создание торговых факторий, вывоз колониальных продуктов и сырья для переработки в своих странах. Нередко европейцы переселялись в завоеванные земли, захватывали у местного населения территорию, недра, превращая эту землю в рынок товаров. В XVIII в. в ряде стран стал нарастать прогресс и в сельском хозяйстве, появилась сельскохозяйственная машинная техника в виде сеялок, молотилок и т. п., что обусловило рост производительности труда и производства сельхозпродукции.
Сдвиги в экономике изменили социальную структуру европейского общества. Росли новые слои торговцев и финансистов, прочно утвердился класс мануфактуристов, множились ряды мануфактурного пролетариата, начался процесс сокращения численности землевладельцев и крестьян.
В политической системе западноевропейского общества XVIII в. в основном сохранялся абсолютизм. Но монархическая власть перестала обожествляться. Она истолковывалась уже не как творение Бога, а как результат волеизъявления народа, который может эту власть изменить. Свидетельством такого подхода к власти стали социальные революции, пытавшиеся насильственным путем переустроить общественную жизнь. Среди них особо выделяется Великая французская революция (1789–1794). В результате абсолютизм пересматривает свою политику, начинает опираться на формирующиеся буржуазные классы, содействует их развитию, воспринимает идеи накопления капитала и роста материального благосостояния индивидов, идет на создание гражданского общества. В то же время у абсолютизма появляется альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу США и Голландии.
Идейной основой новых отношений в Европе стала идеология Просвещения, благодаря которой XVIII в. нередко называют эпохой Просвещения[305]. Просветители имели свой взгляд на роль образования, науки, церкви, на суть нравственности. Они считали, что основой общественного прогресса является просвещение народа. В науке просветители на первый план выдвигали эксперимент. Они также разработали понятия «историческая закономерность», «капитал», «производительный труд»; выдвинули идеи народного суверенитета, народного представительства, прямого народоправства; вывели формулу «свобода, гражданское равенство, собственность». Согласно новому пониманию нравственности, добродетель не сводится к выполнению церковных предписаний ради «спасения души», а заключается в стремлении к «общему благу», к прогрессу человечества, к «царству разума». Утверждалось, что богатство не грех, а, наоборот, признак избранности Богом при условии, что оно идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства.
Иными словами, в XVIII в. в Европе шел активный процесс модернизации традиционного общества. Экономическая жизнь подчинялась требованиям эффективности и прибыльности. Создавались предпосылки для индустриальной революции, появились и развились новые социальные группы наемных работников и буржуазии. XVIII в. показал, что абсолютизм как форма государственного устройства исторически и политически ограничен. Были подорваны идейные, религиозные устои феодализма, побеждает хозяйственная этика протестантизма. Центром новых общественных отношений в Европе постепенно становится свободный человек.
Вместе с тем XVIII в. принадлежал не только «новому», но и «старому» миру, поэтому был противоречивым столетием. Основой экономики оставался аграрный сектор. Сохранялась иерархичность европейского общества, в котором значительные позиции еще удерживали аристократы-землевладельцы, а крестьянство составляло большинство населения и различалось по своему статусу[306]. За исключением нескольких государств на континенте господствовал абсолютизм. Европа XVIII в. не представляла собой единого целостного образования, делилась на множество отличающихся по уровню развития регионов. В целом политическая карта Европы выглядела следующим образом. Ведущую роль в экономической и политической жизни континента играла Англия. Экономически развитой была Голландия. Франция оставалась сильной страной, но XVIII в. для нее был временем непрерывного социально-политического кризиса. Колониальные империи Испания и Португалия считались оплотом реакционности и невежественности. Швеция, являясь сильной в начале столетия, утратила свою роль в конце века. В 1776 г. в бывших североамериканских колониях Англии провозглашаются США, что обусловило развитие новой ветви западной цивилизации.
В Восточной Европе XVIII в. – время стремительного укрепления авторитета и международного влияния России. В то же время Россия развивалась в условиях еще больших противоречий, чем Западная Европа, что объяснялось внешними факторами, особой приверженностью традициям, многонациональным характером страны, устойчивой верой народа в монархическую власть как единственно приемлемую для русского общества.
В XVIII в. Россия, как и другие страны Европы, встала на путь модернизации. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XVII в.[307], когда начался переход от ремесленно-цехового к мануфактурному производству, интенсивно развивалась внутренняя и внешняя торговля[308], совершенствовались финансовая и налоговая системы. В XVII в. меняется и характер государственной власти, зарождается абсолютизм, утрачивают свое значение Земские соборы и Боярская дума. С учетом европейских законодательств в 1649 г. принимается Соборное уложение, которое до конца века постоянно совершенствуется[309]. Начинается реорганизация вооруженных сил, создаются полки иноземного строя, изменяется порядок набора и комплектования армии. XVII в. – это и время культурного подъема России. Распространяется грамотность, развиваются научные знания, реформируется церковь, расширяются культурные связи с другими странами В этот период начинается размежевание общества, появляются национально-консервативное и западническое течения. При Алексее Михайловиче Романове поощрялась деятельность реформаторов-западников Л. Ордина-Нащокина, Ф. Ртищева, А. Матвеева, при Федоре Алексеевиче Романове – Н. Голицына. Изменения, произошедшие в стране благодаря деятельности этих реформаторов, стали благоприятной почвой для осуществления преобразований в XVIII в.
Однако, несмотря на наметившиеся изменения, Россия еще серьезно отставала от Западной Европы. Промышленность по техническому оснащению и объемам уступала западноевропейской, а по структуре оставалась крепостнической. Сельское хозяйство основывалось на подневольном труде крепостных и отличалось рутинными способами обработки земли. Торговля ограничивалась отсутствием выходов к морям. Госаппарат был разбухшим, неповоротливым и не отвечал потребностям времени. Просвещение медленно проникало не только в народ, но и в высшие круги общества. Образ жизни и быт русской семьи отличались замкнутостью, слепым подражанием старине, суеверностью и патриархальностью. Русское войско состояло преимущественно из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных, что стимулировало вынашивание планов нападения на Россию со стороны иноземных государств.
Чтобы преодолеть отставание от цивилизованных стран, решать назревшие проблемы, двигаться по пути прогресса, России необходимы были глубокие преобразования всеобъемлющего характера. Возможны были два пути перехода от традиционного устройства к рациональному обществу: постепенный, эволюционный и резкий, революционный, позволяющий быстро, в короткий срок перестроить экономику, государственное устройство, быт и сознание людей. Россия выбрала второй вариант, что во многом обусловливалось характером пришедшего к власти в конце XVII в. Петра I[310]. Он был сложной и противоречивой личностью. Под влиянием обстоятельств у него сформировались подозрительность, грубость и жестокость. В то же время Петр I был любознателен и трудолюбив, обладал государственным умом и талантом преобразователя, отличался исключительным упорством и настойчивостью, смелостью и энергией, решительностью и чувством царственного долга. Вся его деятельность была проникнута идеей служения народу. Лучшие свойства личности Петра I позволили ему решительно проводить преобразования и обеспечить успех большинства из них.
