Становление коммунистической власти

Образование и развитие Китайской Народной республики

Восстановление республики. Конституция 1923 г.

1917-1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократи­ческого движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.

Партия гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912 г. и восприняла его основные программные установки. Гос­подствующие позиции гоминьдан в особенности занимал на юге стра­ны, более развитом в промышленном и торговом отношении. Кроме гоминьдана в правительственной борьбе того периода участвовали еще несколько партий. Наиболее крупным было движение гун-ходан (республиканское), сложившееся в мае 1912 г. на основе разных орга­низаций, в лозунгах которых были общие идеи могущества государст­ва и сохранения «национального духа». Партия дун-менхой представ­ляла движение радикально-социалистического направления. Не поте­ряли влияния сторонники конституционной монархии — младокитайцы. Существовали также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все движения и партии в разной степени были представлены в парламентских институтах разных областей страны. В 1921 г., проведя полулегальный съезд, провозгласила свое создание Коммунистическая партия Китая, созданная на базе рабо­чего и студенческого движения в Шанхае.

Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных т. н. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответ­ствующих северных и центральных провинций). С 1921 г., после! провозглашения Югом своей самостоятельной и избрания вновь пре­зидентом Сунь Ятсена, Центральное правительство находилось в аи стоянии вялотекущей войны с Югом. Конфронтации способствовали: и различию во внешнеполитических ориентирах, крайне важных для Китая той поры: Центральное правительство, поддерживаемое западными государствами, разорвало отношения с Россией (сентябрь 1920 г.), тогда как гоминьдан и Сунь Ятсен установили тесные контакты партийно-правительственного характера с Российском коммунистической партией и даже начали получать из России военную и техническую помощь в интересах развертывания «мировой революции» и противодействия Великобритании.

Относительной стабилизации положения Центральному прави­тельству удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 ок­тября 1923 г.) большинством голосов парламента был избран прези­дентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил новую конституцию Китая.

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систе­му организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и дру­гими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной об­становки и почти гражданской войны, Конституция узаконила раз­витую автономию провинций — по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унита­ризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими ис­точниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственно­го законодательства, и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоох­ранении и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпа­латная организация парламента.

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось Национальное собрание. Верхняя пала­та — Сенат — составлялся из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия — 27, Тибет — 10, от центрального пред­ставительства работников народного образования — 8, проживаю­щих заграницей китайцев — 6 и т. д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1/3 в два года (по образцу Сената США). Ниж­няя — Палата представителей — избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн. чел. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незна­чительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума(!), несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий ад­министрации.

Главой государства и правительственных институтов был прези­дент. Им мог стать только китаец с повышенным гражданским каче­ством (старше 40 лет, при оседлости свыше 10 лет — также по об­разцу США). Избрание проводили совместно обе палаты парламента квалифицированным большинством в 3/4. Срок его полно­мочий установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания. Президент обладал высшей административной вла­стью вместе с кабинетом министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия парламента), был главнокоман­дующим армией, назначал чиновников, обладал правом помилова­ния. С согласия Палаты представителей президент назначал каби­нет — правительство во главе с премьером. Для своей деятельности правительство нуждалось в доверии парламента. Премьер счи­тался руководителем всей правительственной политики. Правитель­ство обладало преимущественной законодательной инициативой, правом составления и представления бюджета. Основные полномо­чия кабинета определялись ранним законом 1913 г. Традиционно (с 1911 г.) сохранились 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, народного образования, путей сообщения, земледелия и промышленности.

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было нереально. Номинально местное управление предпола­галось демократическим: провинциальные и уездные собрания (из­бираемые на 3 г.), выборные административные советы из 5-9 чел. (на 4 г.). Фактически во главе гражданского управления стояли гу­бернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными админи­стративными институтами.

 

Гоминьдановская республика. Режим «политической опеки»

Несмотря на принятие новой Конституции, власти Юга и Маньчжурии со­хранили обособленность и порядки Конституции 1912 г. Раскол страны приобрел государственно-поли­тическую форму. Обособленность позволила значительно укрепить­ся революционно-демократическому режиму на Юге, где доминиро­вала партия гоминьдана. В 1923 г. Сунь Ятсен был вновь избран президентом самопровозглашенной республики южных провинций (с центром в Гуанчжоу).

Усилению политических позиций гоминьдана способствовал рост антизападных народных настроений и выступлений против колони­альной политики и, особенно, против начинавшегося влияния Япо­нии в Китае (Японии перешли прежние германские владения в Ки­тае). При помощи советских военных советников гоминьдан начал формирование собственной Народно-революционной армии. Органи­зационно гоминьдан также превратился в более организованную политическую партию с чертами не парламентской, а иерархически построенной радикально-социалистической организации. На 1 съез­де гоминьдана (1924) была обновлена ее программа в духе «трех на­чал»: национализм, народовластие, народное благо. Партия пошла на сотрудничество с коммунистами, декларировала союз с СССР, выдвинула идею радикальных аграрных реформ. Это позволило объ­единить вокруг гоминьдана самые разные левые и центристские политические силы. Южное правительство начали поддерживать и отдельные группировки Севера.

