Падение монархии и Ноябрьская революция 1918 года

Государственно-политический строй Германии в период Ваймарской республики

Установление V Республики

Эволюция IV Республики

Первые выборы в соответствии с новой Конституцией (10 ноября 1946 г.) завершились отчетливой поляризацией политических сил. Коммуни­сты и социалисты располагали в обеих палатах примерно таким же количеством мест, что и республиканцы во главе с их основной си­лой — НРП. Правительство было организовано на трехпартийной основе — ФКН, СФИО и НРП. В первые месяцы была продолжена начавшаяся при Временном режиме политика национализации важ­нейших отраслей промышленности (крупных электростанций, круп­ных газовых и страховых компаний, угольной промышленности, Ал­жирского банка), а также социально-покровительственного законо­дательства. Однако это только усилило нарастание кризисных явле­ний в полуразрушенной послевоенной стране. Включение страны в поддерживаемый США план восстановления Европы («план Мар­шалла») и в военно-политическую орбиту влияния США предопре­делило распад долевой коалиции партий: в мае 1947 г. компартия в парламенте высказалась против доверия правительству из-за отказа повысить зарплату рабочим, и ее члены были выведены из прави­тельства. Политика компартии, направленная на развертывание со­циального противодействия правительству, вплоть до уличной борь­бы, вызвала настороженность среднего класса Франции. Значительную поддержку получила новообразовавшаяся в 1947 г. партия сто­ронников де Голля и «сильной власти» — Объединение француз­ского народа, при том, что эта партия открыто выступала за реви­зию Конституции 1946 года. Уже на следующих выборах 1951 г. правые партии и голлисты практически уравновесили влияние ФКП, хотя правительством продолжали руководить главным обра­зом социалисты и радикалы.

Фактически государственный режим правых послеконституционных лет довольно быстро вернулся к принципам Конституции 1875 г. С 1948 г. восстановилась практика издания правительством декретов (свыше 450 с этого времени), причем ряд из них касался вопросов, которые могли регулироваться только законами. Частые парламентские кризисы привели к мысли о неполноте статуса пра­вительства и повышению его роли. Правительство поставило вопрос (в 1950—1951 гг.) о конституционной реформе

Конституционная реформа, законопроект о которой был предло­жен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом в декаб­ре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование прави­тельства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше пол­номочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повы­шался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без деба­тов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951—1956 гг. были существенно видоизменены первоначальные принципы представительно-партийного голосования, которые были взаимосвязаны с рождением Конституции IV Республики. Законами 1953—1954 гг. окончательно был решен вопрос о праве правительст­ва издавать законы (правда, определенного содержания, с согласия Госсовета).

Окончательное преобразование учреждений и Конституции IV Республики произошло уже в обстановке общего социального и политического кризиса конца 1950-х гг., вызванного войной в Ал­жире.

 

Начиная с 1954 г. в Алжире (считав­шемся составной частью Республики и разделенном на несколько полноправных департаментов с большим количеством чисто французского населения) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства, попытка парламента найти политические компромиссы, соединенные с целой серий болезненных для национального самолюбия предыдущих внешнеполитических неудач (поражение в войне в Индокитае и признание независимости Вьетнама, поражение в Суэцком конфликте 1956 г.) породили всплеск правых национали­стических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против прави­тельства под лозунгом «национального спасения». Острая поли­тическая обстановка соединилась с нарастанием идейных противоре­чий между основными партиями парламентского большинства. Пре­зидент выступил с инициативой создания правительства «нацио­нального спасения» во главе с де Голлем, которому были бы предо­ставлены исключительные полномочия.

1—2 июня 1958 г. премьером правительства был поставлен де Голль, Собрание предоставило правительству чрезвычайные полно­мочия, включая право разработки нового проекта конституции. Проект был разработан в июле 1958 г. главным образом с участием Государственного совета, обсужден в особо организованном Консти­туционном консультативном комитете. Пересмотр конституции был поддержан почти всеми политическими партиями, кроме коммуни­стов. Общенациональный референдум 28 сентября 1958 г. большин­ством голосов (17,7 млн. : 4,6 млн.) утвердил новую конститу­цию — новой Пятой (по общему счету) Республики во Франции.