К преобразованиям Петра I подтолкнул ряд событий: поездка в начале 90‑х гг. XVII в. в Архангельск, где он стал поклонником морей и кораблей; Азовские походы 1695–1696 гг., давшие Петру I воинский опыт; Великое посольство 1697–1698 гг. в Европу, после которого он решил сделать Россию не хуже западноевропейских государств; поражение под Нарвой в 1700 г., заставившее Петра I ускорить реформирование страны.
При проведении реформ Петр I руководствовался особой политической доктриной, представлявшей собой совокупность западноевропейских идей и русских традиционных воззрений на развитие общества[311]. Из философских школ Запада были позаимствованы концепция рационализма, теории общественного договора и естественного права, идея блага народа. Вместе с тем Петр I и его единомышленники придерживались традиционных взглядов на систему власти, роль монархии, государства и церкви. Они считали, что аристократическая форма управления приводит к расколу «верхов», а демократическая порождает «мятежи и смуты народные», что пагубно отражается на положении страны. Они отвергали ограниченную монархию, считали наиболее эффективной формой власти абсолютизм, который освящен Богом и устанавливается по соглашению с народом[312]. Однако идеологи монархии времен Петра I пошли дальше своих предшественников, восприняв западноевропейскую идею просвещенного абсолютизма, в соответствии с которой во главе государства должен стоять разумный правитель, содействующий всестороннему развитию общества. Данная теория дополнялась идеей патернализма и «педагогической дубинки», согласно которой строгий монарх должен применять в управлении обществом и поощрение, и наказание. В вопросе о роли государственных органов новаторство Петра I проявлялось в том, что он рассматривал бюрократию как всемогущую силу, призванную регулировать все стороны жизни общества. По отношению к церкви царь и его сторонники высказались за ее полное подчинение государству[313].
Таким образом, в Петровскую эпоху мыслителями была теоретически обоснована незыблемость самодержавия. В политических воззрениях господствующей осталась средневековая традиция отождествления личности самодержца, государства, отечества. Новым в идеологии самодержавия стало положение об образцовом монархе, осознающем свой долг перед народом и делающем все для его блага.
Реформы Петра I охватывали все сферы общественной жизни, включая экономику, управление, армию, культуру и быт русских семей.
На одном из первых мест стояла реформа государственного управления. Петр I отказался от традиционалистского типа власти, упразднив веками существовавшие местничество, приказную систему, Боярскую думу и т. д. Он приступил к внедрению в России рациональной организации управления. Новый тип власти предполагал опору на идеально подобранных чиновников-бюрократов, которые должны быть функционально дифференцированы, действовать по определенным правилам, иметь особый корпоративный статус. В соответствии с этими представлениями в стране была проведена административная реформа, созданы новые органы центральной власти, в том числе Сенат, сосредоточивший в своих руках законосовещательные, судебные и административные функции; 11 коллегий со строго дифференцированными направлениями работы и коллективным принятием решений[314]; Синод, ведающий делами церкви. Для надзора за работой учреждений были сформированы прокуратура и фискальная система[315]. На службе была установлена четкая иерархия чинов, нашедшая отражение в Табели о рангах. Все должности были распределены по 14 рангам, каждый из которых делился на чины. Дойдя до 8‑го ранга, чиновник получал звание дворянина.
Изменился принцип комплектования административных органов. Условием занятия соответствующих должностей был объявлен принцип служебной пригодности, а не знатности происхождения. Это было демократическим начинанием, так как открывало путь наверх наиболее способным людям из низших сословий[316]. Но демократичность намерений ограничивалась стремлением заставить всех дворян нести обязательную, постоянную службу. Примерно две трети их направляли на военную службу, остальных – на гражданскую. За отказ служить дворян лишали привилегий, вплоть до конфискации владений. По мнению Е. В. Анисимова, такое «…зарегламентированное дворянство, обязанное¼ служить, служить и служить, лишь с натяжкой можно назвать господствующим классом»[317]. Скорее это был слой привилегированных слуг монарха. Не случайно служба рассматривалась многими русскими дворянами как тяжкое бремя, в то время как в цивилизованных странах расценивалась как награда. К государственной службе при Петре I стали привлекать военных, в том числе для сбора податей, проведения переписи, подавления волнений. Нередко власть командира полка в той или иной местности превосходила власть местной гражданской администрации. Привлечение военных объяснялось убеждением Петра I в том, что армия как общественный институт – наиболее стройная и совершенная организация и модель ее может быть использована в гражданском обществе.
Особенностью государственно-административной системы Петровской эпохи стало подчинение церкви государству. Об этом свидетельствовало упразднение в 1700 г. патриаршества, создание государственного органа по делам церкви – Святейшего Синода, появление закона, обязывающего подданных посещать церковь, исповедоваться, а священников – доносить властям о крамольных действиях верующих. Превращение церкви в бюрократическую контору, охраняющую интересы государства, привело к падению ее авторитета в массах, стало одной из причин утраты народом духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Составной частью административной реформы при Петре I стало преобразование местного управления. Страну поделили на 8 губерний, губернии – на 50 провинций, провинции – на уезды. Для управления ими была создана разветвленная единообразная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Губернии возглавлялись губернаторами, провинции и уезды – воеводами.
Петровский идеал рационального государства предполагал создание административного права, регулирующего деятельность различных органов управления. При нем были составлены Генеральный и частные регламенты, которые определяли состав, компетенцию, порядок функционирования коллегий, канцелярий, контор и иных госучреждений. Анализ этих правил свидетельствует о чрезмерной забюрократизированности, попытках расписать и проконтролировать каждый шаг административных органов[318]. Петр I верил, что наличие таких правил является непременным условием эффективной работы чиновников. Но в условиях отсутствия институтов социального контроля бюрократия быстро почувствовала свою власть, силу и безнаказанность, стала обрастать привилегиями, нередко творила беззакония, нарушала вмененные ей правила. Создание новых властных структур завершилось провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной жизни. Оформление абсолютизма закончилось, никогда прежде правители России не обладали такой полнотой власти.
В целом просматриваются две стороны административной реформы Петра I. Положительным является отход от средневековой архаичной системы управления и создание более эффективной бюрократической системы. Возникшие при Петре I институты государственной власти сохранились до 1917 г. и оказали сильное влияние на все стороны жизни страны[319]. Но задачу формирования рационального и справедливого государства Петру I решить до конца не удалось. На практике появилось военно-полицейское, бюрократическое образование. Сложился культ учреждения, и национальным бедствием стала погоня за чинами и должностями. Государственная власть воспринималась как единственный инициатор и организатор совершенствования общества. При таком типе власти инициатива снизу была не нужна, так как система требовала лишь хороших исполнителей. Таким образом, европейская идея рационализма, наложившись на российскую деспотическую традицию, закрывала путь превращению подданных государя в граждан, сдерживала развитие страны по пути прогресса.
