Государственная политика в области школьного исторического образования
Словарь терминов
Современная система школьного исторического образования в Российской Федерации
Историческое образование в современном мире
Государственная политика в области школьного исторического образования.
Современная система школьного исторического образования в Российской Федерации.
Историческое образование в современном мире.
Государственная политика в области школьного исторического образования в Российской Федерации
Реформирование и модернизация школьного исторического образования в РФ.
Российское историческое образование: его соответствие мировой практике.
4. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги преобразований.
Успешность деятельности учителя истории определяется многими взаимосвязанными факторами. При разработке этого курса авторы стремились помочь учителю осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы исторического образования. Полагаем, что данный курс поможет учителю расширить и углубить свою профессиональную компетентность, найти действенные способы, чтобы усовершенствовать своё профессиональное мастерство.
В настоящее время утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора развития и совершенствования общества. В основе этого вывода – определяющее место человека, так называемого «человеческого капитала» в современной мировой экономике и в системе общественных отношений, включая и сферу образования.
Эксперты считают, что система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования индустриально развитых стран, базирующихся на демократических институтах и ценностях. Но вместе с тем российские граждане отдают себе отчёт в том, что необходимы существенные изменения в образовательной сфере, которые позволят ей выйти на уровень современных требований. Только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места России в мировом сообществе стран, обладающих высоким потенциалом в области культуры, науки и образования.
В конце ХХ — начале ХХI в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования большинства стран мира. Эти изменения затронули как теоретические основы, так и практику обучения. Можно назвать несколько комплексных факторов, которые обусловили трансформацию историко-обществоведческого образования в России:
— процессы глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство;
— радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики;
— новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для системы школьного исторического образования;
— новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
Вопросы для размышления:
1. Какие черты российской системы школьного исторического образования вы считаете сильными, конкурентноспособными и адекватными вызовам современного мира, а какие — нет?
2. Какое место в вашем ответе занимает соотношение между плюсами и минусами отечественной системы исторического образования школьников? Почему?
Давайте уточним ряд ключевых понятий, являющихся базовыми для анализа системы образования.
Образование —процесс педагогически организованной социализации (от латинского слова sоcialis — общественный), осуществляемой в интересах личности и общества. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Система образования — один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившееся общенациональное разнообразие типов и видов образовательных учреждений и органов управления ими, действующих в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения профессиональных образовательных потребностей.В соответствии со статьей 8 Закона РФ «Об образовании» «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.
Государственные образовательные стандарты общего образования в Российской Федерации — цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закреплённые в особых нормативных документах. Стандарты в Российской Федерации были введены по закону «Об образовании» в редакции 1992 г..
В системе общего (школьного) образования действуют временные образовательные стандарты (стандарты первого поколения). В начале 2004 г. была завершена разработка федерального компонента государственного стандарта общего образования и Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Эти документы были утверждены ведомственным решением (приказами Минобразования РФ), но они не рассматривались в Государственной думе РФ и не имеют статуса федерального закона. В настоящее время сформирован научный коллектив для разработки нового поколения образовательных стандартов.
Поскольку в педагогической науке и практике существует множество толкований таких ключевых понятий, как «учебный предмет история», «курс истории», «образовательная область обществознание», необходимо уточнить терминологию нашего подхода к определению системы исторического образования. Предлагаем следующую иерархию понятий в последовательности от более общих к более частным:
1) образовательная область учебного плана общеобразовательного учреждения «Обществознание»;
2) учебный(ая) предмет (дисциплина) «история»;
3) учебные исторические курсы.
Учебный курс трактуется нами как составная часть учебного предмета (учебной дисциплины), представляющая собой дидактическую модель изучения тех или иных его разделов или проблем. В рамках учебного предмета «история» существуют традиционные базисные курсы отечественной и всеобщей истории, а также пропедевтические, углублённые, элективные, модульные и иные разновидности курсов.
В педагогике утвердилось понимание, что методологической основой школьного курса истории является совокупность познавательных категорий и принципов, определяющих содержание и методы организации учебной деятельности школьников.
По нашему мнению, школьное историческое образование как педагогическая система является комплексной многофакторной и многоуровневой открытой гуманитарной системой, включающей ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации, критерии эффективности и др. В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие основные компоненты:
1) комплекс социально обусловленных целей-функций школьного исторического образования – образовательных, воспитательных и развивающих, формируемых с учётом возрастных познавательных возможностей учащихся (вместе с тем возрастные познавательные возможности учащихся являются относительно самостоятельным фактором процесса обучения и могут быть названы в качестве компонента системы);
2) содержание обучения истории, которое является основой для усвоения учащимися общегражданских и общечеловеческих исторических идей;
3) формы, методы, приёмы и средства преподавания и изучения истории (совместной учебной работы учителя и учащихся);
4) результаты обучения, воспитания и развития учащихся и критерии их диагностики, позволяющие судить об эффективности всей системы.
