Антитрестовское законодательство

Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США

 

Становление капиталистической экономики и в целом характер­ной для Нового времени системы социально-хозяйственных связей в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого вмеша­тельства государства. Вплоть до конца XIX в. это была экономика преимущественно свободной частной инициативы, лишь эпизодически подверженной регулированию государственными законами и правовыми ограничениями. Отрицательные последствия невмешательства в социально-хозяйственные связи обозначились к концу XIX в., когда предпринимательство в США стало ускоренны­ми темпами монополизироваться. Появление сверхмощ­ных в хозяйственном отношении трестов (затем влиятельных и политически) было одной из особенностей американской системы экономики. Доминирование трестов в общественно значимых отрас­лях хозяйства приводило к ущемлению интересов среднего и мелко­го бизнеса, пренебрежению во имя безграничных прибылей обще­ственными интересами, а все вместе — к росту социальной напря­женности. Это стало побудительным толчком к формированию сис­темы законодательного регулирования экономики, к подчинению основ социально-хозяйственных связей государственному регулированию. Начавшись в конце XIX в., это формирование в основном пришлось на Новейшее время

 

Одной из особенностей системы госу­дарственного регулирования экономи­ки в США стало раннее появление сис­темы антитрестовского законодательства, принципы которого в свою очередь повлияли на развитие аналогичных норм в праве мно­гих западных стран.

До начала XX в. правовое регулирование социально-хозяйствен­ных связей в США почти полностью было в компетенции отдельных штатов. Законами штатов устанавливались некоторые общие рамки хозяйственной деятельности корпораций (см. § 74). В 1875 г. в шта­те Нью-Джерси был принят пионерский закон об отмене большинст­ва ранее существовавших ограничений на предельные размеры ка­питала корпораций, на суммы финансовых займов. В конце 1870-х — 1890-х гг. большинство штатов приняло аналогичные законы с отменой ограничений размеров капитала свободных корпораций, с разрешениями на большинство видов хозяйственной деятельности, на выпуск акций без обозначения номинала (что было чревато фи­нансовыми спекуляциями).

Полная свобода хозяйственной деятельности корпораций оберну­лась жестким давлением мощных трестов на иные предприятия и даже на граждан в целях полного подчинения рынка, увеличения цен на услуги и продукцию. Социально значимым это давление ста­ло в сфере железнодорожного транспорта, с которым в США тогда была связана почти вся хозяйственная деятельность. В 1887 г. поэ­тому был принят первый федеральный закон, которым устанав­ливался порядок государственного регулирования деятельности междуштатной железнодорожной сети (запрещались сговоры пред­принимателей об условиях перевозок, запрещались неожиданные повышения тарифов — об этом следовало предупреждать за 10 дней, согласовав с правительством, и др.).

Наиболее значительным актом по контролю государства за дея­тельностью хозяйственных монополий стал Закон Шермана (2 июля 1890г.)[33]. Это был первый федеральный закон общего значе­ния, т. е. касавшийся всех отраслей хозяйства. «Монополизация» рассматривалась в законе как отрицательное явление (в продолже­ние английских традиций «общего права»), как устранение свободной конкуренции. Согласно закону, «всякий договор, соглашение в форме треста или иной, или заговор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранным государством объявля­ется незаконным» (ст.1). Такие действия лиц стали впредь считаться уголовными преступлениями и наказуемыми заключением и боль­шими штрафами. Равным образом преступным стало считаться всякое стремление монополизировать торговлю. Ущерб от таких дейст­вий мог стать предметом претензии в суде.

На протяжении последующих нескольких лет большинство шта­тов приняли свои, местные, аналогичные законы; в 15 штатах анти­трестовские принципы были даже включены в конституции. Хотя первые опыты судебного применения закона были своеобразными: на основании антитрестовских запретов возбуждались преследова­ния против профсоюзов под предлогом «заговора, направленного к препятствию междуштатной торговле». Верховный суд США отка­зался распространить требования закона на чисто производственную сферу, ограничив действие сферой сбыта (1897).

Наиболее последовательно государственное регулирование в на­чале XX в. осуществлялось в сфере железнодорожного транспорта. В 1903г. Верховный суд подтвердил конституционность антитрестов­ской политики федеральных властей. Программа их действий вклю­чала организацию судебных процессов на основании закона 1890 г., законодательное запрещение дифференцированных тарифов и др. Завершающим шагом по этому пути стало принятие закона Хепберна (1906), которым вводились законодательные ограничения на раз­меры железнодорожных тарифов.

Административный государственный контроль за системой соци­ально-хозяйственных связей был возложен на созданное в 1903 г. Министерство торговли и труда (и на Бюро корпораций — в его со­ставе). Тогда же были приняты первые федеральные законы о госу­дарственном контроле за производством продуктов питания и меди­цинских препаратов (1906). Впервые (не только в США) были при­няты законы об охране природных — водных, минеральных — ре­сурсов. Обязанности наблюдения за деятельностью корпораций в этих направлениях возлагались на Федеральную промышленную комиссию (1914), которая имела полномочия привлечения корпора­ций к суду. Одним из образцовых прецедентов было прошедшее не­сколько ранее (1909) дело правительства против нефтяной компа­нии Рокфеллеров «Стандард Ойл», решением суда по которому ком­пании было предписано предпринять меры к демонополизации.

Завершением в тот период системы антитрестовских мер явился Закон Клэйтона (15 октября 1914 г.). Закон развивал и уточнял прежние нормы закона Щермана, вводя новые понятия о «вредной» и «общественно допустимой» монополизации. Ограничения на круп­ные корпорации стали конкретнее: запрещались дискриминация в Ценах, направленная на установление монопольного господства, связывающие контракты, которыми контрагенту не позволялось за­ключать соглашения с третьими лицами, вводились ограничения на возможные слияния конкурентов. Помимо прочего, законом изыма­лась деятельность профсоюзов из-под возможных преследований на основании закона Шермана, устанавливая особое социальное каче­ство человеческого труда — не как рядового товара или услуги.

Первая мировая война в особенности показала изменение регу­лирующей роли государства для социально-хозяйственной системы даже политических демократий. Однако в силу разных обстоя­тельств (экономической ситуации, внутренней политической борьбы и др.) дальнейшие законодательные шаги по регулированию эконо­мики были предприняты в США только в 1930-е гг., в период особо­го обострения социальной обстановки в связи с мировым экономиче­ским кризисом 1929-1933 гг.