Петр I поставил задачу догнать Запад и в экономическом отношении. Политика подъема экономики предполагала накопление денежных средств; развитие промышленности, стимулирование торговли и сельского хозяйства. Чтобы пополнить казну, Петр I проводил жесткую финансовую политику. Главным источником доходов оставались налоги. Основным из них стала подушная подать, включающая в орбиту плательщиков почти все население, кроме дворян. Помимо этого существовало множество других налогов, таких как мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, шапочный, сапожный, с печей, с продажи съестного. К данным налогам присоединялись вновь введенные казенные монополии на соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, дубовые гробы, продажу вина, ловлю рыбы и т. д. Казна пополнялась и за счет монетной реформы[320], в ходе которой мелкие серебряные монеты были заменены медными, уменьшился вес монет, ухудшилась проба серебра. Только в 1701–1709 гг. чистая прибыль государства от этой реформы составила 4,4 млн. р., а в целом бюджет страны с 1680 по 1724 г. увеличился втрое[321].
Международное положение и внутренняя обстановка диктовали государству приоритеты вложения денежных средств. Стремление догнать Запад и укрепить обороноспособность страны заставляли правительство направлять свои усилия на развитие промышленности. Петр I провел первую форсированную «мануфактурную индустриализацию», т. е. в короткий срок за счет мобилизации всех государственных средств и использования труда крепостных создал разветвленную систему государственных и частных мануфактур. Решение этой задачи стало возможным благодаря политике протекционизма по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье[322]. Через повышение таможенных пошлин создавались препятствия для ввоза из других стран тех товаров, которые производились в России, и наоборот, на льготных условиях вывозились готовые изделия и ввозилось сырье. Подобная политика оказывала огромную помощь в становлении отечественной промышленности. При этом поощрялось создание как государственных, так и частных предприятий. Казенные мануфактуры преобладали в начальный период Северной войны, интересы которой заставляли государство определять и развивать «полезные» виды производства и ограничивать «неполезные». По мере завершения войны начинают осуществляться меры по поощрению частного предпринимательства[323]. Половина предприятий предназначалась для снабжения армии и флота. Особую роль в этом играл Уральский металлургический район, на заводах которого отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря. Русские войска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходящее вооружение их противников. Постепенно был прекращен импорт оружия. В целом в металлургии выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов. С 1722 г. Россия начала экспортировать металл, а с конца 1740‑х гг. выплавляла чугуна в 1,5 раза больше Англии и удерживала мировое первенство вплоть до начала XIX в.[324]
Значительный рост наблюдался и в других отраслях промышленности. Основывались суконные, полотняно-парусинные мануфактуры, развивалось кораблестроение. Центром текстильной промышленности стала Москва. Всего, по данным В. О. Ключевского, «Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям»[325]. Таким образом, реформы Петра I в первой четверти XVIII в. в промышленности привели к созданию мощной экономики на основе новых европейских технологий. Это открывало определенные возможности капитализации страны, если ее основой считать техническую производственную базу.
Однако система усилившихся при Петре I феодальных, крепостнических отношений не позволяла до конца реализовать эти возможности. В эпоху Петра I промышленность, в том числе и частная, была поставлена под более жесткий контроль, чем в предшествующий период. Ее деятельность регулировалась многочисленными регламентами, уставами, проверками, отчетами, налогами. Главной особенностью отечественных мануфактур было выполнение ими государственных, в основном военных, заказов. Это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, но лишало предприятия экономической свободы и препятствовало развитию конкуренции. Своеобразно решалась проблема обеспечения российской промышленности рабочей силой. В условиях нехватки рабочих рук наемный труд был скорее исключением, нежели правилом. Предприятия основывались преимущественно на подневольном труде крепостных, поэтому утратили к концу XVIII в. способность к динамическому развитию[326]. Иными словами, Петр I не понял, что могущество страны определялось не столько количеством мануфактур, сколько наличием разнообразных условий для свободной экономической деятельности. Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической, крепостнической и милитаризованной промышленности, что обусловило нарастание экономического отставания страны с начала XIX в.
Петр I считал, что «торговля – верховная обладательница судьбы рода человеческого». Поэтому он, опираясь на идеи меркантилизма, многое сделал для ее развития.
Для руководства торговлей была учреждена Коммерц-колегия. Купечеству рядом указов были предоставлены особые льготы[327]. Расширению торговли способствовал рост мануфактур, развитие мелкого товарного производства и отходничества, специализация сельскохозяйственных районов, улучшение путей сообщения[328]. Повсюду возникали «ярманки», гостиные дворы, биржи, торговые пристани. Петр I заботился также о расширении внешней торговли. Главным городом, через который шла торговля с Европой, стал основанный в 1703 г. Петербург. Если в 1722 г. в петербургском порту побывало 116 иностранных торговых судов, то в 1725 г. – уже 914[329]. Расширялась традиционная торговля с Востоком, включая Персию, Китай, Среднюю Азию. Ввозили краски, сахар, шелк, чай, сукно, а вывозили железо, парусину, оружие, льняные ткани и др. Под конец царствования Петра I вывоз товаров из России в два раза превышал ввоз иностранных товаров[330]. В вывозе преобладали изделия, а не сырье.
Вместе с тем и сфера торговли ощущала на себе диктат со стороны государства. Государственное вмешательство проявлялось в насильственном сколачивании торговых компаний; в насаждении в городах цехового строя; в принудительном переселении лиц купеческого сословия в торговые города; в регламентировании торговой деятельности купечества – в указаниях, чем торговать, по какой цене и где продавать; в высоких налогах на прибыль купцов; в обязательном несении ими различных видов бесплатной службы в пользу государства. Подобное отношение принижало статус купеческого звания, подрывало капитал купечества, снижало его торговую инициативу, сдерживало масштабы торговли и мешало ей развиваться в русле рыночных отношений.
Петр I сделал попытку изменить положение в сельском хозяйстве, включая организацию сельскохозяйственного производства, его структуру, зоо‑ и агротехнику. Были приняты меры по охране лесов, росло производство технических культур, образовывались новые льноводческие районы, развивалось овцеводство, коневодство, появились новые породы крупного рогатого скота, расширялись посевы табака, возросло значение садоводства и огородничества, при уборке зерна вместо серпов все более широко стали применяться косы¼ Но сельское хозяйство оказалось наиболее инертной и наименее доступной для правительственного вмешательства сферой экономики. В целом аграрный сектор оставался рутинной отраслью, где развивались только те направления, которые обеспечивали потребности армии и флота. Реформы Петра I в других сферах жизни объективно ухудшили положение деревни. Она стала основным источником рабочей силы для промышленных предприятий и главным поставщиком рекрутов в армию. Крупный исследователь эпохи Петра I Н. Павленко утверждает, что количество налогов, собираемых с крестьян, не поддается учету. Крестьян использовали при строительстве флота, городов. каналов, дорог, принуждали к выполнению различного рода повинностей, среди которых были поставка подвод для перевозки грузов, предоставление жилья для постоя солдат и др. В итоге к концу царствования Петра I крестьяне были совершенно разорены, опустошались целые области и деревня едва обеспечивала страну продовольствием.
