ПРИМЕЧАНИЯ

Словарь терминов

Модернизация системы образования — формирование модели образования, отвечающей вызовам ХХI в. Модернизацию образования можно считать составной частью более широкого явления социальной модернизации —совокупности экономических, демографических, социальных, политических, психологических и иных изменений, которые претерпевает общество традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.

Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несёт в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, всё ещё в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока ещё оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Таким образом, модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация системы школьного исторического образования в современной России обусловлена комплексом социально-исторических и научно-педагогических факторов.

В последнее десятилетие ХХ в. одним из главных событий мировой истории стало становление нового государства — Российской Федерации, которая после распада Советского Союза стала суверенным государством. В нашей стране произошли коренные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни – политику, экономику, культуру, духовную жизнь. Становление новой российской государственности является сложнейшим и болезненным для граждан России процессом. Эти революционные по масштабам изменения радикально повлияли на российскую систему образования в целом и систему школьного исторического образования в частности. Осмысление всех сторон этого процесса в системе образования ещё только начинается. Педагогическое сообщество пытается сформулировать подходы к построению такой системы образования, которая обеспечит России и её гражданам достойное место в современном мире.

В настоящее время в России в системе образования происходит процесс переосмысления практически всех аспектов системы под углом зрения их соответствия вызовам ХХI в. Результатом этого процесса должно стать формирования стратегии комплексной модернизации образования, призванной обеспечить повышение эффективности и качества отечественного образования.

Анализ современного мирового развития позволяет выделить факторы и тенденции, которые должны быть учтены в процессе комплексной модернизации российского образования. К ним можно отнести:

— ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора, что определяет необходимость подготовки граждан к осуществлению этого выбора;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия, которые предполагают формирование у граждан России информационно-коммуникативной культуры и толерантности как способности к диалогу;

— глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть разрешены только на основе международного сотрудничества, обуславливают необходимость формирования у молодых граждан России понимания общности этих проблем и готовности к поиску совместных способов их решения;

— развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда определяют потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности;

— возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран (сегодня в этих странах он в среднем составляет 70—80% национального богатства) определяет необходимость интенсивного опережающего развития сферы образования как молодёжи, так и взрослого населения.

Модернизация образования включает два центральных направления — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Основные задачи модернизации – повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач российское образование не сможет выполнить свою миссию – обеспечить поступательное развитие общества и рост её человеческого капитала.

Модернизация образования в Российской Федерации в начале ХХI в. имеет определённую преемственность с образовательной реформой 1990—1992 гг., основные достижения которой отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992). Модернизация образования в определённой степени завершает начатый в начале 1990-х гг. процесс реформирования системы образования на новых для России принципиальных основах. Вместе с тем современная комплексная модернизация системы образования по отношению к пройденным в 90-е г. ХХ в. этапам реформирования этой системы делает существенный шаг вперёд как в постановке новых образовательных задач, отвечающих требования времени, так и в экономических и технологических подходах к их решению.

Доминантой комплексной модернизации отечественного образования является ответ на вызов времени – создание системы образования, которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям развития страны.

Модернизация образования включает решение с учётом лучших российских традиций и зарубежного опыта образовательных реформ комплекса организационно-экономических и социально-педагогических проблем, кардинальное обновление содержания школьного образования и построение современной организации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе, переход в старшей школе к профильному обучению, внедрение современной технологии оценки образовательных достижений учащихся, модернизацию профессионального педагогического образования и системы повышения квалификации педагогов, создание системы непрерывного педагогического образования.

В российской системе общего (школьного) образования в последнее десятилетие ХХ в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования. Эти изменения затронули как теоретическую основу системы, так и практику её реализации. Можно назвать несколько взаимосвязанных факторов, которые обусловили эту трансформацию:

1) радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики;

2) новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для построения системы школьного исторического образования;

3) новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.

