Б) В полное богослужебное облачение священника

1) подризник (является нижней богослужебной одеждой. Шнурки на рукавах знаменуют собой путы, связавшие руки Спасителя, ведомого на суд. По этой причине на рукавах подризника полос нет);

2) поручи;

3) епитрахиль (знамение благодати Божией, благое иго священства, как крестной ноши, которую несет священник, подражая Христу);

4) пояс (знак духовной силы, подаваемой Богом для борьбы с грехом, и исполнения воли Божией, знаком целомудрия, отсечения плотских страстей, знаком божественной готовности ко всякому доброделанию в служении Богу и людям, а также знаком определенной духовной высоты и власти);

5) набедренник (символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие, что вполне согласуется с понятием меча духовного, который есть слово Божие);

6) фелонь (означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной радости). Поскольку палица, хотя и является «шестой церковной наградой протоиереев», но, в сущности, это то же, что и набедренник, и поэтому она в счет не входит (тоже символ Четвероевангелия, но с большим уподоблением острому мечу. Одновременное ношение набедренника и палицы духовно означает двоякого рода попечение архиерея, архимандрита или протоиерея о проповеди слова Божия в борьбе за правду и истину во всем и о служении младшим по сану духовным братиям, т.е. попечение о младшем духовенстве). Головной убор – фиолетовая камилавка является третьей по очереди после набедренника и скуфьи наградой священникам. Митра является головным убором архимандритов и является наградой особо заслуженным протоиереям.

в) Епископы Православной Церкви, кроме богослужебных священнических одеяний, имеют (носят) особые, архиерейские одеяния: омофор большой и малый, саккос. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение соответствует семи Таинствам, которые совершаются епископом, и содержит в себе семь основных предметов: 1) подризник; 2) епитрахиль, 3) поручи, 4) пояс, 5) палицу, 6) омофор (знак высшего по сравнению с иерейским саном благодати епископства. Объединяет в себе два символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых для этого епископу. Бывает большой (носит с начала литургии до чтения Апостола) и малый (одевает после чтения Евангелия и далее снимается и одевается по ходу службы); 7) саккос(Вретище; Предмет царского облачения. Духовно означает то же, что и фелонь). Головным убором архиереев является митра (Терновый венец Спасителя, и есть символ царственного достоинства. Образ золотых венцов, которыми будут венчаться праведники в Царстве Небесном, о чем сказано в Евангелии и Откр. Иоанна Богослова).

Хотя архимандриты «при Богослужении, в известные времена» облачаются в мантии, и архиерейская мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, так как носится тогда, когда на архиерее нет этих (за исключением омофора) богослужебных облачений, однако эти и другие «принадлежности облачения, как то фелонь малая клирическая, мантия монашеская, крест и Панагия (знаки высшей власти в Церкви), одежды малого и великого Ангельского образа и проч., не принадлежат собственно к потребностям священнодействия».

Цвета богослужебных облачений:

Белый– Господские праздники и попразднства, Лазарева Суббота, Великая Суббота, Бесплотных сил, Заупокойная служба;

Красный – Пасха и мученики;

Фиолетовый– праздники Креста Господня, субботы и воскресенья В. п., полиелей в дни В.п., Литургия Преждеосвященных Даров;

Золотой (желтый) – средние праздники в честь И.Х., пророки, апостолы, святители, блгв. кн., воскресные дни вне В.п., вседневное богослужение;

Зеленый – Троица, Вход Господень в Иерусалим, преподобные, юродивые;

Голубой – Богородичные и попразднства, Сретение;

Чёрный – седмичные дни В.п.

 

5. Назовите основ.части храма и главные литургические устройства в нем. Как они расположены, богослужебные действия.

Храм – «Дом Божий», в котором соверш.богослужения.

Части храма В.З.: святое святых, святилище и двор.

Части храма: 1) притвор; 2) сред.часть храма (для молящихся); 3) алтарь (Св.престол, на котором соверш.таинство Св.ПРИЧАЩЕНИЯ).

Алтарь – самая главная часть храма, и означает ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Он отделен иконостасом, состоящим из рядов икон, и 3-х врат. Православные храмы стоят алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Г.И.Х. – есть для нас «восток» («Солнце правды», «с высоты Востока»). Все алтари кроме главного, называются придельными или приделами.

В алтаре находится самое святое место в храме – Св. ПРЕСТОЛ, на кот.соверш.Т.св.Причащения.

ПРЕСТОЛ – особо освящ. 4-х угольный стол, посередине алтаря (ниж. и верх. одежда А.), на П. невидимо присутствует Сам Господь, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Антиминс – шелков.плат с част.мощей

Евангелие, Крест, Дарохранительница, Дароносица.

За престолом семисвечник, запрестольный крест.

На жертвеннике:

1. Св.Чаша (Потир)

2. Дискос

3. Звездица

4. Копие

5. Лжица

6. Губка или плат

7. Покровцы малые (для чаши и дискоса)

8. Покров большой (воздух) для чаши и дискоса вместе.

9. Ковш, кадильница

Каждение выражает наше почтение и благоговение (к престолу и иконам)

10. Дикирий и трикирий (подсвечники)

11. Рипиды (опахала).

Через сред.Царские врата – И.Х. – Царь Славы невидимо проходит в Св.Дарах (причащение).

6. Объясните смысл и значение Т.Крещения.

Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православ­ной Церкви, так как без него человек не может соединиться со Спасите­лем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таин­ствах и быть наследником жизни вечной.

В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходи­мость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Ду­ха, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).