Характер экономической политики Петра I отражался на социальной структуре Российской империи. Зарождаются сословия европейского типа. Указ Петра I о единонаследии способствовал росту числа крупных собственников-землевладельцев, так как обязывал передавать поместья только одному сыну, а также увеличивал численность промышленников, коммерсантов, предпринимателей из тех дворян, которые землю по наследству не получили. При Петре I идет процесс формирования среднего сословия из торгово-ремесленного населения городов. В их интересах были учреждены выборные городские магистраты. По западноевропейскому образцу ремесленников стали объединять в цехи. Городских жителей разделили на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. В первую категорию входили купцы, промышленники, банкиры, а также мелкие торговцы и ремесленники. Им был дан ряд льгот и привилегий, что расширило их инициативу и предприимчивость, способствовало формированию слоя предпринимателей[331]. Мы присоединяемся к точке зрения тех, кто считает, что при Петре I были заложены основы для появления новой социальной категории «наемные рабочие», к которой относились свободные наемные мастера-ремесленники и крепостные, отпущенные помещиками на денежный оброк[332].
Петр I сделал попытку изменить социальные отношения в деревне. Он восстановил права крестьянина перед судом, отменил его ответственность за долги помещика, рекомендовал прекратить торговлю людьми или, по крайней мере, не разбивать при продаже крестьянские семьи. В его указах содержался запрет переводить крестьян из одного имения в другое, вмешиваться в их личную жизнь, крестьянам предоставлялось право заниматься торговлей.
Однако и в социальной сфере активное вмешательство государства не позволило решить до конца поставленные Петром I задачи. При нем исчезла высшая служилая знать – боярство. Зависимость дворянства от государства еще более возросла. Оно несло ряд повинностей, гораздо более тяжелых, чем в Московском государстве. Главной оставалась военная служба, которую несли две трети дворян. Она начиналась с 15 лет, с поступления в солдатский полк и продолжалась пожизненно. Кроме того, для дворян вводилась новая учебная повинность: всех дворянских детей мужского пола обязали учиться грамоте, «цифири» и геометрии, а впоследствии многих из них посылали за границу для обучения военному и морскому делу. Петр I ввел для дворян особый образ жизни и времяпрепровождения, обязал носить одежду иноземного образца, ограничил их права в распоряжении имениями. В награду за службу дворяне получали титулы, новые земли, ордена, а отказ от службы приводил к лишению их всех привилегий. Поэтому дворянство в России, в отличие от Запада, не стало силой, противостоящей монархии, ограничивающей ее власть. Не увенчалась полным успехом и попытка Петра I создать средний класс. Одной из причин этого было несение государственного тягла, а также многочисленных повинностей и обязательных служб, лежавших на городском населении. Несмотря на желание Петра I изменить положение крестьян, в деревне расширялись и укреплялись крепостнические отношения. В ходе подушной переписи населения в 1718–1724 гг. крепостное право было распространено на ранее лично свободных «гулящих людей», а также на холопов, которые в прежние времена при определенных условиях могли стать свободными. Была создана категория государственных крестьян[333]. Для закрепления крестьян на местах вводилась паспортная система[334].
В целом Петр I значительно укрепил социальный строй, существовавший до него. Путем слияния отдельных мелких сословных групп были консолидированы основные классы общества. Население разделилось на дворянство, посадских людей и крестьянство. Сословная структура упрощается и становится более четкой. Просматривается зарождение элементов социальной структуры европейского типа. Но им не суждено было развиться и укрепиться в силу активного вмешательства в социальную сферу государства, которое ее исказило и деформировало.
Одно из центральных мест в политике Петра I занимала военная реформа. Многие историки, например В. О. Ключевский, считали, что война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа была обусловлена необходимостью укрепления позиций абсолютизма и поддержания порядка в стране, желанием Петра I вернуть исконные западнорусские земли и завоевать новые территории, стремлением не отстать от уровня армий передовых государств. Толчком к крупномасштабной военной реформе стало серьезное поражение в битве со шведами под Нарвой в ноябре 1700 г. Прежняя военная организация в лице дворянского ополчения, стрелецкого войска, полков иноземного строя не отвечала требованиям времени и была упразднена.
Создавая новые вооруженные силы, Петр I не стал заимствовать западноевропейскую систему наемной армии. Он предпочел сформировать национальную постоянную, регулярную армию на основе рекрутских наборов. С определенного числа дворов податных сословий в армию направлялся один рекрут, который служил в качестве рядового пожизненно[335]. За годы правления Петра I было проведено 53 набора, давших армии и флоту 280 тыс. человек. Рекруты проходили серьезную военную подготовку. Офицеры комплектовались из дворян. Их подготовка велась в специально созданных Бомбардирской, Преображенской, Морской, Инженерной, Медицинской и других офицерских школах, что позволило отказаться от приглашения иностранцев на военную службу. Для подготовки унтер-офицеров было создано 50 гарнизонных школ[336]. Во главе вооруженных сил стоял царь. При нем создавался Генеральный штаб. На время войны формировался Военный совет и назначался главнокомандующий. С учетом зарубежного опыта были модернизированы стратегия и тактика, принято военное законодательство и единая система воинских званий. Воинская служба стала единственным занятием для солдат и офицеров, т. е. военная служба отделялась от гражданской, армия стала профессиональной. Для технического оснащения армии было расширено металлургическое производство на Урале и оружейное – в Туле. Часть оружия закупали за границей. Детищем Петра I стал ранее не существовавший военно-морской флот. Общее количество построенных при нем кораблей и судов достигло 895 единиц[337], а численность русских военных моряков возросла до 30 тыс.[338] Подобных масштабов история военно-морского флота до этого не знала. По своим мореходным качествам новые корабли не уступали западноевропейским.
Благодаря настойчивым усилиям Петра I русские армия и флот стали сильнейшими в Европе, одержали ряд блестящих побед в Северной войне и восточных походах. Окреп международный авторитет России, которая установила постоянные дипломатические отношения с крупными державами, уверенно вошла в круг европейских государств.
Преобразования Петра I распространялись и на сферу культуры. Для Петровской эпохи характерны дальнейшее обмирщение культуры, развитие в ней личностного начала, сплав новаций и традиций старины, выделение дворянского и народного направлений, сближение с европейской культурой. Велением времени стала необходимость особого внимания к просвещению народа. Образование было возведено в ранг государственной политики. Была создана целая сеть учебных заведений нескольких типов: начальные общеобразовательные цифирные, гарнизонные школы и епархиальные училища; профессиональные Артиллерийская, Инженерная, Хирургическая школы, ремесленные училища и Языковая гимназия; высшая Морская академия и Славяно-греко-латинская академия. Расширяя количество учебных заведений, Петр I положил начало массовому народному просвещению. Отличительной особенностью петровских школ была их открытость для детей «всяких чинов».
Петр I заботился об улучшении качества образования. Этому способствовали замена церковно-славянского шрифта гражданским, перевод на русский язык европейских и издание отечественных учебников[339], приглашение для преподавания европейских педагогов, открытие общедоступной библиотеки и первого музея – кунсткамеры, расширение издательского дела[340].
