МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА, ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ. ДИДАКТИКА

Ян Коменский

Примечания

1 - Сидя на санях, помыслил я в душе своей... Мономах сообщает, что писал «Поучение» на склоне жизни, в предчувствии недалекой смерти. Похороны на санях - древний славяно-языческий обычай, связанный с представлением о смерти как переселении, переезде в новую зону обитания. В народных похоронных причитаниях вплоть до начала XX в. покойника на кладбище не несут, а везут, даже если оно близко, что соответствовало логике путешествия в «страну предков». Смерть понималась как своеобразная трансформация существования человека. Сани считались наиболее удобным, безопасным, не тревожащим человека средством передвижения по дороге в загробный мир.

2 - Ибо как Васями учил... Василий Великий (Кесарийский) - один из «отцов» византийской школы (ок. 330-370), автор богословских толкований. Книга его «Шестоднев» - цикл проповедей на тему о сотворении мира - была широко известна на Руси,

3 - И этому чуду подивимся... как разнообразны человеческие лица... Для Мономаха характерно высокое представление о человеке, его индивидуальности. Лицо человека, по мнению Мономаха, это неповторимый его облик, его особенности и черты; среди множества людей нет и не может быть двух одинаковых лиц.

4-... как птицы небесные из рая идут... По представлению наших предков, птицы на зиму улетали в сказочную страну(ирый, рай), где не бывает зимы. Слово «ирый (вырий)» сохранилось в украинском языке и означает «южные теплые страны», куда осенью отправляются птицы на зимовку

5 - Отроки - младшие дружинники князей и бояр Киевской Руси (Х-ХI вв.). Отроки принимали участие в военных походах и собирании дани, ведали княжеским и боярским хозяйством, прислуживали князю.

КОМЕНСКИЙ (КОМЕНИУС) ЯН АМОС (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.

Родился в Южной Моравии в протестантской семье, рано потерял родителей, воспитывался в религиозной общине Чешских братьев, где и получил первоначальное образование. Способный юноша был направлен в Херборнский и Гейдельбергский университеты (Германия), где и определилось его педагогическое призвание. Возвратившись в Чехию, учительствовал в братской школе, стал священником. Тридцатилетняя война, религиозные гонения заставили его, как и многих других чехов, сначала скрываться в горах, а затем в течение 40 лет скитаться: Польша, Англия, Швеция, снова Польша, Венгрия, Польша, Голландия. Неоднократно подвергался смертельной опасности, терял имущество, рукописи, искал прибежища. И никогда не оставлял педагогической деятельности, писал новые и новые труды, стал известнейшим педагогом, получил сан епископа. В многочисленных работах К. (их свыше 80), среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды К. сложились под сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.

Подвергая критике существующие школы и методы обучения в них, К. определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное искусство всех всему учить посредством краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взглядов,

Прежде всего, обратившись к принципу природосообразности, К. впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество - науку. Природосообразность - главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Не К. открыл принцип природосообразности, но он показал его исключительные возможности в воспитании. Признание к К. как основоположнику педагогической науки пришло не сразу. Его открытия получили высокую оценку позже, впрочем, такова судьба многих свершений и не только в педагогике.

Как вся педагогика К., так и его социально-педагогические взгляды - просты и логичны. Человек, утверждает он, - это «существо, подлежащее учению», «для того, чтобы ходить, стоять, сидеть, работать руками, он нуждается в учении». Необходимость образования обусловливает и важность школ. К. призывает сделатьих по-настоящему демократическими, доступными для всех слоев населения, мальчиков и девочек, с разумными порядками, мастерскими гуманности, а не застенками для умов. Школе нужна дисциплина, но это порядок не ударов и воплей, а бдительности и внимательности.

Свою систему школ К. соотносит с четырьмя ступенями в жизни человека, длительность каждой шесть лет: детство, отрочество, юношество и зрелое юношество. Отсюда и четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная или школа родного языка (в каждой общине), гимназия или латинская школа (в каждом городе), университет или академия (в каждой стране или провинции). В низших школах все изучается в более общем виде, в высших - больше в частностях и подробностях. Но на каждой ступени образование должно быть приближено к жизни, практике и науке. Главная цель школы, по К., сделать из детей воистину настоящих людей, из христиан - воистину (настоящих) христиан. Для этого следует правильно владеть языком, быть мудрым умом, искусным в работах, образованным в правах, благочестивым.

Сущность правильного обучения юношества не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, чтобы помочь открыть понимание вещей. Тогда, утверждает К., обучение превратится в живой источник, из которого потекут ручьи знания. Велики заслуги К. перед педагогикой. Он заложил ее научные основы, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия К. пережили века, явились основой ряда новых направлений в педагогике, находят широкое применение и в нынешних системах образования. И хотя кое-что из этих открытий в современных условиях стало спорным и даже устаревшим, педагогика лучшее находит пока с трудом.

Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет