Режим Консульства

Государственно-политический строй Франции периода Первой империи

 

Государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 г., обладал внутренней неустойчиво­стью как в конституционном, так и в социально-политическом от­ношении. Конституционно республика основывалась на вза­имоисключающем положении законодательной власти и правитель­ства — Директории. Борьба между ветвями власти была изначально предопределена. К тому же сам по себе орган, тяготевший к прави­тельственной диктатуре, Директория была построена по псевдовы­борному принципу. Социально-политически термидори­анский переворот был воспринят как поражение радикальной рево­люции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения и да­же мятежей «левых якобинцев» и новых радикалов, боровшихся с «предателями народа», а другой — возрождение монархических стремлений в обществе.

Первые выборы по Конституции 1795 г. принесли «термидориан­цам» победу с трудом и только опираясь на особые законы о преемст­венности власти. Уже выборы 1797 г. завершились разгромом респуб­ликанцев и формированием в законодательном корпусе открыто про­монархического большинства. Были приняты законы в пользу эмиг­рантов и репрессированных священников. Вводились политические ограничения в отношении лиц, причастных к «Большому террору». Конфликт Директории и законодательных советов разрешился про­правительственным военным переворотом (сентябрь 1797 г.). Под ру­ководством военных были лишены полномочий более 200 депутатов и лидеров монархистов, проведен общий поворот политики влево. Вме­сте с тем конституция оказалась нарушенной, и Директория тесно связала свою судьбу с армией. В период чрезвычайного правительст­венного режима Директории (1798-1799) непопулярные поли­тические меры, параллельно с поразившим страну финансовым и экономическим кризисом, вновь вызвали общественное напряжение. Выборы 1799 г. вновь, даже при значительном правительственном давлении, принесли победу роялистам. Законодательный корпус воз­обновил давление на Директорию. С другой стороны, в стране возро­дилось движение «неоякобинства», даже открыто коммунистического содержания. Все вместе вызывало закономерные опасения имущего класса, ставшего главной силой после революции. Политические стремления стали клониться в сторону военной диктатуры, которая бы оградила основные завоевания революции. Такие позиции нахо­дили полную поддержку в новой армии — особенно в условиях, когда французская армия развернула широкие экспансионистские дейст­вия в Италии, в Средиземноморье, повела войну с Англией.

Правительственный заговор, во главе которого стал виднейший деятель Учредительного собрания и член Директории аббат Сийес, завершился военным переворотом 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.). Воспользовавшись политической провокацией (псевдозаговором якобинцев), верные Директории войска разогнали законода­тельный корпус. Лидером переворота стал генерал Наполеон Бона­парт, прославившийся в Итальянскую кампанию и пользовавшийся громадной популярностью в армии. Остаток депутатов парламента санкционировали подготовленные Сийесом государственно-поли­тические перемены: вместо Директории правительственная власть передавалась Исполнительной комиссии из трех консу­лов (Сийес, Бонапарт, Дюко), вместо законодательных советов об­разовывались две законодательные комиссии по 25 членов, которым поручалось выработать новую конституцию исходя из новой системы власти. Диктатура, в том или ином виде сопро­вождавшая республиканский строй Франции с момента его форми­рования, вновь обретала отчетливый вид.

Режим Консульства получил законченное воплощение в новой конституции, подготовленной к декабрю 1799 г. Первоначальный проект ее, разработанный Сийесом, был отвергнут. Хотя многие важ­ные его идеи (отказ от прямого народного представительства и введе­ние выборных списков именитых людей, из которых бы формировалась власть, система нескольких взаимоисключающих по правам законодательных институтов, первенство правительственной власти) были сохранены. Сийес, кроме того, попробовал оградить конституцию от чисто военно-административной личной власти, а также возродить идею непререкаемых гражданских прав. Бонапарт, обнаруживший стремления к личному первенству, предложил иной проект от своего имени. Проект не был даже поставлен на голосова­ние, члены законодательных комиссий подписали его поодиночке. Новая конституция была властно навязана Бонапартом, и переворот 13 декабря 1799 г. был более значим, чем предыдущий. Конституция была одобрена общим плебисцитом (3 млн.: 1562 чел.). Всеобщее из-бирательние право, отстаиваемое Бонапартом, стало орудием уста­новления единоличной диктатуры полувоенного образца.

Конституция 1799 года (в 95 ст.) установила своеобразный ре­спубликанский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры — преобладанием единоличной власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право — с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при са­мостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только кос­венно участвовали в формировании органов государственной вла­сти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммуналь­ный список, те — 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех со­ставляла национальный список[19], из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

Законодательный корпус состоял из 4 отдельных органов. Про­екты законов представлялись только от правительства — из Госу­дарственного совета (численностью в 30-40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждения законов, а также первичное утвер­ждение происходило в Трибунате (из 100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законов осуществлял Законодатель­ный корпус (из 300 членов старше 30 лет, 1/5 которого также еже­годно обновлялась); причем конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты». Окончательное утверждение и проверку конституционности законов проводил Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет; пополнение Сената осуществлялось им самим кооптацией из кандидатов, представленных другими государственными органами). Этот слож­ный механизм представительства был разработан Сийесом в осуще­ствление принципа: «Доверие должно идти снизу, власть — сверху». В конце концов решающее слово оставалось за вполне независимым Сенатом. Однако вне правительства законодательный корпус был попросту обречен на паралич своей деятельности.

Исполнительная власть поручалась трем консулам. Формально их назначал Сенат. Но имена первых консулов были за­фиксированы конституционно. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Бонапарт): он обнародовал законы, состав­лял Государственный совет и правительство, назначал всех должно­стных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объяв­лял войну и заключал мир. Власть его оказалась шире, чем полно­мочия короля по Конституции 1791 г. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах». Министры были подотчетны консулам. Никакого средства против диктатуры исполнительной власти, и особенно Первого кон­сула, конституция не предусматривала.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложи­лись так, что режим эволюционировал в особую разновидность мо­нархии, реально основанной на военной диктатуре — цеза­ризм.