Петр I стремился также поднять на европейский уровень русскую науку. При нем организовывались географические и этнографические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа, были составлены карты Сибири, Дона, Азовского и Каспийского морей. Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект открытия Академии наук. В эпоху Петра I появилась плеяда блестящих ученых: в математике – Л. Ф. Магницкий, в географии – С. У. Ремезов, в богословии и правоведении – Ф. Прокопович. Ученым энциклопедических знаний был В. Н. Татищев.
Стремясь достигнуть уровня западноевропейской культуры, Петр I заботился о развитии градостроительства, архитектуры и различных видов искусств. Вводились новые правила обустройства Москвы и Петербурга. В этих городах должны были возводиться только каменные дома, прокладываться прямые, широкие, с мощеными мостовыми и освещением улицы, разбиваться парки. Русские и иностранные зодчие создали замечательные памятники архитектуры, включая Сухареву и Меншикову башни в Москве, Адмиралтейство, Гостиный двор, дворцы Петра и Меншикова в Петербурге, Петергоф с большим каскадом фонтанов и др.
Сближение с Западом проявилось и в изменении образа жизни и внешнего облика русских людей. Патриархальный уклад русского быта с его религиозным мировоззрением уступил место «светскости», рационализму и деловитости. Особыми указами Петр I запретил шитье, продажу и ношение русского платья и ввел более удобную одежду и обувь венгерского, саксонского и французского образцов. Русскую знать обязали сбрить бороды и носить парики. Для того чтобы приучить высшее общество к европейским обычаям и развлечениям, Петр I учредил вечерние собрания – ассамблеи. Перестраивая семейный быт, он запретил браки без согласия молодых, обязал женщин посещать ассамблеи, тем самым освободив жен и дочерей от постоянного заключения в тереме. Восприятию молодым поколением норм культурного поведения в обществе способствовало произведение неизвестного автора «Юности честное зерцало».
Таким образом, в эпоху Петра I культура сделала шаг вперед, избавилась от религиозного влияния, стала более светской и рациональной, освоила многие достижения европейской культуры. Но в условиях абсолютистского феодально-крепостнического строя она развивалась противоречиво. Находясь под контролем государства, культура оказывала мощное воздействие на массы в соответствии с интересами самодержавия. Культурные новшества вводились насильственно. Наблюдалось искусственное привнесение в русскую среду иноземных традиций. Со времен Петра I берет начало преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к русскому языку, одежде, музыке и т. д. Насильственная европеизация привела к забвению многих достижений русской культуры.
Разрушение традиционных устоев и усиление западного влияния вызвали противоречивую реакцию в российском обществе, расколовшемся на сторонников и противников Петровских реформ[341]. Этот раскол в общественном сознании, идейно оформившийся в середине XIX в., с определенными модификациями сохранился до наших дней[342]. При всем многообразии подходов можно выделить две основные оценки деятельности Петра I. Одна из них связана с традициями славянофильства, отстаивавшего мысль об особом пути развития России, другая – с западничеством, основанным на идеях всеобщей закономерности общественного прогресса. Славянофилы были идейными противниками Петра I, западники – сторонниками. Традиционалисты считали, что преобразования Петра I были искусственным вмешательством государственной власти в ход общественного развития, насильственным перенесением на русскую почву чужеродных идей и обычаев. Сторонники Петра I, наоборот, были убеждены в исторической целесообразности и необходимости петровских преобразований, считали, что превращение России в современное государство было возможно только при условии внедрения европейских достижений. По мысли западников, проведенные реформы были оптимальной моделью политического реформаторства, ускорившего развитие России и уменьшившего ее отставание от Европы.
Существует и третья точка зрения, сторонники которой отмечают, что и западническая концепция «прогрессивности» Петровских реформ, и славянофильская теория «искусственного разрыва» в развитии страны грешат преувеличениями. Авторы последнего подхода подчеркивают противоречивость, неоднозначность преобразований Петра I, дают двоякую оценку реформ в сфере экономики, государственного управления, культуры и т. д.[343] И с ними трудно не согласиться. С одной стороны, преобразования Петра I были грандиозны и по своим масштабам, и по своим последствиям. Они были закономерны, подготовлены всем ходом предшествующего развития, и благодаря им Россия превратилась из захолустья Западной Европы в сильную державу. С другой стороны, реформы этого императора носили ограниченный характер, опирались на консервативную социальную базу, сохраняли феодальные производственные отношения и потому не могли обеспечить долговременный прогресс страны.
4.2. Эпоха дворцовых переворотов
(1725–1762)
Время со смерти Петра I до воцарения Екатерины II В. О. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Характерными чертами этого периода были восхождение на престол не законным путем, а с помощью дворцовых переворотов; инициирование переворотов различными дворянскими группировками, стремящимися возвести на престол своего ставленника; вовлечение гвардии в политическую борьбу; приход к власти в результате переворотов женщин-императриц, на время правления которых вместе с Екатериной II приходилось 64 года; превращение дворянства из служилого в господствующее сословие; сотрясение дворцовыми переворотами основ государственного порядка[344].
Непосредственным поводом к дворцовым переворотам стал новый указ Петра I от 5 февраля 1722 г., отменявший обычный порядок передачи власти по наследству или соборным избранием и позволявший правящему монарху самому назначать преемника. Внезапная смерть не позволила Петру I определить судьбу трона. В итоге развернулась борьба между сторонниками старого и нового законов о престолонаследии. Феодальная аристократия настаивала на передаче власти внуку Петра I, а новая знать хотела посадить на трон Екатерину – жену Петра I. Победили «птенцы гнезда Петрова», подкрепив свои доводы силой гвардейских офицеров, приглашенных в царский дворец. Таким образом Екатерина I открыла эпоху дворцовых переворотов. После нее с 7 мая 1727 г. до 19 января 1730 г. правил Петр II. Оба эти монарха оказались мало приспособлены к государственной деятельности[345]. Страной фактически правил созданный в 1726 г. Верховный тайный совет[346] во главе с А. Д. Меншиковым при Екатерине I, Долгорукими и Голицыными при Петре II. Как правило, исследователи негативно оценивают факт появления этого органа власти. Но многие ученые полагают, что при таких слабых правителях, как Екатерина I и Петр II, он был просто необходим. Кроме того, Верховный тайный совет ограничивал самодержавие, что было шагом вперед на пути к демократическому государству. В литературе существует также положительная оценка ряда сторон политики «верховников».
