Основные этапы и ведущие тенденции развития

Выводы

Федерального компонента ГОС по истории

Базисный учебный план в контексте реализации

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию, включая федеральный базисный учебный план, примерные программы по учебным предметам, контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и полной средней школы по учебным предметам федерального компонента.

Особенности федерального базисного учебного плана по обществознанию. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение школьниками предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1-го по 4-й класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6-го по 9-й класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Часы учебного предмета «Технология» в 9-м классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в 6-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в 8-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в 9-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Вопросы для размышления

1. Назовите особенности федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений для основной школы.

2. Назовите особенности федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений для средней школы.

3. Какие тенденции в развитии федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений вы можете назвать. Обоснуйте причины этих изменений.

Обобщая сказанное, можно прийти к следующим выводам. В настоящее время российское педагогическое сообщество озадачено тем, как обеспечить становление и развитие такой системы школьного исторического образования, которая позволит учащимся подготовить себя к ответам на вызовы современного информационного общества в эпоху глобализации. В этих условиях система школьного исторического образования призвана обратить первостепенное внимание на развивающую и ценностную функции предмета «история». Педагогам современной школы необходимо создавать условия для практической направленности образовательного процесса, которая может осуществиться только через личностно-деятельностный подход. Мировой опыт показывает, что значительным потенциалом обладает ориентация образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей учащихся.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