Базовые параметры школьного исторического образования

Словарь терминов

Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценностные, институциональные, содержательные и процессуальные аспекты, а также такие факторы, как ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности системы и др.

История как учебная дисциплинав традиционном понимании школьный учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.

В истории как учебном предмете выделяется более частное понятие учебного курса: курс отечественной истории, курс всеобщей истории. Школьный курс истории в педагогике обычно трактуется как составная часть учебной дисциплины (учебного предмета), представляющая собой дидактическую модель изучениятех или иных её разделов или проблем.

Анализ соотношения истории как науки и учебного предмета позволяет сделать вывод, что в настоящее время одним из ключевых является вопрос о методологии исторического познания. Мировая тенденция к отказу от монодоктринального подхода, формирование методологического плюрализма создали новые условия для развития отечественного исторического образования. В этих условиях всё большее значение имеет формирование профессиональной компетентности учителя истории как гражданина и специалиста.

Вопросы для размышления

1. Какие проблемы возникают в связи с многозначностью значений понятия «история» в теории и практике обучения истории?

2. Устраивает ли вас классическое определение истории как учебного предмета, данное в Российской педагогической энциклопедии и Энциклопедическом словаре? Считаете ли вы, что это определение полностью соответствует современному уровню развития педагогической науки? Как, с вашей точки зрения, можно дополнить это определение?

3. В каком из своих значений история интересна для учащихся разных ступеней и уровней образования, школьных педагогов, вузовских преподавателей, профессиональных историков, общественности, политикам и др.?

Базовыми параметрами школьного исторического образования являются ценности, цели, функции, структура и содержание образования. Новое понимание этих факторов обогащает классическую дидактику истории как учебного предмета, существенно влияет на все его параметры.

В настоящее время в России не завершён процесс осмысления новых явлений в теории и методологии исторического образования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о целях и задачах исторического образования. Причина этого заключается в том, что от понимания целей зависит определение и проектирование всех последующих компонентов системы исторического образования. Практика показывает, что каждый участник дискуссии по любым вопросам исторического образования исходит из собственного понимания целей образования. Обобщая всю палитру дискуссионных точек зрения по вопросам исторического образования, подчеркнём, что в обобщённом виде позиции оппонентов восходят к двум основным подходам.

Первая точка зрения заключается в том, что цель (сверхзадача) изучения истории – знать «факты, факты, и прежде всего факты» (под фактами в данном случае обобщённо понимаются события, даты, персоналии и т.д.). В этом случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного знания/компонент содержания образования, как «то», что учащиеся «должны выучить», а учителя должны «дать» (научить школьников). Отсюда в нашей стране наблюдается и устойчивая традиция построения выпускного/вступительного экзамена, направленная на выявление уровня знаний, и соответствующая традиция подготовки контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть ЕГЭ).

Вторая точка зрения такова: история в школе изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное/поликультурное и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного самоопределения, фактор нравственного становления личности. Разумеется, при этом понимании определить конкретные цели и задачи истории как учебного предмета и конкретного учебного курса несравненно сложнее. Что при таком подходе можно спросить на выпускном/вступительном экзамене? Как адекватно целям образования подготовить экзаменационные материалы/измерители единого государственного экзамена? Все эти вопросы нельзя считать решёнными, дискуссии по этим проблемам продолжаются, и это вполне нормально, естественно, если мы хотим совершенствовать отечественную систему исторического образования в контексте и с учётом мирового опыта.

Решение поставленных вопросов возможно при условии понимания педагогами структуры исторического образования как многоуровневой педагогической системы, для каждого уровня которой характерны определённые акценты в целях и задачах. Систему школьного исторического образования можно представить как сочетание трёх подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи (см. схему).

Первый уровень — предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.

Второй уровень — институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и взаимовлияния на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.

Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема внешних условий и факторов, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Эта подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.

Схема