Правление Верховного тайного совета характеризуется корректировкой наиболее непродуманных реформ Петра I. Была упрощена структура государственных органов и уменьшилась численность чиновничества, урезаны права Сената и Синода, упразднена Тайная канцелярия и должность генерал-прокурора, ликвидирован Главный магистрат и некоторые коллегии. Объективно прогрессивными были меры в сфере экономики. В области торговли всех купцов уравняли в правах, ввели свободу их передвижения и отменили насильственное переселение в портовые города, сняли ограничения на реализуемые товары, снизили пошлины на продукцию, ввозимую из‑за рубежа. Была ослаблена регламентация государства в сфере промышленности. Вместо Мануфактур-коллегии создали Мануфактур-контору с ограниченными правами, ряд казенных мануфактур передали в частные руки, предоставили льготы тем, кто строил новые заводы, корабли, верфи. Такая экономическая политика создавала условия для развития в стране буржуазных отношений. При «верховниках» также оказывалось содействие развитию культуры. В 1725 г. начала действовать российская Академия наук[347], выделялись средства на научные экспедиции, возводились дворцы, храмы, мосты. К безусловным политическим достижениям Верховного тайного совета следует отнести упразднение Сыскного и Пыточного приказов, возвращение из ссылки политзаключенных, попытки ограничить привилегии дворянской гвардии и уменьшить ее влияние на политическую жизнь. Венцом политической деятельности «верховников» стали «Кондиции» Д. М. Голицына. Они предполагали серьезное ограничение власти императрицы Анны Иоанновны, пришедшей на смену Петру II[348]. «Кондиции» предусматривали совместное правление царицы с Верховным тайным советом. Анна Иоанновна не имела права сама объявлять войну и заключать мир, производить в чины, расходовать государственные средства, наказывать дворян и жаловать им вотчины. Она не должна была вступать в брак и самостоятельно назначать себе преемника. Нарушение этих условий автоматически лишало императрицу короны. Реализация «Кондиций» могла стать важной ступенью в ограничении абсолютизма, привести к установлению конституционно-аристократической монархии, что, по сути, означало бы поистине революционный поворот в истории России. Но стране при этой императрице так и не удалось сделать шаг к демократии. Поначалу Анна Иоанновна, стремясь воцариться на российском престоле, подписала предъявленные ей «пункты». Но уже через месяц при поддержке значительной части общества она публично разорвала договор, упразднила Верховный тайны совет и отправила в ссылку его членов.
Можно выделить несколько причин неудачной «затейки верховников». Прежде всего следует отметить приверженность русского общества абсолютизму как единственно приемлемой форме власти для России. Социальная опора «верховников» была слишком узкой. Они не имели поддержки ни гвардии, ни рядового дворянства. Свертывание Петровских реформ вызывало протест искренних приверженцев Петра I. Ликвидация городского самоуправления порождала недовольство посадского населения. Беспощадное выколачивание недоимок и налогов вызывало ненависть крестьянства. Авторитет «верховников» в обществе снижало их личное обогащение, бесконечные интриги и жестокая борьба за власть. Таким образом, внутрисословные и межсословные противоречия не позволили конституционному режиму утвердиться в России.
История царствования Анны Иоанновны требует нового осмысления. Большинство историков негативно оценивали ее правление, считая его одной «…из мрачных страниц нашей истории…»[349], временем засилья в управлении немцев[350] во главе с Бироном, периодом упадка экономики, плохого состояния армии и флота. В наши дни происходит пересмотр традиционных взглядов на личность и характер политики этой императрицы. Исследования Н. И. Павленко, С. Г. Струмилина, Т. В. Черниковой, Е. В. Анисимова, Н. Н. Репина и др. свидетельствуют о том, что положение в стране не было таким тяжелым. По их сведениям, экономика в 1730‑е гг. шагнула далеко вперед. Вывоз хлеба за рубеж увеличился в 22 раза, а железа – в 5 раз. Россия обогнала Англию по выплавке чугуна, производство которого только на казенных заводах Урала увеличилась на 64,4%. Иностранцев в управлении было даже меньше, чем при Петре I, ведущие посты занимали русские. В частности, Кабинет министров возглавлял А. Волынский, Тайную канцелярию – А. Ушаков, обер-прокурором Сената был Ф. Саймонов. Что касается немцев Б. Миниха, А. Остермана, то они успешно служили не только Анне Иоанновне, но и Петру I. Более того, при этой императрице вышли правительственные постановления о недопущении особых привилегий для иностранцев, принимаемых на русскую службу. Отныне служба русских офицеров оплачивалась так же, как и иностранных, в то время как при Петре I последние получали в 2 раза больше. Правящую элиту разделяла не столько национальность, сколько острая борьба за власть. Данные расходов государственного бюджета 1734 г. противоречат выводу об отсутствии заботы правительства Анны Иоанновны об армии и флоте. Из 8 млн р. на их содержание было выделено 6,5 млн р. Сведения из истории политического сыска, приведенные Е. В. Анисимовым, нейтрализуют устоявшееся мнение о массовом терроре. При Анне Иоанновне было заведено 2 тыс. политических дел, а при Елизавете – 5 тыс. Борьба низов хотя и существовала, но не носила антимонархистского характера, была направлена против отдельных помещиков. Негативные оценки царствования Анны Иоанновны появились главным образом при Елизавете, взошедшей на трон в результате государственного переворота. В советский период отсутствие свободного доступа к архивным материалам привело к механическому перенесению этих оценок в научную литературу. К тому же они оказались незаменимым аргументом в борьбе с «тлетворным влиянием Запада».
Правление Анны Иоанновны характеризовалось стремлением укрепить абсолютизм, свою личную власть. Из преданных ей людей императрица создала Кабинет министров[351], для слежки за неблагонадежными воссоздала Тайную канцелярию, ввела «исповедные росписи»[352], учредила в городах полицию. Для своей охраны она сформировала Измайловский и Конногвардейский полки. Чтобы обеспечить режиму социальную опору, Анна Иоанновна первая из императоров возвышает дворянское сословие. Она отменила указ Петра I о единонаследии, что позволило дворянам свободнее распоряжаться своей собственностью. Петр I запрещал раздавать в частные руки государственные земли, а Анна Иоанновна разрешила это делать. Если Петр I заставлял дворян служить в армии пожизненно, то Анна Иоанновна в 1736 г. издала указ о сокращении срока службы до 25 лет. При Петре I дворяне проходили все ступени службы от рядового до офицера, а при Анне Иоанновне в 1731 г. был учрежден Шляхетский корпус, зачисление в который освобождало дворян от тягот солдатской службы и низших военных чинов. В интересах дворянства императрица закрепощала крестьян. Помещикам разрешали перемещать крестьян с земли на землю, приглашать полицию для подавления народных волнений, нещадно взыскивать недоимки и налоги, запрещать вступать в откупа и подряды. Сочетание жестких мер с политикой умиротворения дворянства обеспечило режиму Анны Иоанновны стабильность, позволило избежать дворцового переворота и серьезных народных волнений[353].