Сказанное выше объясняет, почему педагогам-историкам необходимо хорошо знать и понимать особенности современного этапа развития и модернизации российской системы школьного исторического образования. Для эффективной работы в условиях современной школы педагогам полезно осмыслить такие аспекты комплексного процесса модернизации образования, как:

• стратегические и тактические задачи модернизации, обусловленные процессами глобализации и интеграции России в единое образовательное пространство;

• теоретико-методологические основания процесса модернизации образования;

• состояние системы образования до начала процесса модернизации и прогнозируемый уровень эффективности и качества системы образования, который должен быть достигнут в результате модернизации этой системы;

• сопоставительное сравнение эффективности и качества российской системы образования с системами образования развитых стран Западной Европы, стран Центральной и Восточной Европы, США и Канады, Азии;

• направление трансформации содержания и структуры общего образования в целом и системы исторического образования в частности;

• особенности процесса обучения в новых социально-педагогических условиях (в условиях введения федерального компонента государственного образовательного стандарта, федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, новых форм измерения образовательных достижений учащихся — единый государственный экзамен, накопительные методы оценивая достижений учащихся — рейтинги, «портфолио» и др.).

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы. Необходимость модернизации системы образования в России определяется как внешними, так и внутренними факторами и не вызывает сомнений. Только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места России в мировом сообществе стран, обладающих высоким потенциалом в области науки, культуры и образования. А для граждан России создание современной системы образования означает возможность построения эффективной рыночной экономики и отвечающего запросам граждан «социального государства».

Положительно оценивая политику и практику модернизации школьного образования в РФ в целом, нельзя вместе с тем не отметить недостаточную эффективность действий органов государственной власти в области образования. Так, в частности, в решении коллегии Министерства образования и науки РФ от 4 ноября 2004 г. сделан критический анализ деятельности упразднённого в 2004 г. Министерства образования РФ. При этом констатируется, что внутриотраслевой, замкнутый характер образовательной политики в ряде случаев приводил к межведомственной рассогласованности по вопросам образовательных реформ и к противодействию различных общественных групп процессу модернизации образования. Внедрение в педагогическую практику основных направлений государственной образовательной политики чаще всего не оценивалось с позиций социально-экономической эффективности образовательной деятельности. Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов. Оценивая эффективность проведённых экспериментов в сфере общего образования, коллегия констатировала, что, за исключением эксперимента по ЕГЭ, они не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала жизненно важной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом что повседневные проблемы развития образования решались медленно. Это не позволило сформировать необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации образования понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом.

Президент РФ В.В.Путин, выступая на заседании Государственного совета в апреле 2006 г., отметил, что в последние годы государство стало последовательно и предметно заниматься развитием отечественного образования, направляя на эти цели немалые ресурсы. Так, за последние пять лет расходы федерального бюджета на эти цели возросли почти в пять раз. Несмотря на это, коренной модернизации отрасли пока не произошло. Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений, Правительство начало реализацию национального проекта «Образование». Далее президент перечислил приоритетные задачи в этой сфере. Прежде всего, образование должно быть доступно для всех граждан. А его качество соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причём с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда. Во-вторых, в образовании должны, наконец, появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы. Регионы могут более эффективно внедрять нормативно-подушевое финансирование.

В-третьих, система образования должна быть ответственна за результаты воспитательной работы, за воспитание личности.

Названные Президентом РФ приоритеты развития системы образования в Российской Федерации, по сути, являются программой нового этапа развития и углубления процесса модернизации отечественного образования.

Вопросы для размышления:

1. О каких особенностях процесса обучения истории на современном этапе, на ваш взгляд, можно говорить в связи (1) с введением федерального компонента государственного образовательного стандарта, (2) федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, (3) новых форм измерения образовательных достижений учащихся? Как вы оцениваете эти особенности в контексте собственного педагогического опыта?

2. Какие критерии вы предлагаете использовать для сравнительного анализа эффективности и качества российской системы исторического образования с аналогичными системами в развитых странах мира?

3. Как, с вашей точки зрения, соотносятся понятия реформирование и модернизация образования? Составьте опорную схему, позволяющую сопоставить эти процессы, т.е. определить общее и особенное, выделить специфическое.

1 См.: О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. С. 9.

2 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 29.

3 См.: Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 1999. С. 7.

4 См.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 62.

5 См.: Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации // http//www.kremlin.ru.

6 См.: Концепция модернизации российского образованияна период до 2010 г. Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года

№ 1756-Р (п. 2). М., 2002. С. 4.

7 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М., 1999—2002. С. 156—166. Документ «Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (№ 24/1 28.12.1994 г.).

8 См.: Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д.Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. С. 5. 332 с.

9 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002. С. 6.

10 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.

С. 3—4.

11 См.: Решение коллегии Минобразования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 4.11.2004 г.

12 Вступительное слово В.В.Путина на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 05.04.2006.

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