ПРИМЕЧАНИЯ
Выводы
Что же изменилось за десять—пятнадцать лет в историческом образовании, в школьной практике преподавания и изучения истории, в нас самих?
Во-первых, актуальные в начале 1990-х гг. концептуальные проблемы или благополучно разрешились (например, «Стандарты и школа: нужны ли они друг другу?»), или потеряли свою остроту (субъекты стандартизации, вариативные учебники, рабочие тетради по истории). Однако появились и новые, не менее значимые вопросы: «Ценности исторического образования в современном поликультурном мире», «Критическое мышление как цель и ценность исторического образования школьников», «Профильный уровень изучения истории» и др. Наконец, некоторые проблемы за это же время приобрели ещё большую дискуссионность: «Концентрическая структура исторического образования школьников», «Формы проверки и оценки результатов исторического образования школьников» и т.д.
Во-вторых, определённые изменения произошли и в школьной практике, ориентированной на многообразие программ, учебников и учебно-методических комплексов, на требования государственных образовательных стандартов и жёсткие процедуры Единого государственного экзамена. В школьной практике более популярными стали западные технологии работы с историческими документами, герменевтические приёмы анализа учебных текстов, многоперспективные подходы к анализу источников. Осмысление мировой педагогической практики происходит также под воздействием международных образовательных проектов и новых направлений педагогических исследований.
В-третьих, изменились сами учителя истории. Сегодня многие педагоги могут взглянуть на реформирование и модернизацию исторического образования в более широком контексте. Их участие в международных образовательных проектах позволяет сопоставить тенденции развития теории и практики обучения истории в российских школах с мировыми процессами, интегрировать актуальный для нашей страны западный опыт подготовки школьников к жизни в открытом, противоречивом, динамично изменяющемся мире, сочетая это новое понимание и подходы с гуманистическими традициями отечественной педагогики.
1 Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915.
2 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д.Днепров. М.: Педагогика, 1989. С. 14.
3 Днепров Э.Д., Кошелева О.Е. Школа Древней Руси в контексте межнациональных педагогических влияний и связей // Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики. М., 1987.
4 Володина Т.А. К 200-летию первого школьного учебника российской истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 54.
5 Карамзин Н.М. Сочинения. В 2 т. М.—Л.: Художественная литература, 1984.
6 Решение коллегии Минобразования РФ от 28.12.94 г. М 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»
7 Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации — http://www.kremlin.ru/events/284.html
8 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122).
9 Зырянов П.Н. История России XIX век: Учебная книга для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1994.
10 Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1993, 1996.
11 Бойцов М.А., Шукурова Р.М. История средних веков: В 2 ч. М.: МИРОС, 1994.
12 Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—XV века: Экспериментальный учебник для учащихся 7 класса. М.: МИРОС, 1993; Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI— XVIII века: Экспериментальный учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1994.
13 Программы для средних учебных заведений. История. Учебное издание. М.: Минобразование РФ, Просвещение, 1992; Программы см.: Каталог-справочник «Российский учебник»: В 2 ч. Ч. 1. М.: ИЦ «Академия»,1996. С. 84.
14 Программы для общеобразовательных учебных заведений. История (История религий, Мировые религии, Российская цивилизация, Основные вехи истории человечества.) / Сост. Е.Е.Вяземский, Т.И.Тюляева М.: Просвещение, 2004.
15 Каталог-справочник «Российский учебник»: В 2 ч. Ч. 2. М.: ИЦ «Академия», 1996. С. 119.
16 Стрелова О.Ю. В многообразии – воспитательный потенциал истории // Историческое образование в современной школе / Глав. ред. Е.Е.Вяземский. Альманах. № 4. М.: Русское слово, 2004).
17 Совместная программа сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для Российской Федерации; Минкина-Милко Т.Д. Программа Совета Европы в области преподавания истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 7.
18 Шаповал В.В. и др. Мозаика культур / Под ред. А.П.Шевырева, Т.Н. Эйдельман. Пособие для преподавателей истории и обществознания. М.: Локус-Пресс, 2005; Шаповал В. и др. Мозаика культур / Под ред. А.П.Шевырева, Т.Н. Эйдельман. Учебное пособие по истории и обществознанию для средней школы. М.: Локус-Пресс, 2005.