Мятеж парижской коммуны

Падение монархии и установление III Республики

Государственно-политический строй Франции периода Третьей республики

 

Падение Второй империи было предопределено двумя обстоятельствами. Во-первых, цезаристская монархия изжи­вала себя социально-политически: монархические настроения в об­ществе проигрывали республиканским, и власть могла держаться только политическими интригами и полицейским давлением; это показала либерализация режима Второй империи. Во-вторых, неу­дачная для Франции война с Пруссией не только дискредитировала режим, но и стала прямым фактором падения монархии. 2 сентября 1870 г. французская армия капитулировала после проигранного сра­жения под Седаном, Луи-Наполеон был пленен в числе других.

Фактическое низложение императора, пусть с помощью внешней силы, активизировало республиканские настроения в столице и в Законодательном корпусе. Уже с начала августа 1870 г. Париж был охвачен волнениями, в значительной степени подогретыми левыми радикалами и международными организациями коммунистов (Пер­вым Интернационалом К. Маркса и Ф. Энгельса, организацией О. Бланки и др.), в пользу республики. 11 августа был принят закон о начале воссоздания Национальной гвардии для отражения нашест­вия. 3-4 сентября 1870 г. Законодательный корпус под давлением левых депутатов проголосовал за низложение Наполеона и за орга­низацию переходной правительственной комиссии. Под напором на­родных демонстраций и требований парижских депутатов 4 сентяб­ря 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции).

Власть была передана правительству национальной обо­роны во главе с Л. Гамбеттой. В связи с продолжением немецкого наступления правительство разделилось на две части: большинство оставалось в Париже, делегация управляла остальной Фран­цией из Бордо. Гамбетта и члены правительства пытались организо­вать сопротивление Пруссии «до крайности». Парижская часть пове­ла с немцами переговоры о перемирии. Кроме всего, события в Па­риже приняли практически неуправляемый характер. В октябре 1870 г. левые радикалы, объединившиеся вокруг сторонников О. Бланки, провозгласили Коммуну (в воспоминание событий 1789-1792 гг. и 1848 г.), попытавшись отстранить правительство. Правительство было вынуждено организовать плебисцит среди па- * рижан, который подтвердил его полномочия (360 тыс. : 62 тыс.).

После вынужденного подписания перемирия при условии капи­туляции Парижа правительство приступило к реорганизации систе­мы власти. В феврале 1871 г. прошли выборы в Национальное со­брание, проведенные при восстановлении конституционных правил Второй республики. Также аналогично судьбам республики 1848 г. большинство из 750 депутатов оказались сторонниками монархических партий — орлеанистов и легитимистов, ратовавших за восста­новление порядка 1814 — 1830-х гг. Окончательное политическое поражение настигло только бонапартистов.

Созванное в Бордо Национальное собрание (12 февраля — 20 марта 1871 г.) отказалось провозгласить республику, объявив, что «решение, к которому должна прийти Франция относительно формы правления», откладывается до стабилизации обстановки. Были при­няты несколько важнейших государственно-организующих законов, а также сформирована исполнительная власть во главе с Л.А. Тьером, видным историком и политиком. Тьер должен был управлять государством при помощи им самим выбранных министров, но под наблюдением Собрания. Собрание утвердило низложение Наполео­на, одобрило мир с Пруссией и избрало резиденцией государствен­ной власти Версаль.

Становление Третьей республики было осложнено, помимо про­должавшегося режима прусской оккупации, сепаратистскими на­строениями Парижа, которые вылились в крупномасштабный мя­теж — революционный в социальном и политическом отношении.

 

В период с 18 марта по 28 мая 1871 г. государственная власть в Париже пере­шла к особому органу, объявившему полную самостоятельность от общефранцузского парламента и правительства — Парижской ком­муне. Ее образование было обусловлено оппозицией столичного на­селения, принадлежащего главным образом к низшим, рабочим классам общества, к политике правительства национальной обороны, а также активной деятельностью леворадикальных группировок и европейского коммунистического Интернационала, которые желали воспользоваться моментом обострения поли­тической обстановки в стране для разжигания социальной револю­ции мирового масштаба.

Поводом к коммунальной революции стало неосторожное воз­рождение центральным правительством Национальной гвардии. В Париже Национальная гвардия была использо­вана для организации революционной партии. В начале марта 1871 г. отряды гвардейцев рабочих кварталов столицы, находив­шиеся под особенно социалистическим влиянием, организовали Республиканскую федерацию; она поставила целью защиту республики и интересов Национальной гвардии. 15 марта был образован ее Центральный комитет, который принял управ­ление Парижем. Попытки центрального правительства разору­жить восставшие части гвардии окончились неудачей, и 18 марта 1871 г. правительство Тьера потеряло контроль над столицей. Население западных кварталов, сохранявшее верность правитель­ству, организовало демонстрацию, которая окончилась побоищем. После этого мэры Парижа согласовали создание общегородского органа власти — Совета коммуны, выборы в который прошли 26 марта. Правительство Тьера не поддержало своих сторонников и оставило город.

