Частичная демократизация государства

Правление Народно-республиканской партии. Этатистские реформы

Установление республиканского строя и провозглашение конституции положили начало оформлению современных политических партий. Главенствующей политической силой долгие десятилетия в стране оставалась основанная в ходе революционного движения Народная, с 1924 г. — Народно-республиканская партия. НРП выдвинула программу ук­репления национального светского государства, основанного на на­циональной сплоченности, высокой степени государственного регу­лирования экономики, всесторонней борьбе за подлинную независи­мость. На первых выборах в ВНС по Конституции 1924 г. НРП одержала подавляющую победу (92% мандатов), ее лидеры — М. Кемаль и Исмет-паша были избраны на высшие правительствен­ные посты. В 1920 г. образовались также партии социалистического направления — Турецкая народно-коммунистическая партия, Турецкая коммунистическая партия, которые, однако, не имели серь­езного политического значения. Более значимой силой могла стать Прогрессивно-республиканская партия (1925), которая образовалась после выхода из НРП сторонников сближения с западными де­ржавами и приверженцев доктрины исламизма. Однако партия была официально запрещена и не смогла сложиться в массовую организа­цию. Либерально-республиканская партия (1930) отстаивала более либеральный, чем НРП, экономический курс, отказ от государст­венного регулирования, предлагала демократические политические реформы. Однако вплоть до Второй мировой войны в Турции без­раздельно господствовала Народно-республиканская партия, с 1930 г. — единственно легальная. Это господство подкреплялось по­стоянными политическими репрессиями в отношении своих сопер­ников: от прямых запретов на деятельность тех или других движе­ний (как левых, так и, в особенности, право-исламистских) до по­вседневного цензурного, полицейского контроля.

Правление НРП ознаменовалось крупными государствен­ными реформами, которые придали Турции новый облик, практически ликвидировали остатки полуфеодальных отношений, сформировали светское государство с сильными позициями государ­ства в экономике.

Важнейшим из направлений реформ была общая секуляризация государства. Она была взаимосвязана с европеизацией государст­венно-административных структур, культуры, образования — вплоть до сферы быта (насколько он мог быть во влиянии государст­венной политики). С упразднением халифата (1924) было ликвиди­ровано Министерство вакуфов (духовных имуществ), земельная собственность духовенства секуляризирована. В мае 1924 г. были упразднены суды шариата, юрисдикция сделана полностью светской и государственной. Ликвидировались мусульманские медресе, ду­ховные ордены, подобия монастырей. С 1925 г. страна перешла на европейское летосчисление, были введены фамилии (сам Кемаль получил от парламента официальное имя Ататюрка — «отца ту­рок», Исмет-паша стал И. Иненю), латинизирован алфавит. Госу­дарство ввело единую систему светского образования (1924).

Секуляризация радикально сказалась на правовом положении женщин. С введением нового Гражданского кодекса (1926) провозг­лашалось и устанавливалось гражданское равенство мужчин и жен­щин, запрещалось многоженство, вводился единый брачный возраст (с 18 лет), женщины получили право работать в государственных учреждениях. С 1930 г. женщины стали пользоваться избирательны­ми правами — сначала только в органы местного самоуправления, а с 1934 г. — ив Национальное собрание (но при повышении возраст­ного ценза до 22 лет). На выборах 1935 г. в ВНСТ впервые были из­браны 17 женщин (из 399 депутатов).

Завершением государственной секуляризации стала отмена ст. 2-й Конституции 1924 г., провозглашавшей ислам официальной религией (1928). Этот важный шаг находился в русле обновленной программы НРП, которая на своем 2-м съезде провозгласила т. н. «6 стрел» по­строения нового общества и государства: республиканизм, национализм, лаицизм (светскость), народность, этатизм (государственничество), революционность. Позднее (1937) принципы «6 стрел» были включены в Конституцию в качестве основ государственного порядка.

Вторым из основных направлений преобразований было усиле­ние государственного регулирования хозяйственной жизни в том числе в целях создания мощного экономического уклада, основан­ного на государственной собственности. Это было важно и для под­держки национального частного капитала (исторически очень слабого в экономике Османской империи, где банки и круп­ные предприятия в основном принадлежали западным предприни­мателям). Был отменен режим экспортных и налоговых льгот для иностранцев. Создавались привилегированные финансовые государ­ственные концерны, которым отдавалось преимущество в экономи­ке. С 1931 г. был официально провозглашен режим экономического этатизма, ограничивались свободы финансового рынка, валют­ных операций в стране. В 1932 г. (по образцу СССР) был принят 1-й пятилетний государственный план развития хозяйства (вклю­чавший, правда, только распределение инвестиций, развитие транспорта, таможенные тарифы и т. п.).

Высокая степень государственного регулирования оборачивалась жестким контролем за самыми разными сферами социальной дея­тельности. Изданные в 1936-1938 гг. законы о труде и об обществах, закрепляя 8-часовой рабочий день для всех работников, существен­но ограничивали права профсоюзов, ставили любые общественные собрания под прямой контроль полиции. Для более жесткого конт­роля за деятельностью духовенства было создано специальное Уп­равление по делам религий (1935).

