Ликвидация империи и создание Германского союза

Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в.

 

К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и автономных политических образований, среди которых уже с XVII в. главенствующее место заняли Австрия, Пруссия и Бавария. Государственно-политические и адми­нистративные институты империи также существовали только но­минально: райхстаг из средневековых курий князей (духов­ных и светских), городов и рыцарей, армия, численность ко­торой не могла превышать 40 тыс., имперский суд, пере­дача обжалований в который останавливалась перед высочайшим порогом стоимости иска в 1.500 золотых талеров. Поражение Прусско-Австрийского союза в войне с Францией (Люневильский мир 1801 г.) стало ускорителем распада империи и преобразова­ния ее политического устройства.

Специальная имперская комиссия, работавшая под прямым дав­лением французских уполномоченных, подготовила целый комплекс преобразований, Которые были направлены на централизацию Гер­мании и одновременно на подчинение ее французскому диктату. В прямое управление Франции были переданы обширные области по левому берегу Рейна, которые полностью потеряли самостоятель­ность. Были ликвидированы институты владетельных имперских рыцарей, исчезли духовные княжества, количество вольных городов с 51 сократилось до 6 (остальные были «розданы» другим герман­ским монархиям), некоторые княжества преобразовались в королев­ства. Число самостоятельных государств сократилось с 300 до 38. Большинство государств Южной Германии подпали под поли­тическое влияние Франции. Предвидя конец империи, австрийский король провозгласил свою державу империей, а себя — императо­ром Австрийским (14 августа 1804 г.).

Попытка крупнейших германских государств в союзе с Россией противостоять Наполеону окончилась поражением Пресбургский мир 1805 г.). Поражение привело к полному преобразованию импе­рии. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными ко­ролевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убыт­ки. Большинство германских южных государств образовали Рейн­ский союз (12-25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Согласно акту об образовании союза, германские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др. -— всего 16) подразделялись на 2 рода. Первые, на­иболее крупные, обладали всеми государственными правами (зако­нодательством, юрисдикцией, полицией, армией). Вторые — только сеньориальными правами т. н. медиатизированных князей (усредненных), которые стояли под покровительством государств со­юза. Членами союза считались только первые. Это быстро привело к их укрупнению. 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвида­цию Священной Римской империи Германской нации, признав «полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, со­ставляющих Германию».

Новое государственно-политическое устройство Германии было установлено решениями Венского конгресса 1815 г., где была за­креплена юридически и политически ситуация в Европе после разгрома Наполеона коалицией держав (Англией, Россией, Австрией и Пруссией), а также установлен новый европейский международный порядок. В соответствии с Союзным актом (10 июля 1815 г.), дополненным Заключительным актом Конгрес­са (15 июня 1820 г.), все германские государства, включая Австрию, Пруссию и возвращенные леворейнские области, объединялись в Германский союз. Это было во всех отношениях принципиально но­вое политическое образование.

Германский союз составили первоначально 38 государств (к 1866 г. в кем остались 35 членов). Все они (Австрийская империя, пять королевств, 7 великих и 8 простых герцогств и т. д.) вполне со­храняли свой государственный суверенитет. Это было междуна­родное объединение государств для поддержания своей внешней и внутренней безопасности. Однако было принято пра­вило нераздельности объединения: отдельное государство не могло покинуть союз по своей воле (ст. 5). Вместе с тем террито­рия союза обладала только международной цельностью, не создавая прав территориального верховенства для какого-либо государства.

В государственном смысле центральной власти в союзе не было. Каждое из государств (правительств) было представлено уполномо­ченными (в том числе четырех участников представляли Дания и Голландия). Органом общих решений был конгресс союза, место­пребыванием которого был Франкфурт-на-Майне. Степень участия государств в конгрессе была различной. Одни государства (11 круп­нейших) имели самостоятельные голоса, другие — составляли т. н. собирательные голоса (всего 6). Со временем возражения со стороны мелких княжеств и городов против этой практики безусловного не­равенства субъектов заставили изменить систему принятия реше­ний. Решения стали приниматься в тесном совете по старо­му порядку ив пленарном, где каждый из субъектов имел не менее одного голоса (но зато 6 крупных государств имели по 4 голо­са). Только в пленарном порядке могли изменяться законы союза, приниматься новые члены, учреждаться новые органы союза, при­чем эти вопросы должны были решаться единогласно. Объявление войны, заключение договоров от имени союза решались на пленуме по большинству голосов. Важным полномочием союзного конгресса было право союзной экзекуции — принуждения государ­ства-сочлена к выполнению решений союза, а также гарантий част­ных прав. Другим правом союза было создание аустрегального (третейского) суда для решения споров между сочленами. Однако никаких исполнительных органов для выполнения общих реше­ний не предполагалось. Конгресс назначал державу (из числа крупных), ответственную за экзекуцию. Это создавало объективные юридические предпосылки для доминирования более крупных государств. Реально же в союзе, особенно до 1840-х гг., первенство принадлежало Австрии. Другое крупнейшее из германских государств — Пруссия — стремилось стать во главе экономи­чески-хозяйственного объединения. В 1833 г. под эгидой Пруссии был заключен Таможенный союз, куда вошли Пруссия, Бавария, Саксония и другие государства.