Б) В полное богослужебное облачение священника
1) подризник (является нижней богослужебной одеждой. Шнурки на рукавах знаменуют собой путы, связавшие руки Спасителя, ведомого на суд. По этой причине на рукавах подризника полос нет);
2) поручи;
3) епитрахиль (знамение благодати Божией, благое иго священства, как крестной ноши, которую несет священник, подражая Христу);
4) пояс (знак духовной силы, подаваемой Богом для борьбы с грехом, и исполнения воли Божией, знаком целомудрия, отсечения плотских страстей, знаком божественной готовности ко всякому доброделанию в служении Богу и людям, а также знаком определенной духовной высоты и власти);
5) набедренник (символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие, что вполне согласуется с понятием меча духовного, который есть слово Божие);
6) фелонь (означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной радости). Поскольку палица, хотя и является «шестой церковной наградой протоиереев», но, в сущности, это то же, что и набедренник, и поэтому она в счет не входит (тоже символ Четвероевангелия, но с большим уподоблением острому мечу. Одновременное ношение набедренника и палицы духовно означает двоякого рода попечение архиерея, архимандрита или протоиерея о проповеди слова Божия в борьбе за правду и истину во всем и о служении младшим по сану духовным братиям, т.е. попечение о младшем духовенстве). Головной убор – фиолетовая камилавка является третьей по очереди после набедренника и скуфьи наградой священникам. Митра является головным убором архимандритов и является наградой особо заслуженным протоиереям.
в) Епископы Православной Церкви, кроме богослужебных священнических одеяний, имеют (носят) особые, архиерейские одеяния: омофор большой и малый, саккос. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение соответствует семи Таинствам, которые совершаются епископом, и содержит в себе семь основных предметов: 1) подризник; 2) епитрахиль, 3) поручи, 4) пояс, 5) палицу, 6) омофор (знак высшего по сравнению с иерейским саном благодати епископства. Объединяет в себе два символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых для этого епископу. Бывает большой (носит с начала литургии до чтения Апостола) и малый (одевает после чтения Евангелия и далее снимается и одевается по ходу службы); 7) саккос(Вретище; Предмет царского облачения. Духовно означает то же, что и фелонь). Головным убором архиереев является митра (Терновый венец Спасителя, и есть символ царственного достоинства. Образ золотых венцов, которыми будут венчаться праведники в Царстве Небесном, о чем сказано в Евангелии и Откр. Иоанна Богослова).
Хотя архимандриты «при Богослужении, в известные времена» облачаются в мантии, и архиерейская мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, так как носится тогда, когда на архиерее нет этих (за исключением омофора) богослужебных облачений, однако эти и другие «принадлежности облачения, как то фелонь малая клирическая, мантия монашеская, крест и Панагия (знаки высшей власти в Церкви), одежды малого и великого Ангельского образа и проч., не принадлежат собственно к потребностям священнодействия».
Цвета богослужебных облачений:
Белый– Господские праздники и попразднства, Лазарева Суббота, Великая Суббота, Бесплотных сил, Заупокойная служба;
Красный – Пасха и мученики;
Фиолетовый– праздники Креста Господня, субботы и воскресенья В. п., полиелей в дни В.п., Литургия Преждеосвященных Даров;
Золотой (желтый) – средние праздники в честь И.Х., пророки, апостолы, святители, блгв. кн., воскресные дни вне В.п., вседневное богослужение;
Зеленый – Троица, Вход Господень в Иерусалим, преподобные, юродивые;
Голубой – Богородичные и попразднства, Сретение;
Чёрный – седмичные дни В.п.
5. Назовите основ.части храма и главные литургические устройства в нем. Как они расположены, богослужебные действия.
Храм – «Дом Божий», в котором соверш.богослужения.
Части храма В.З.: святое святых, святилище и двор.
Части храма: 1) притвор; 2) сред.часть храма (для молящихся); 3) алтарь (Св.престол, на котором соверш.таинство Св.ПРИЧАЩЕНИЯ).
Алтарь – самая главная часть храма, и означает ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Он отделен иконостасом, состоящим из рядов икон, и 3-х врат. Православные храмы стоят алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Г.И.Х. – есть для нас «восток» («Солнце правды», «с высоты Востока»). Все алтари кроме главного, называются придельными или приделами.
В алтаре находится самое святое место в храме – Св. ПРЕСТОЛ, на кот.соверш.Т.св.Причащения.
ПРЕСТОЛ – особо освящ. 4-х угольный стол, посередине алтаря (ниж. и верх. одежда А.), на П. невидимо присутствует Сам Господь, прикасаться к нему могут только священнослужители.
Антиминс – шелков.плат с част.мощей
Евангелие, Крест, Дарохранительница, Дароносица.
За престолом семисвечник, запрестольный крест.
На жертвеннике:
1. Св.Чаша (Потир)
2. Дискос
3. Звездица
4. Копие
5. Лжица
6. Губка или плат
7. Покровцы малые (для чаши и дискоса)
8. Покров большой (воздух) для чаши и дискоса вместе.
9. Ковш, кадильница
Каждение выражает наше почтение и благоговение (к престолу и иконам)
10. Дикирий и трикирий (подсвечники)
11. Рипиды (опахала).
Через сред.Царские врата – И.Х. – Царь Славы невидимо проходит в Св.Дарах (причащение).
6. Объясните смысл и значение Т.Крещения.
Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православной Церкви, так как без него человек не может соединиться со Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной.
В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).