Конституция 1958 г. (92 ст.), сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально меняла их соот­ношение. Основой нового государственного уклада стала президент­ская власть. Президент признавался «гарантом национальной неза­висимости и территориальной целостности» Республики. Он назна­чал правительство, не принимая во внимание расстановку поли­тических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Ми­нистров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил. Президент пользовался правом роспуска парламента и, кроме всего, мог вообще взять всю полноту государ­ственной власти на себя «когда учреждения республики, независи­мость нации... оказываются под серьезной и непосредственной угро­зой» (ст. 16). Избрание президента осуществлялось (на 7 лет) те­перь самостоятельной от парламента коллегией выборщиков, где де­путаты парламента были в меньшинстве перед представителями коммун и департаментов.

Конституция расширила и полномочия главы правительства, на которое возлагалась задача проведения «политики Нации» (ст. 20). Запрещалось совмещать пост в правительстве с депутатским манда­том, что было важным новшеством во французских конституцион­ных порядках. Парламент, составленный из двух равноправных па-5 лат — Национального собрания и Сената, — сохранил законодательные полномочия, однако были сокращены его бюджетные права. Правительство вновь получило конституционное право на законодательствование в порядке ордонансов (с последующим их одобрением). В полностью самостоятельный институт власти оформился Конституционный совет (образуемый из 9 советников на началах равного их делегирования президентом, Сенатом и председателем Национального собрания на 9 лет с обновлением на 1/3). Консти­туционный совет получил полномочия контролировать выборы всех властей и право рассмотрения конституционности законов — вплоть до их аннулирования (решения Совета обжалованию не подлежали).

В целом Конституция 1958 г. установила несомненный автори­тарный режим, подобный тем, какие характеризовали Францию XIX в. Дальнейшая политическая жизнь только укрепила цезарист­ские начала режима власти де Голля, хотя сильная президентская власть помогла стране решить наиболее острые внешнеполитические и военно-политические проблемы (связанные с признанием незави­симости Алжира в 1962 г. и вообще с развалом Французской коло­ниальной империи в Африке).

В 1962 г. де Голль завершил конституционную реформу, проведя референдум (отчасти в нарушение правила, предусмотренного Кон­ституцией 1958 г.) о новом порядке избрания главы государства. Впредь президент избирался не коллегией выборщиков (которая на­считывала до 80 тыс. чел), а всеобщим голосованием, причем свободное выдвижение кандидатов в президенты ограничи­валось. Глава государства стал практически в равнозначное представительному парламенту конституционное положение, что бесспорно увеличило его власть в практической политике. В 1974 г. избирательное право было предоставлено всем с 18 лет, при условии постоянного проживания в месте составления списков. Вторичная попытка президента де Голля укрепить авторитарные тенденции во французской конституции в период майского кризиса 1968 г. закон­чилась неудачей: референдум о реформе Сената и местной админи­страции завершился его поражением. Де Голль счел за лучшее уйти с поста президента. Конституционный строй Пятой республики в целом стабилизировался.

Конституция 1958 г. сохранила свою силу до конца XX в. прак­тически в неизменном виде. Некоторые перемены коснулись в 1980-е гг. местного управления (была упразднена должность префекта департамента, повышены права выборных советов), избирательной системы. В политическом отношении история учреждений Пятой ре­спублики последних десятилетий XX в. характеризовалась противо­стоянием и поляризацией двух политических сил: право-республи­канского «Союза в защиту новой республики» (деголлевской пар­тии, образованной в октябре 1958 г.) и коалиции левых партий, в центре которых вновь оказалась наиболее мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президент­ских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Фран­ции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики. Полнота правитель­ственной власти сохранилась за президентом, однако назначения на посты председателя Совета министров и министров стали произво­диться с учетом парламентского большинства. Конституционная ре­форма 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и не­обходимость партийного сотрудничества сгладили наиболее острые углы конституционного цезаризма времен де Голля в сторону пар­ламентаризма.

 

 

Поражение в первой мировой войне стало основной причиной падения (наряду с другими крупнейшими европейскими империями — см. § 75) монар­хии в Германии. Неудачи на фронтах, экономические тяготы для населения вызвали рост антимонархических настроений в обществе, усиление массового рабочего движения — все это ускорило назрева­ние политического кризиса.