1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя единст­венно законным национальным правительством и начало борьбу за объединение страны. Решающее значение сыграл Северный поход под руководством генерала Чан Кайши. После 11 съезда партии гоминьдана (1926) он стал признанным политическим и во­енным лидером партии и правительства. Объединение страны, за­вершившееся в основном к 1928 г., повысило роль армии в поли­тической жизни, а в администрации — ее главнокомандующего. Весной 1928 г. Чан Кайши провозгласил образование собственного правительства в Шанхае. Спустя несколько месяцев его признали США и западные державы. После достижения соглашения со ста­рым гоминьдановским правительством, Чан Кайши возглавил уже объединенное партийно-государственное руководство. С занятием Пекина (в конце 1928 г.) гоминьдан провозгласил завершение воен­ной борьбы и установление с 1 января 1929 г. особого режима — «политической опеки». Установление режима опеки (подразумева­лось, над народом) означало единовластие партии гоминьда­на и подавление анархистско-революционных выступлений (оказав­шееся довольно кровавым — свыше 300 тыс. погибших только в те­чение первого года). Режим был признан всеми политическими си­лами страны, кроме коммунистов. КПК, в особенности подталкивае­мая к этому из СССР, развернула формирование собственной армии и начала классовую политическую борьбу с радикальными лозунга­ми социального переустройства.

Режим «политической опеки» был легитимизирован Националь­ным собранием в мае 1931 г. Кроме общих политических решений, на нем была принята новая конституция Китайской республики. Она установила своеобразную систему власти — промежуточную между парламентарной республикой и однопартийной диктатурой.

Конституция 1931 г. провозгласила партийный абсолю­тизм: вся власть в стране принадлежала Национальному конгрес­су гоминьдана (т. е. съезду партии). Между съездами государствен­ные функции исполнял Центральный исполнительный комитет пар­тии (ЦИК). Непосредственная правительственная власть принадле­жала Национальному правительству: оно командовало армией, оп­ределяло бюджет, решало вопросы войны и мира, могло издавать распоряжения об амнистии. Выступая как бы коллективный гла­ва государства, Национальное правительство в свою оче­редь распадалось на 5 юаней (советов). Во главе правительства сто­ял председатель, назначаемый ЦИК гоминьдана. Председа­тели юаней назначались по представлению правительства, которое практически сливалось с внеконституционным органом — Центральным правительственным советом ЦИКа гоминьдана. Собствен­но управление, подготовка законопроектов были в полномочиях Ис­полнительного юаня. Законодательный юань (49-99 чел.) назначал председателя правительства по представлению ЦИК, утверждал и опубликовывал законы. Судебный юань — был и непосредственно судебным органом, и назначал еще отдельный Верховный суд. Кон­трольный юань (29-49 чел.) ведал отчетами должностных лиц, рас­следованием их действий, вопросами цензуры. Провинции и округа располагали, кроме всего, собственной администрацией.

Режим «политической опеки» был до известной степени стабили­зирующим для новых государственных институтов. Партия гоминьда­на предприняла некоторые социально-правовые реформы, среди кото­рых самой важной была аграрная (1930). Сохраняя частнособствен­нические владения, закон ограничил размеры арендной платы, а так­же собственно земельных частных владений. Сформировалась систе­ма полугосударственных профсоюзов. Приняты первые в Китае зако­ны об охране труда, о минимальном уровне заработной платы.

Политика гоминьдановского правительства способствовала обост­рению важнейшего для истории Китая социального противоречия -между капитализирующимся Югом и аграрным Севером. Это исто­рическое противостояние стало базой для развернувшейся граждан­ской войны между гоминьдановским правительством и закрепляв­шей на Севере «советской системой» под руководством КПК. Раз­дробленности страны способствовала начавшаяся с октября 1931 г. японская агрессия. К 1938 г. под власть японского командования по­пали крупнейшие восточные и южные провинции, в Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, где восста­новлена условная монархия последнего императора Пу И. Особые условия политической деятельности усилили концентрацию власти в руках Чан Кайши: он стал одновременно премьером правительст­ва, главнокомандующим, руководителем Военного совета. В целях борьбы с японскими оккупантами гоминьдан прекратил военные по­ходы против армий, руководимых КПК, и установил с нею поли­тическое и военное сотрудничество. Соглашение с КПК закрепило новый раздел Китая: на провинции, подконтрольные гоминьдану, и особые районы, где складывалась система советской власти под ру­ководством КПК. Неблагоприятный для Японии исход Второй миро­вой войны, разгром советскими войсками ее сухопутной армии в Китае, изменил соотношение сил не в пользу гоминьдановского пра­вительства. Конституционные перемены, последовавшие в конце 1946 г. (принятие новой конституции страны, демократизация ре­жима), оказались неспособными предотвратить новую гражданскую войну, а затем — и крушение гоминьдановского режима в военно-политической борьбе с КПК.

 

 

Окончание Второй мировой войны, разгром Японии создали совершенно новую политическую ситуацию в Ки­тае. За годы войны и военного союза антияпонской направленности с гоминьданом Коммунистическая партия стала самостоятельной государственной силой, под непосредственным контро­лем и управлением которой находилась значительная часть провин­ций страны.

