Гуситское движение в Чехии

Глава IX. Славянские государства и Византия в XIV—XV веках

1. Чехия в XIV веке. В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV (см. § 23, п. 3). Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди кня­зей, получивших право избирать императора.

Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

Король покровительствовал раз­витию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

В это время Чехия пережи­вала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тог­да чеканили монету, Чехия вы­шла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитыва­лось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стек­лянной посуды. В Чехии, распо­ложенной почти в центре Евро­пы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие яр­марки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

В Праге, ставшей при Карле I столицей им­перии, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

В города Чехии переселялись немецкие куп­цы и мастера. Как и у себя на родине, они созда­вали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудни­ки. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.

Католическая церковь в Чехии владела тре­тьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, при­надлежало 14 городов и 900 деревень. Особен­но богатыми были монастыри.

Крестьяне и горожане изнемогали от бесчис­ленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство от­сылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале XV ве­ка небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пла­менные проповеди профессора Пражского уни­верситета Яна Гуса (1371—1415).

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, кото­рый прячет бедная старушка, и тот умеет вытя­нуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее во­ра?» — говорил Гус.

От критики духовенства Гус перешел к тре­бованиям реформы — переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить пла­ту за обряды, а богослужение проводить на род­ном языке. Гус сам разработал грамматику чеш­ского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», — утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу вы­ступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где про­должал выступать перед крестьянами.

Тогда папа римский вызвал Гуса на церков­ный собор, заседавший на юге Германии в горо­де Констанце. Хотя император дал Гусу охран­ную грамоту, Гус понимал, что ему грозит ги­бель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полго­да держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса ере­тиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить сво­ей совести. Если отрекусь от истины, как дерз­ну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского наро­да. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи ста­ли называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких бога­чей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чеш­ские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди восставших было два течения: умерен­ные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить при­вилегии и землевладения церкви, упростить об­ряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповед­ники таборитов призывали уничтожить част­ную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на зем­ле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть пе­редано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощны­ми стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь бед­някам. В Таборе все считались равными и назы­вали друг друга братьями и сестрами.

4. Крестовые походы против гуситов. Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Вой­ско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский им­ператор. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийства

ми. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Оже­сточенная битва завязалась на холме у восточ­ных ворот — Витковой горе, где небольшой от­ряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предприняли против гуси­тов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

5. Народное войско. В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавале­рия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, коса­ми, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачи­вали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро со­оружали замкнутые ограждения из крестьян­ских возов, которые скрепляли цепями и доска­ми. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и ору­жие. Возы ставили плотно один к другому. По­чти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о дви­жении вражеских войск. Прекрасно зная род­ные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданны­ми приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакую­щих рыцарей спустили десятки возов, гружен­ных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые та­лантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины — бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населе­ния.

6. Конец гуситских войн. Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с уме­ренными. И когда пала признал новые церков­ные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После пора­жения у Липан лишь отдельные отряды табори­тов продолжали военные действия, пока окон­чательно не были рассеяны.

7. Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) герои­чески боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два сто­летия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения ос­талась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить деся­тину.

В годы гуситских войн большую роль в уп­равлении страной играл сейм — собрание пред­ставителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвер­дилась сословная монархия.