Усиление курса жесткого всестороннего государственного регули­рования в особенности пришлось на период Второй мировой войны. Это было связано не только с объективными обстоятельствами ук­репления национальной безопасности в военное время. Кончина М. Кемаля в 1938 г. ослабила безусловное господство НРП. И хотя она осталась правящей (президентом стал И. Иненю), давление оппози­ционных сил на ее курс начало возрастать.

В годы Второй мировой войны НРП предприняла обновление Конституции. В главном это было связано с националистическими устремлениями тюркизации текста, освобождения его от арабских терминов и некоторых устарелых начал. Новый текст был утвержден 10 января 1945 г., но затем в силу разных обстоятельств воспроизведен в прежнем виде. Конституция 1945 г. в основном воспроизводила систему органов государственной власти и управле­ния образца 1924 г. Новшества были связаны положениями о на­правлении государственной политики. Расширены были и полномо­чия президента.

С 1946 г. в Турции перешли к прямым тайным выборам депутатов ВНСТ. Новый избирательный закон (16 февраля 1950 г.) упоря­дочил права всех категорий избирателей, ввел единое основание в деление избирательных участков (пропорционально количеству' жи­телей). Соответственно сложившейся традиции, значительная часть населения (неграмотные, лишенные политических прав, находящие­ся на военной или юридической службе) лишалась прав участия в выборах.

 

После Второй мировой войны Народно-республиканская партия утратила свои лидирующие позиции. Наряду с нею сформировались Демократическая партия (1946) — близкая к НРП по программе, но более социально ориентированная, провозглашав­шая заинтересованное сотрудничество с иностранными государства­ми; Социалистическая партия (1946) — сходная с британскими лейбористами, другие социалистические движения. Выборы 1946 г. прошли уже по многопартийной системе, и несмотря на победу НРП, ДП составила значительную фракцию в ВНСТ. На выборах 1950 г. программа ДП, особенно обвинения в коррупции по адресу НРП, принесли ей победу (54 % голосов, но вследствие особенно­стей мажоритарной системы это дало ДП более 80 % мест в ВНСТ). Политика и законодательная практика ДП характеризовалась резким усилением национализма, преследованиями оппозиции (НРП была распущена, ее имущество конфисковано; судебные про­цессы над коммунистической партией нередко завершались смерт­ными приговорами). Законодательство устанавливало многочислен­ные запреты на общественную деятельность, ограничения на граж­данские свободы. Законом о печати (1956) были, в частности, запре­щены публикации любых экономических материалов, критика де­путатов — под угрозой значительных уголовных наказаний. В апре­ле 1960 г. в борьбе с оппозицией ДП практически установила полицейско-диктаторский режим, создав особую парламентскую комис­сию с чрезвычайными полномочиями.

В совокупности с другими обстоятельствами жизни страны, эта политическая диктатура вызвала массовое общественное недоволь­ство. Движение интеллигенции и студентов было поддержано ар­мией. 27 апреля 1960 г. военные совершили государственный пере­ворот, распустив парламент и правительство. Власть была передана Комитету национального единства под председательством генерала Д. Гюрселя. ДП была запрещена. Комитет (из 38 чел.) считался вы­сшим законодательным органом, правительство — исполнительным, суд был объявлен полностью независимым. Практически впервые в Турции был реализован принцип разделения властей, проведена ре­альная демократизация общественной жизни. Учредительное собра­ние (составленное из членов Комитета национального единства и избранных представителей — всего около 300 чел.) разработало и 27 мая 1961 г. утвердило новую конституцию страны. Конституция была утверждена 9 июля 1961 г. на национальном референдуме (61 % голосов).

Конституция 1961 г. существенно изменила государственную систему страны, жестко был проведен принцип разделения властей, установлены значительные гарантии гражданских свобод. ВСНТ (парламент) стал двухпалатным (с использованием амери­канского и французского конституционного опыта). Национальная палата состояла из 450 депутатов, избираемых населением на 4 го­да. Верхняя палата, Сенат, состоял из 150 депутатов, избираемых на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые два года. Для депутатов уста­навливались повышенные цензы пассивного права. Законодательные права палат были практически равными. Вместе с тем были значи­тельно укреплены позиции исполнительной власти — президента и, в особенности, правительства. Для обеспечения высшей силы Кон­ституции вводился Конституционный суд, с правами контроля за правовым содержанием законов.

Демократизация политической жизни вызвала создание новых партий — всего около 20. Важнейшей политической силой последу­ющих десятилетий стали возрожденная Национально-республикан­ская партия и созданная на основе ДП новая Партия справедливо­сти во главе с С. Демирелем.

Ожесточенная борьба политических партий за власть, нараста­ние право-консервативной оппозиции и правого экстремизма в стра­не в условиях кризиса государственной экономики и новых внешнеполитических проблем снова привели к общегосударственно­му кризису. В сентябре 1980 г. в Турции произошел очередной во­енный переворот, были распущены парламент и все политические партии. Власть перешла к Совету национальной безопасности, пред­ставлявшему главным образом военные круги. После нормализации обстановки, в том числе путем массовых репрессий в отношении фа­шиствующих организаций и правоисламистских движений, консуль­тативным меджлисом была подготовлена новая конституция страны, утвержденная сначала Советом национальной безопасности, затем на общенациональном референдуме.