Образование ФРГ и ГДР

Раздел Германии. Оккупационный режим

Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны

 

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), с которой нацистское государство свя­зывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР, окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После во­енной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной ад­министрации оккупировавших Германию держав.

В продолжение переходного периода (1945-1949 гг.) восстанов­ление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Гер­мании. Это привело в итоге к расколу Германии и к уста­новлению на десятилетия особого оккупационного режима, подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образо­ванных германских государств.

Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской (январь 1945 г.) и, главное, Потсдамской конференциями (июль-август 1945 г.) государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Со­гласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учрежде­ний райха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены пре­ступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. В стране должны были последовательно проводиться денацификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение «германского вопро­са», включая подготовку мирного договора, отдавалось в руки Сове­та министров иностранных дел государств-союзников.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управле­ния. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наиболь­шая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному уп­равлению подлежала столица — Берлин. Для решения общих воп­росов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандую­щих четырех оккупационных армий, решения в котором принима­лись бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собст­венное управление по типу военного губернаторства. На губернато­ров возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех нацио­нальностей.

После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического на­правления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической органи­зации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и запад­ных держав). В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая Коммунистическая партии. Под давлением советской администра­ции и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия — Христианско-де-мократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по на­правленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократическо­го республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности. Одновременно воз­родилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Гер­мании (июнь 1946 г.).

Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В ус­ловиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самосто­ятельных земель, СССР — создание единого государства «народной демократии») такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего райха (в гра­ницах 1937 г.; согласно основополагающим решениям союзнических конференций все «новоприобретения» отторгались от страны, кроме того, Силезия и Восточная Пруссия отошли к Польше и СССР) двух новых государств.

 

В течение 1945 — 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем воен­ных властей возрождены местные представительные органы — лан­дтаги и земельные правительства. Объединение английской и аме­риканской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подве­ло к формированию объединенного органа власти и управления. Та­ким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ланд­тагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Мар­шалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для за­падных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточ­ной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель — своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной ад­министрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие пер­вых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии пред­определило курс западных союзников на государственное обособле­ние западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногер­манского государства. В 1948 г. к Бизоний была присоединена фран­цузская зона оккупации (образовалась т. н. « Тризония »). В июня 1948 г. в западногерманских землях была проведена собствен­ная денежная реформа, 1 июля 1948 г. военные губернаторы запад­ных держав провозгласили условия образования Западногерманско­го государства (согласно особой инструкции в адрес группы по под­готовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной запад­ногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.

ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суве­ренитет ее был ограниченным. Согласно принятому в апреле 1949г. Оккупационному статуту правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя, внешней торгов­лей, внешними сношениями и международными соглашениями Гер­мании, осуществлением демилитаризации, включая вмешательство в этих целях во все сферы хозяйственной и научной жизни; оккупа­ционные войска обладали хозяйственной и правовой экстерритори­альностью. Впоследствии Статут был несколько пересмотрен в поль­зу самостоятельности ФРГ.

Параллельно шел процесс возрождения государственности в вос­точной зоне — но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ). СВАГ обладала высшими законодательны­ми и административными полномочиями в восточной части Герма­нии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восста­новлено местное самоуправление — краевые и земельные собрания (ландтаги). Важнейшее значение имела провозглашенная 25 февра­ля 1947 г. ликвидация Прусского государства — его территория была распределена между новыми землями-областя­ми. Влияние СЕПГ в восточной зоне определило то, что краевые и земельные собрания конституировались по советскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии.

В условиях отсутствия единой собственной администрации вос­точной зоны, кроме правительств земель и краев, организационно-политическая роль перешла к ЦК СЕПГ, действовавшему под руко­водством СВАГ. СЕПГ инициировала проведение масштабных эко­номических реформ, прежде всего аграрной и финансово-промыш­ленной, которые на деле свелись к общей конфискации крупной и средней собственности прежних владельцев и перераспределении ее на социалистических началах. В ходе проведения этих реформ сложился разветвленный партийно-управленческий аппарат, взявший на себя доверенные от СВАГ государственные функции. В качестве единого общественно-политического органа с декабря 1947 г. в вос­точной зоне стал функционировать Немецкий народный конгресс: он выполнял как бы представительские функции без точных госу­дарственных полномочий. Теоретически ННК должен был играть объединительную роль, однако его позиции в западных зонах были незначительны. С началом обособления западных зон в 1948 г. кон­гресс превратился практически в законосовещательный представи­тельный орган только восточной Германии. Его состав стал опреде­ляться на выборной основе — от образовавшихся на Востоке партий и общественных движений. 2-ой ННК (март 1948 г.) образовал Не­мецкий народный совет, который должен был провести основные мероприятия по конституированию государства в советской зоне ок­купации. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократически-советского типа, провозгласил образо­вание межпартийного общественно-политического Национального фронта демократической Германии. По сути, государственное обо­собление восточной зоны было завершено. Официальное провозгла­шение образования восточного государства — Германской Демокра­тической республики — состоялось 7 октября 1949 г. на сессии Не­мецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государственной власти (Временной народной палатой) и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государ­ство мероприятия.