Сложившаяся в годы Первой мировой войны в Германии военно-монархическая диктатура была очевидным нарушением принципов Конституции 1871 г. Политические партии и общество в целом ми­рились с военным режимом, пока он обеспечивал успешный ход войны. С весны 1917 г. военное положение Германии ухудшилось, и в стране развернулось мощное антимилитаристское движение. Вы­ступления против войны затронули даже военно-морской флот. Важным стимулом стало падение монархии в России в результате Февральской революции 1917 г.

Попытки правительства либерализировать политический режим встречали неприятие со стороны Верховного военного командования (во главе с фельдмаршалом П. Гинденбургом) и двора. Тем не менее в ряде германских земель, даже в Пруссии (бывшей оплотом консер­ватизма), были проведены реформы избирательного права. Прави­тельство канцлера Гертлинга наладило политическое сотрудничество с рейхстагом, почти отодвинутым в годы войны от государственной политики. Однако новые военные поражения в сентябре 1918 г. по­ставили правительство и монархию в положение политической изо­ляции.

Нарастание революционных настроений в германском обществе сопровождалось усилением влияния левых политических партий, прежде всего наиболее крупной — Социал-демократической пар­тии Германии, которая возглавила движение к политическим ре­формам. Из-за тактических несогласий от СДПГ в апреле 1917 г. откололась Независимая Социал-демократическая партия (НСДПГ). Крайне левые социал-демократы объединились в группу Спартак», которая стала проводником влияния коммунистического радикализма на рабочее движение. В ходе массовых рабочих вы­ступлений 1917-1918 гг. под влиянием радикалов формировались органы революционно-анархистского самоуправления — рабочие и солдатские советы; к осени 1918 г. советы стали самостоятельной политической силой антимонархического движения.

Монархия вынужденно пошла на либерализацию режима. В ок­тябре 1918 г. главой правительства был поставлен принц Макс Баденский, который объявил о скорой реформе политической системы в духе парламентаризма (усиление влияния Союзного совета на вопросы войны и мира, признание ответственности правительства перед рейхстагом, ограничение прав исполнительной власти в на­значении военных, принятие неотложных мер в социальной обла­сти). Однако монархия практически утеряла административный контроль над страной. Левые партии выдвинули программу скорей­шего окончания войны и установления республики как гарантии против милитаризма.

Внешние события — капитуляция Австро-Венгрии — спровоци­ровали всплеск антимонархических выступлений. 3 ноября началось восстание военных моряков в Киле. Волнения охватили крупные го­рода: Гамбург, Бремен и др.; повсеместно стали создаваться револю­ционные советы как прототип новой власти. Леворадикальные груп­пировки «Спартака», подталкиваемые эмиссарами из Советской России, развернули агитацию, безусловно гибельную для страны тогда, под лозунгом превращения революции в социалистическую. 9 ноября 1918 г. стачки и волнения охватили Берлин. Армия отка­зала императору в поддержке, и Вильгельм II отрекся от престола (официально отречение было оформлено 28 ноября 1918 г.). 10 но­ября Берлинский совет передал власть вновь сформированному Со­вету народных уполномоченных, который составили делегаты от местных советов, представители СДПГ и НСДПГ.

События в Берлине составили одновременно и завершение де­мократической революции и начало политического переустройства страны. В итоге Ноябрьской революции была ликвидирована не только общегерманская монархия. Были изгнаны еще 22 монарха в отдельных землях, 3 аристократических сената (в автономных горо­дах) подчинились демократическим преобразованиям, в отдельных землях образовались новые, в основном социал-демократические правительства. 11 ноября 1918 г. новое правительство заключило перемирие в Антантой.

Дальнейшее политическое переустройство проходило в сложной обстановке нарастания неуправляемости страны, в особенности из-за стремлений революционных радикалов двинуть общество к рево­люции по российскому образцу. Социал-демократам удалось напра­вить политический процесс в русло нормального развития. Состояв­шийся в декабре 1918 г. Всегерманский съезд советов под влиянием СДПГ постановил созвать Учредительное собрание, которому пору­чалось решить вопросы нового государственного устройства. Попыт­ки лидера коммунистического «Союза Спартака» К. Либкнехта про­возгласить Германию «социалистической республикой» не нашли на съезде поддержки. Реакционное офицерство организовало по стране военные мятежи, которые удавалось подавлять с трудом. Серьезной была и лево-коммунистическая опасность: в январе 1919 г. «Союз Спартака» спровоцировал вооруженное восстание в Берлине, кото­рое окончилось кровавой бойней и новым всплеском политического кризиса.