Разработка уложения

Всеобщее гражданское уложение Австрии

 

Австрийское гражданское уложение 1811 года заняло особое мес­то среди кодификаций рубежа XVIII-XIX вв. В нем первом среди сводов права государств, где монархии не претерпели потрясений революций, нашли выражение принципы действительного граждан­ского равенства и ликвидации сословного строя. Это утверждение принципов естественного права, декларированных эпохой Просве­щения, было тем более значительным, что с формально-юридиче­ской стороны в уложении многое восходило к прямой традиции рим­ского права.

 

Подготовка свода гражданского права (на новых основаниях) в Австрии на­чалась в 1753 г. с развертыванием преобразований «просвещенного абсолютизма». Для разработки свода законов была создана специ­альная комиссия из правоведов. В задачу комиссии прежде всего бы­ла поставлена унификация права: «...Позаботиться о единообразии в законах, устранить все вкравшиеся злоупотребления, предубежде­ния, волокиту и защитить невинных от наглых прельщений адвока­тов». Создавая свод, комиссии было рекомендовано не систематизи­ровать реально действовавшее право, а провести кодификацию как бы заново, для чего «привлекать обычное право и лучших толкова­телей его, равно как и право других государств, и при этом постоян­но обращаться к общим принципам разума для внесения полезных исправлений и дополнений». Свод должен был охватить собственно область гражданских прав (которая была в тогдашнем по­нимании шире традиционного частного права). Однако все, что ка­салось взаимоотношений государственных и административных ор­ганов с гражданами, следовало оставлять за рамками кодекса.

Комиссия подготовила проект кодекса, названный по имени им­ператрицы (Codex Theresianus), к 1767 г. Правительственный совет его отверг. Во-первых, из-за чрезмерной громоздкости (в проекте было 8 томов), а во-вторых, из-за того, что пользование предполага­ло особое знание римского права.

В 1772 г. императрица постановила переработать проект, руко­водствуясь несколько иными приемами кодификации. Особенно важным было указание на то, что закон не следует делать учебни­ком права. Все, что не содержало прямого правила, а было опреде­лениями понятий, классификациями, объяснениями (что такое дви­жимое, недвижимое и т. п.), следовало безусловно устранить. Свод должен стать предельно кратким, с тем чтобы возможные казусы или исключения решались на основании общих правил и руководст­вуясь реальными обстоятельствами дела, а не на основании когда-то придуманных юридических правил для единичной ситуации. Закон должен быть краток и прост в понимании, в том числе по языку и терминологии. Наконец, законы должны иметь самостоятельную силу и не быть взаимосвязаны с архаичными правилами римского пра­ва; основой их должны стать требования «естественной справедливо­сти» и «человеколюбия».

Работа над гражданским уложением была продолжена в правле­ние императора Иосифа II. В частности раздел, посвященный общей характеристике положения граждан, был сокращен и отредактиро­ван и даже введен в действие в 1787 г. под именем «Кодекса Иоси­фа». Однако в силу своей содержательной ограниченности он почти не оказал влияния на практическую юстицию.

Новая комиссия для разработки уложения была создана в 1790 г. под руководством известного правоведа, сторонника естественного права профессора Венского университета К. Мартини. Новый проект был представлен в 1796 г. В нем было немного традиционного, поч­ти не сохранились положения «Кодекса Терезии» и были записаны важные правоположения о стремлении к гражданскому равенству и всеобщей правоспособности. Проект был обсужден в юридических учреждениях и передан для доработки.

Доработка проекта проходила в новой законосовещательной ко­миссии, где основную роль сыграл профессор права Ф. фон Целлер. Он стал, по существу, новым подлинным творцом будущего граж­данского уложения. Под его влиянием отвлеченные правила абст­рактного естественного права были конкретизированы с учетом ре­ально действующего права в Австрии (без чего свод оказался бы бес­полезным практически). Он сделал многочисленные формулировки проекта юридически директивными. В проекте было сохра­нено многое от действовавших в Австрии обычаев отдельных земель (Чехии, Венгрии и т. д.). В обосновании к проекту Целлер в особен­ности отметил важность такого исторического обобщения: «Закон основан на всеобщих и вечных принципах разума и справедливо­сти... поэтому большинство норм гражданских сводов цивилизован­ных народов совпадают... Но сейчас пришло время, когда каждому государству требуются его собственные законы, соответствующие его особым условиям... Климат, пища, традиционные формы обще­ния, прямодушие и скрытность характера жителей — все это оказы­вает бесспорное влияние на нормы, регулирующие правовую форму и различные виды сделок, завещания, договоры, гарантии и права на возмещение ущерба».

Окончательный вариант свода законов был представлен импера­тору в 1808 г. Спустя два года уложение было утверждено и с 1 ап­реля 1811 года введено в действие.