Заботясь о наследнике престола, Анна Иоанновна выдала замуж свою племянницу Анну Леопольдовну за Макленбургского принца Антона Ульриха Брауншвейгского. От этого брака родился Иван Антонович, который после смерти российской императрицы, будучи младенцем, унаследовал престол[354]. Регентом был назначен Э. И. Бирон. За 22 дня своего правления он издал ряд манифестов, в которых обещал «иметь суд во всем повсюду равный и правый», закрыл ряд судебных дел, выпустил из тюрем заключенных, осужденных за недоимки, издал указ о снижении подушной подати, выплатил жалованье офицерам и чиновникам. Но ему не удалось осуществить все задуманное. 8 ноября 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних совершил государственный переворот и арестовал Э. И. Бирона. Он объявил правительницей Анну Леопольдовну, но фактически управлял страной сам. Вскоре и Б. К. Миних был отстранен А. И. Остерманом. Нахождение у власти иностранцев вызывало недовольство русской знати. Начались новые дворцовые интриги. Взоры оппозиции обратились к дочери Петра I – Елизавете. 25 ноября 1741 г., совершив очередной переворот, Елизавета при помощи гвардии арестовала «Брауншвейгскую фамилию»[355] и воцарилась на российском престоле.
Историки по‑разному оценивают эффективность правления Елизаветы Петровны. Одни ученые утверждают, что ее царствование продвинуло Россию далеко вперед, другие, напротив, считают, что значительных изменений в стране не произошло. Анализ внутренней политики Елизаветы позволяет выделить ряд ее особенностей. Прежде всего следует отметить реставраторский характер начального периода правления Елизаветы. Захват власти Елизаветой осуществлялся под лозунгом возврата к политике ее отца. Поэтому сразу отменили многое из того, что было сделано после Петра I и приступили к восстановлению петровских порядков. Был упразднен Кабинет министров, восстановлены прежние правительственные функции Сената, отменена практика делегирования права высочайшей подписи кому-либо из министров[356], вновь стали функционировать Провиантская канцелярия, Берг- и Мануфактур-коллегии. Как и Петр I, его дочь поначалу активно вникала в самые сложные вопросы внутренней и внешней политики, нередко сама председательствовала на заседаниях Сената и подписывала все необходимые документы. Только к концу жизни, тяжело заболев, она отходит от государственных дел.
Однако в целом правление Елизаветы не стало «вторым изданием» политики Петра I. Более того, во многом она отошла от линии своего отца. Ярким проявлением этого стали продворянские реформы 1750‑х гг., проведенные по инициативе ее советника Н. И. Шувалова. Реформы были направлены на новое возвышение положения дворянства. Вслед за Анной Иоанновной Елизавета предприняла меры для облегчения военной службы дворян. Она отменила закон Петра I о недорослях и разрешила дворянам записывать детей в полки с момента рождения. В 10 лет юные отпрыски, сидя дома, становились сержантами, а в полк являлись в 17 лет уже капитанами. Прослужив 10–12 лет, они могли вернуться в свои имения. Улучшилось и экономическое положение дворянства. Указами 1746, 1753, 1758 гг. Елизавета предоставила потомственным дворянам монопольное право на приобретение земли с крестьянами, на открытие мануфактур, на занятие торговой и предпринимательской деятельностью[357]. Для стимулирования экономической активности дворян императрица открыла Дворянский и Купеческий банки, раньше многих европейских государств отменила внутренние таможенные пошлины. Финансовое положение дворянства улучшилось в связи со снижением подушной подати и уменьшением норм рекрутского набора.
Интересам дворян отвечала и проводимая Елизаветой политика дальнейшего закрепощения крестьян. Ее указы узаконили судебно-полицейскую власть и хозяйственную опеку помещиков над крестьянами. Они запрещали помещичьим крестьянам добровольно записываться в рекруты[358], предоставляли помещикам право продавать крестьян в солдаты, ссылать провинившихся крепостных в Сибирь на поселение, создавать собственные законы и по ним наказывать своих подневольных людей. Елизавета унизила крестьян и тем, что избавила их от воинской присяги «на верность служения Отечеству и монарху».
Линия на возвышение дворянства проявилась и в росте его материального благополучия, богатства и роскоши. Во времена Елизаветы шла бурная застройка столицы дворянскими особняками. Поражали роскошью дворцы Чернышевых, Лестока, Воронцовых, Строгановых, Шуваловых, Разумовских и Орловых. Делом государственной важности стала организация развлечений для дворян. Три должностных лица: фельдмаршал С. Нарышкин, князь Н. Трубецкой, обер-прокурор Синода Я. Шаховской – вели переписку по их устроению. Дворянство развлекалось французскими комедиями, английскими контрдансами, итальянскими операми. В балах, явка на которые была обязательной, участвовало от 1 000 до 1 500 человек, причем дамы даже сравнительно низкого звания надевали украшения с бриллиантами стоимостью 10–12 тыс. р.[359] Таким образом, по выражению В. О. Ключевского, сословие, бывшее при Петре I «привычным орудием правительства в управлении обществом», постепенно превращается в сословие, управляющее «обществом посредством правительства». Иными словами, с воцарением Елизаветы начинается «период дворяновластия»[360].
Другой особенностью правления Елизаветы был ярко выраженный национализм, который многие расценивают как пробуждение патриотизма и национального сознания. По сути, она была первой в династии Романовых, возведшей национализм в русло государственной политики. И это не случайно. Елизавета пришла к власти под знаменем борьбы с иностранным засильем, оправдывала свой переворот необходимостью «восстановить попранные иностранцами» права русских. Националистическая политика отвечала также интересам группы русских сановников, желающих получить власть. Националистические настроения были распространены и в среде простого народа, считающего виновниками своих бед иностранцев. Все это объясняет, почему Елизавета сразу же предпринимает гонения на иностранцев. Она начинает с отставки и отправления в ссылку титулованных государственных деятелей А. И. Остермана и Б. К. Миниха. В дальнейшем императрица предпочитает назначать на те или иные посты русских. Немцы объявляются виновниками всех существующих проблем в обществе. В церквах разворачиваются антинемецкие проповеди. Преследуются и представители других национальностей. В 1742 г. издается особый указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания. Дается распоряжение все лютеранские храмы перестроить в православные. Волна национализма захватывает и низы общества. Современники не раз рисовали картины уличных столкновений на национальной почве.
Однако национализм не стал долговременным явлением в политике Елизаветы. Постепенно она осознает, что страна не сможет обойтись без образованных иностранцев, и возвращается к практике их использования в различных сферах общественной жизни[361]. При этом немецкое влияние предшествующего периода сменяется господством французского. Это имело двоякое значение для русского общества. Положительной стороной было проникновение из Франции в Россию республиканских взглядов, идей правового государства, парламентаризма и личной свободы человека, что сыграло значительную роль в зарождении в стране либерализма. Вместе с тем преклонение перед всем французским, особенно в быту, зашло слишком далеко. Для дворян стало делом чести нанять детям учителя-француза, даже если он служил когда‑то лакеем. В среде знати французский разговорный язык вытеснил все остальные. Высший свет предпочитал французскую одежду, танцы, кухню, литературу. В итоге в погоне за французским окончательно были забыты русские традиции.