С самого начала своего формирования в 1919 г. коммунистиче­ское движение в Китае под влиянием Коминтерна было направлено на государственную революцию в стране, на органи­зацию власти социалистического типа. Пока партия гоминьдана рас­полагала преобладающей социальной поддержкой, осуществить эту программу в масштабе страны КПК не могла. Поэтому в соответст­вии с решением II-VI съездов 1922-1928 гг. (последний состоялся в Москве) КПК установила свою власть и новые порядки в отдельных районах Китая.

Первая революционная база КПК была организована в октябре 1927г. в Цзинганшане, сразу после установления политической диктатуры гоминьдана, которую КПК отказалась поддержать. Уже в г. при поддержке СССР началось формирование коммунистической Красной армии. К 1930 г. под контролем КПК и армии находился уже 171 уезд, где было сформировано 6 опорных баз. Основным методом привлечения на свою сторону крестьянской массы стала проводимая КПК аграрная реформа, на деле сводившаяся к конфискации частнособственнических земель и их раздаче бывшим арендаторам и издольщикам.

В подконтрольных районах КПК установила собственные госу­дарственные порядки, не признавая гоминьдановских правительства и конституции. В феврале 1930 г. руководство КПК образовало пер­вое советское правительство. Более прочная единая организа­ция была сформирована решениями 1 съезда советов (7 ноября 1931 г.), на который направили своих делегатов уездные советы и армейские части. Съезд провозгласил образование Китайской советской республики, определил направления социаль­но-правовой и национальной политики, провозгласил новую консти­туцию. По условной советской конституции Китай объявлялся ре­спубликой, где вся полнота власти принадлежала съезду советов, избираемому им ВЦИКу и Совету народных комиссаров — прави­тельству. Было образовано и советское правительство во главе с ли­дерами КПК и армии Мао Цзедуном, Чжу Де и Чжоу Эньлаем.

К 1934 г. под властью КПК в т. н. «освобожденных районах», не­смотря на ряд нанесенных коммунистическому движению прави­тельственной армией тяжелых поражений, проживали до 60 млн. чел. II съезд советов (январь 1934 г.) утвердил новую поли­тическую программу движения. Китайская советская республика провозглашалась «властью демократической диктатуры рабочих и крестьян», вводимое в советских районах избирательное право пря­мо предполагало лишение некоторых категорий граждан поли­тических прав, неравенство представительства в пользу рабочих.

Влияние советского правительства и КПК расширилось в годы освободительной войны против Японии, несмотря на соглашение о сотрудничестве и прекращении гражданской войны с гоминьданом 1937 г. К апрелю 1945 г. в 19 освобожденных районах проживало около 95 млн. чел. VII съезд КПК (апрель-июнь 1945 г.) утвердил принципы политики во взаимоотношениях с гоминьданом и, что важнее, закрепил лидерство группировки Мао Цзедуна, чьи идеи были впервые закреплены в уставе как «руководящая партийная идеология».

Осенью 1945 г. состоялись переговоры КПК с гоминьданом об ор­ганизации совместных властных структур. В результате провокаций соглашение было сорвано. Первая гражданская война (октябрь 1945 — 10 января 1946 г.) окончилась новым соглашением, достиг­нутым во многом благодаря давлению Совещания министров ино­странных дел США, СССР и Великобритании.

Недолгое сотрудничество КПК и гоминьдана, ввиду объективной политической несовместимости их политических курсов, и несмот­ря на совместное принятие новой конституции страны (1946 г., практически не действовавшей) окончилось еще более резким кон­фликтом. КПК во что бы то ни стало желала сохранить админист­ративную самостоятельность подконтрольных районов и свою ар­мию. Важную роль сыграли и внешнеполитические противоречия: в ноябре 1946 г. гоминьдановское правительство подписало несколько договоров о взаимопомощи с США, тогда как КПК следовала курсу политики СССР. Разразившаяся Вторая гражданская война (1946-1949 гг.) завершилась поражением гоминьдановских армий, изгна­нием правительства Чан Кайши из континентального Китая[40] и практическим объединением всей китайской территории под вла­стью правительства, руководимого КПК и Народно-освободитель­ной армией (НОА)[41].

На завершающем этапе революционно-гражданской войны КПК объединила под своим руководством политические движения и об­щественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском уп­равлении и в гражданской войне. Были привлечены к сотрудничест­ву отколовшаяся от гоминьдана партия Революционный гоминьдан (1949), социал-демократы, даже монархисты-младокитайцы, а также организации проживавших заграницей китайцев, сложившиеся в 1948 г. профсоюзные, женские, молодежные движения. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократи­ческого фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая, было придано учредитель­ное значение. 1-я сессия НПКСК (21-30 сентября 1949 г.) приня­ла политическую Декларацию о создании новой китайской государ­ственности, основные конституционные документы, образовала На­родное правительств. 1 октября 1949 г. торжественно было провозг­лашено образование Китайской Народной республики.