В широком смысле в российскую систему школьного исторического образования можно также включить:
1) Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (определение учебного времени, которое выделяется и финансируется за счёт бюджета на реализацию целей школьного исторического образования).
2) совокупность государственных образовательных стандартов по истории — начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, определяющих:
а) цели изучения истории;
б) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
в) требования к уровню подготовки выпускников начального общего, основного общего и среднего (полного) образования;
3) измерители образовательных достижений выпускников по ступеням общего образования (в настоящее время таковыми можно считать контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по истории).
С некоторой долей условности в эту систему можно также включить примерные образовательные программы по истории, которые призваны помочь педагогам реализовать требования государственного образовательного стандарта исторического образования, а также учебно-методический комплекс по истории.
При расширительном понимании российской системы школьного исторического образования в неё включают сеть образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, реализующих государственные стандарты по истории.
Система школьного исторического образования как составная и весомая часть системы общего образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений;
• сохранение, распространение и развитие российской культуры и культуры народов России;
• воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, национальной и религиозной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.
Выскажем твёрдое убеждение в том, что в современной России значимость школьного исторического образования, его социальная роль не только не ослабевает, а даже усиливается, т.к. общество всё более ощущает потребность в обеспечении культурной преемственности между поколениями, консолидации общества. Другим фактором, повышающим значимость школьного исторического образования, является осознанная обществом потребность осуществить положительную самоидентификацию молодых россиян как граждан России, что предполагает усвоение ими историко-культурных ценностей, выработанных российским обществ на протяжении столетий.
Школьное историческое образование в России является неотъемлемой частью российского общего образования. Оно основывается на достижениях отечественной исторической науки и определяется уровнем развития педагогики, психологии, других наук о человеке.
Вместе с тем подчеркнём, что в практике российской общеобразовательной школы значимость исторического образования не всегда получала адекватную оценку, а его роль, культурный и воспитательный потенциал порой недооценивались.
Именно поэтому педагогам важно понимать основные тенденции и перспективы развития системы школьного исторического образования в России в мировом культурно-историческом контексте.
Вопросы для размышления:
1. Как вы понимаете следующие характеристики российского исторического образования:
(1) комплексная, (2) многофакторная и (3) многоуровневая, (4) открытая, (5) гуманитарная система?
2. Сокращение часов на изучение истории – это, к сожалению, тенденция не только российской системы образования, но и других стран мира, например Западной Европы. Какими аргументами, по вашему мнению, можно привлечь внимание общественности к состоянию исторического образования в нашей стране?
Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать её базовыми приоритетами.В соответствии с административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации разрабатывается и осуществляется тремя органами управления – федеральным Министерством образования и науки (Минобрнауки), федеральным Агенством по образованию (Рособразование), федеральной Cлужбой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Основные приоритеты государственной образовательной политики России в области модернизации школьного образования были сформулированы в выступлении Президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного cовета Российской Федерации 29 августа 2001 г.
Российская образовательная политика должна также учитывать мировые тенденции развития сферы образования, к тому же теперь, в отличие от советской, она не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу и предполагает широкое международное сотрудничество в этой области.
Важной задачей для России является сотрудничество с авторитетными международными организациями, определяющими перспективы развития образования в современном мире: ЮНЕСКО, Совет Европы и др. Так, в частности, под влиянием рекомендаций Совета Европы в образовательной практике России были сделаны акценты на соблюдении прав и основных свобод человека, развитии плюрализма, демократии, укреплении доверия и взаимопонимания между народами Европы.
Среди приоритетов образовательной политики следует назвать сотрудничество со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. Значимым направлением для российской системы образования является поддержка соотечественников за рубежом.
Государственная образовательная политика направлена на сохранение Россией своего места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.
Конкретные аспекты модернизации школьного исторического образования определяются в нескольких основополагающих государственных документах, принятых Правительством Российской Федерации.
Основные направления принципиально новой политики государства в области школьного исторического образования были сформулированы в решении коллегии Минобразования России «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (№ 24/1 28.12.1994 г.). Этот документ стал концептуальной основой последующих шагов по реформированию российской системы школьного исторического образования.