Органом власти в городе стал Генеральный совет в составе 90 чел., выбранный примерно половиной избирателей, согласно восстановленным в силе правилам Конституции 1848 г. Однако в работе приняли участие не более 70-ти. В основном это были сторонники революционно-демократической диктатуры в духе О. Бланки, который также вошел в состав Генсовета. Роль лидеров взяли на себя бывшие депутаты 1849 года — Делеклюз, Пиа. В составе Совета было также до 40 сторонников коммунисти­ческого Интернационала и международного анархистского союза. Сохранил свое значение и Центральный комитет национальной гвардии. Это институализированное двоевластие и получило на­звание Коммуны.

Вначале Коммуна пыталась низвергнуть правительство Тьера в общенациональном масштабе и перенести социальную революцию на всю страну. Войска сепаратистов были отброшены. В некоторых городах Южной и Средней Франции с 23 марта по 3 апреля также образовались коммуны, провозгласившие себя независимыми от Со­брания. Но сепаратизм был везде быстро подавлен, в Марселе — до­статочно жестоко.

Деятельность Коммуны носила открыто революционный характер. 19 апреля была принята Декларация к фран­цузскому народу. В ней провозглашался новый идеал ком­мунальной организации власти, означавший практически ликвида­цию централизованного и единого государства: «Автономия комму­ны должна быть ограничена только одинаковыми правами всех про­чих коммун, союз которых должен укрепить единство Франции». За каждой коммуной признавались законодательные права по вотиро­ванию бюджета, организации исполнительной власти, полиции, на­родного просвещения, управлению имуществами. Объявляя автоно­мию, Парижская коммуна предполагала самостоятельно провести у себя реформы, с тем чтобы «сделать власть и собственность общим достоянием».

В апреле 1871 г. Коммуна сделала попытку организовать не­сколько специализированных ведомств для разных управленческих функций: Военную, Продовольственную, Финансовую, Юридиче­скую, Общественной безопасности, Общественных служб и др. - всего 9 комиссий. Координирующим органом должна была служить Исполнительная комиссия, которая бы проводила в жизнь декреты коммуны, но без нее не обладала властью. Такая ор­ганизация исполнительной власти не реализовалась из-за обостре­ния военной обстановки. 1 мая Коммуна организовала Комитет Общественного спасения (по образцу 1793 г.).

Под влиянием членов Интернационала Коммуна издала несколь­ко декретов, которые должны были засвидетельствовать принципиально новую социально-экономическую правовую политику, на­правленную на отрицание частной собственности и на социалисти­ческую организацию производства и социального обеспечения. Ре­квизировались брошенные дома и квартиры в городе, аннулирова­лись закладные обязательства, организовывались рабочие коопера­ции для новой организации производства. Мероприятия свидетель­ствовали об исключительно популистской направленности политики социалистического государства и о преимущественно используемых методах государственного регулирования. Декреты остались без практического употребления в связи с быстрым падением Коммуны.

Попытки ряда синдикалистских организаций, Лиги республикан­цев и даже масонов примирить Коммуну с центральным правитель­ством окончились неудачей. С 21 мая войска версальского прави­тельства вновь вступили в город. Оборона коммунаров и атаки пра­вительственных войск характеризовались обстановкой революцион­но-террористической войны: коммунары прибегли к устрашительной практике расстрела заложников из числа духовенства и имущих, версальцы — к массовым расстрелам взятых с оружием в руках. К 28 мая Коммуна была подавлена. Число жертв, подобранных в горо­де, достигло 20 тыс.

Подавление Коммуны и сочувствующих носило характер репрес­сивного террора. Военные суды в отношении коммунаров действова­ли до 1876 г. Суду были преданы 36 300 чел., значительная часть которых была осуждена на депортацию и ссылку.

Политическая реакция на мятеж Коммуны 1871 г. стала важ­ным фактором, повлиявшим на восстановление республиканского строя.

Революционный мятеж и особенно попытки государственно-ре­форматорской деятельности Коммуны имели также важное идей­но-политическое значение. Создание Коммуны как ор­гана социалистическо-анархистского рабочего движения было истол­ковано политической идеологией формировавшегося марксизма как доказательство стратегического направления развития государствен­ности. В малоудачных административных преобразованиях, тесно связанных с традициями французского самоуправления, теоретики марксизма, главным образом К. Маркс, увидели попытку «слома бюрократически-военной машины» государства как «предваритель­ное условие всякой действительной народной революции на конти­ненте». Коммунальная практика стала как бы образцом отрицания прежней государственности вообще и формирования на ее месте ка­чественно новой формы народовластия (имея в виду революцион­ную диктатуру рабочего класса). Этот вывод самым решительным образом сказался на развитии государственной теории марксизма, повлияв на все последующие доктринальные конструкции преобра­зования государственности в ходе социалистических революций XX века (см. §§ 75, 84).