Характерной чертой царствования Елизаветы стала ее забота о развитии культуры. Многие исследователи считают, что это главное, если не единственное, достижение елизаветинского правления. Внимание к культуре во многом объяснялось личными качествами императрицы. Она была одной из первых образованных правительниц на российском престоле. По воле Петра I к Елизавете был приставлен большой штат воспитателей. Она знала несколько языков, имела развитый эстетический вкус, писала стихи, хорошо музицировала, пела и танцевала, считалась самой модной дамой не только в России, но и в Европе. Как и Петр I, она была поклонницей западноевропейской культуры и многое сделала для того, чтобы поднять русскую культуру на европейский уровень. В сфере науки и образования следует отметить открытие в 1755 г. первого университета в Москве, создание в 1757 г. Академии художеств в Петербурге, основание трех гимназий, поощрение деятельности Академии наук[362]. В искусстве вкусам Елизаветы отвечал западноевропейский стиль барокко. Мастера барокко приглашались в Россию и участвовали в строительстве дворцов, соборов, домов. Прославленный архитектор В. В. Растрелли создал Смольный собор в Петербурге, Третий Зимний дворец и Большой дворец в Царском селе, серию дворцов в подмосковных селах Перово и Покровское. Елизаветинское барокко дало также мощный толчок развитию музыки и живописи. Музыка при Елизавете прочно вошла в жизнь русской знати, ей обучали с детства, ее слушали на публичных концертах и домашних вечерах. При этом особой популярностью пользовалась итальянская музыка. Огромной заслугой Елизаветы стало открытие в 1756 г. первого русского профессионального театра в С.‑Петербурге. Директором театра был назначен А. П. Сумароков, а во главе труппы актеров встал «купеческий сын» Ф. Г. Волков. Посещение театра также стало составной частью времяпрепровождения дворянства. В репертуаре преобладали трагедии, но популярными были также комедии и водевили.
Правление Елизаветы оказалось благотворным для экономического развития России. 1740–50‑е гг. были отмечены значительным прогрессом в сельском хозяйстве, обусловленным вовлечением в оборот новых земель в результате восточной колонизации. Реформы графа П. И. Шувалова дали толчок к быстрому развитию дворянского предпринимательства, интенсивному росту мануфактур и увеличению объема промышленной продукции. Менялось соотношение казенного и частного землевладения в пользу последнего. Всячески поощрялось развитие торговли. Внешняя торговля была преимущественно ориентирована на Запад, а доля стран Востока не превышала 17%. С 1725 по 1760 г. экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн р., а импорт – с 2,1 до 8,4 млн р.[363]
Царствование Елизаветы исключительно и по тому огромному влиянию, которое Россия оказала на международную политику. У Швеции после победоносной войны 1741–1743 гг. была отторгнута часть Финляндии. Участвуя в европейской Семилетней войне с Пруссией, российская армия одерживала блестящие победы. Началось присоединение Казахстана, шла колонизация Востока. Успехи внешней политики Елизаветы усилили влияние России на международной арене, заставили считаться с ее высоким авторитетом Запад.
Елизавета, желая укрепить престол законным наследником, в 1742 г. вызвала в Россию единственного прямого потомка Петра I – Карла Петра Ульриха, обратила его в православие, нарекла Петром III, и после ее смерти он получил российский престол[364]. Долгое время его считали неудачной фигурой на русском троне. В мемуарной и исторической литературе Петр III характеризовался как «жестокий и взбалмошный, совершенно чуждый России человек», как «тупоумный солдафон», «хронический алкоголик», «ограниченный самодур» и т. п. При этом игнорировалась положительная оценка, данная этому правителю В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, Я. Я. Штелиным, Г. Р. Державиным. В последнее время идут поиски новых подходов к личности и деятельности Петра III. Историки С. О. Шмидт и А. С. Мыльников, например, отмечают, что многие мероприятия Петра III имели прогрессивный характер, были прологом политики просвещенного абсолютизма, носили типичные ее черты[365].
Придя к власти, Петр III немедленно занялся государственными делами. Об интенсивности его деятельности говорит тот факт, что он стал автором 192 документов государственного назначения[366]. Прогрессивной была содержательная сторона политики Петра III. Особое значение имело издание знаменитого Манифеста о вольности дворянской (1762), согласно которому одно из сословий получало право выбора – служить или не служить, вырывалось из оков государства и становилось относительно независимым. Объективно положительным актом стала ликвидация Петром III ведавшей политическими преступлениями Тайной канцелярии. Тем самым царь признал систему доносов позором для общества, заложил основы для замены внесудебного произвола обычным судебным разбирательством, как во всех цивилизованных странах. Ряд указов Петра III был направлен на либерализацию экономики страны, развитие в ней рыночных отношений. Так, предписывалось расширить применение вольнонаемного труда на предприятиях, предполагалось отменить монополию дворян на предпринимательскую деятельность. Закон об учреждении Государственного банка и выпуске бумажных ассигнаций поощрял независимое купечество и его торговую инициативу. Петр III занимался и ключевым для страны крестьянским вопросом. По его решению крестьяне, ранее проживавшие в церковно-монастырских имениях, освобождались от прежних крепостей, наделялись землей и переводились в разряд государственных. Император приступил к ограничению полицейской власти помещиков над крепостными. Убийство крестьян их владельцем квалифицировалось как преступление и наказывалось пожизненной ссылкой. Эти меры были важным шагом в защите личности крепостного крестьянина. В ряде указов Петра III просматриваются определенные попытки привить русскому обществу свободу совести. Он запретил преследование в стране раскольников, позволил им вернуться из‑за границы, уравнял их права с правами других верующих, определил меры по защите старообрядцев от местного духовенства. А. С. Мыльников утверждает, что по историческим источникам не просматривается приписываемое Петру III намерение насадить в стране лютеранство в ущерб другим религиям.
Нуждается в переоценке и внешнеполитический курс Петра III. Наиболее негативно оценивалось заключение мира с Пруссией и выход России из европейской Семилетней войны. Петра III стали обвинять в предательстве государственных интересов, называли «холуем Фридриха II». При этом не учитывалась усталость России от этой тяжелой и во многом бессмысленной для страны войны[367]. Мир создал благоприятные условия для дальнейшего развития государства. Он спас Россию от международной изоляции, которую предполагалось установить путем заключения сепаратного договора между Австрией и Пруссией. Укреплению международного авторитета России и, в частности, усилению русской армии способствовали военные нововведения Петра III. Убедившись в преимуществах прусской системы военной организации, он попытался внедрить ее лучшие черты. Под руководством голштинских офицеров стали проводиться систематические учения, вводилась строгая дисциплина в армии, сменилась форма обмундирования.
Следует также уйти от однобоких оценок личности Петра III. Мир интересов этого императора выходил далеко за пределы увлечения играми и куклами, как это представлялось ранее[368]. Современники отмечали, что Петр III любил живопись, итальянскую музыку, хорошо играл на скрипке, имел обширную библиотеку, создал нумизматический кабинет с прекрасной коллекцией монет. К числу привлекательных черт Петра III можно отнести стремление к простоте, к свободному общению с людьми (гуляя без охраны по Петербургу, он заходил в дома своих слуг, запросто общался с чернью). Такое поведение неодобрительно воспринималось в великосветских кругах, но зато находило сочувствие народа. Народное сознание сохранило воспоминание о нем как о «своем» государе, наделило крестьянских вождей-самозванцев, организаторов движений, именем Петра III.