Социальное и гражданское законодательство

Восстановление республики. Конституция 1795 г.

В результате санкционированного Конвентом термидорианского переворота (8-9 термидора / 26-27 июля 1794 г.)

диктатура правительства якобинцев была ликвидирована. Робеспьер и 22 его ближайших сподвижника были гильотинированы. Позднее та же участь постигла еще 71 человека за попытки восстановить Па­рижскую коммуну. Политически переворот передал власть в руки более умеренного революционного крыла, для которого идеалы соб­ственности, порядка и конституции были непререкаемыми. Немалое значение в перевороте сыграло и точное осознание гибельности рас­ширявшегося террора.

В течение года (июль 1794 — август 1795 гг.) Конвент ликвиди­ровал важнейшие административные и политические институты диктатуры. Было проведено персональное обновление правительст­венных комитетов, сокращены полномочия Комитета общественного спасения. На основе декрета 1 августа 1794 г. затих террор, была изменена политика Революционного трибунала (следовало отныне устанавливать умышленную виновность в приписанном преступле­нии), в мае 1795 г. Трибунал был упразднен. Упразднены револю­ционные комитеты на местах, а также изменена деятельность на­блюдательных комитетов. Преобразования в конституционную сто­рону не обошлись без репрессий в отношении бывших санкюлотов, поднявших целую серию мятежей. В преодолении экономического и финансового кризиса правительство пошло путем отмены социально-регулирующего законодательства якобинцев: была введена свобо­да импорта, в декабре 1794 г. полностью упразднены максимумы. Отменялся утопический культ Верховного существа, церкви были возвращены верующим, но проводить религиозные церемонии не разрешалось. Восстановились общественная жизнь, похожий на ста­рый быт.

В условиях стабилизации была подготовлена и принята новая конституция страны. В апреле 1795 г. Конвент назначил комиссию из 11 членов для разработки новых принципов организации власти и, главное, на основе демократии имущих. Последняя мысль в особенности была обоснована в проекте, представленном Буасси Д'Англа (в июне-августе 1795 г.): «Вы должны, наконец, га­рантировать собственность богатым... Гражданское равенство — это все, что может требовать разумный человек. Абсолютное равенст­во — это химера; для его существования надо, чтобы существовало полное равенство людей по уму, добродетели, физической силе, об­разованию и состоянию». 22 августа 1795 г. новая конституция была утверждена.

Конституция 1795 г. была детализированным и объемным доку­ментом (377 ст.). Она утверждала республиканский строй на основе самого строгого разделения властей, преобладания законодательного корпуса.

Конституция открывалась Декларацией гражданских прав. В главном она следовала Декларации 1789 г., утверждая «свободу, ра­венство, безопасность и собственность». Вместе с тем Декларация впервые включила положения о гражданских обязанностях, состав­ленные в моралистически-просветительском духе: не вредить друго­му, делать добро, соблюдать законы и семейный долг. В самом тек­сте Конституции содержалось много положений, которыми опреде­лялись нормы правительственной деятельности и правовой поли­тики. Подтверждалось отсутствие ограничений торговой, промыш­ленной и иной деятельности, запрещался режим государственного регулирования, ограничивалась деятельность политических обществ. Подробно была определена свобода собственности как право «пользоваться и располагать своими имуществами, своими до­ходами, плодами своего труда и своего производства».

Организация государственной власти основывалась на преуве­личенном внимании к разделению институтов и их полномочий: «Не может существовать социальных гарантий без разделения вла­стей» (ст. 22). В организацию законодательной власти вводилось на­чало бикамерализма — создавались две уравновешивающие друг друга палаты. Совет 500 составлялся из депутатов, выбранных путем двухстепенного голосования по особым департаментским со­браниям. Сохранялись принципы всеобщего избиратель­ного права для всех французов старше 21 года (с цензом осед­лости в 1 год). Но для выборщиков второго уровня устанавливались повышенные возрастной и имущественный цензы. Вторая палата — Совет старейшин в 250 чел. — составлялась из делегатов от депар­таментов. Для членов всего законодательного корпуса были уста­новлены повышенные имущественный, возрастной и оседлости цен­зы. Совет пятисот обладал законодательной инициативой, утверж­дались же законы во второй палате. Строго оговорен был запрет за­конодательному корпусу брать на себя полномочия исполнительной или судебной власти. Палаты действовали только врозь, общие со­брания не допускались.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов. Их назначал законодательный корпус (Совет 500 предлагал список, Со­вет старейшин утверждал). Главы государства не предполагалось, каждый из директоров председательствовал по 3 месяца для подпи­сания актов. Директория ведала вопросами безопасности, армией, назначением должностных лиц (т. е. воспроизводила Комитет обще­ственного спасения, но без диктаторской власти). Управление ве­домствами вручалось 6-8 министрам, назначавшимся Директорией. Однако министры были только чиновниками и не составляли прави­тельственного совета.

Управление департаментами было децентрализовано. Ликвиди­ровались округа. Значение местных выборных властей было не­сколько сокращено тем, что Директория была вправе аннулировать департаментские решения.

Реорганизации подверглась и юстиция. Кроме местных судов, со­здавались высшие кассационные инстанции. Юстиция должна была быть бесплатной, суд — гласным и открытым, судьи по-прежнему выбирались на местах. Специально были оговорены гарантии против внесудебных арестов.

После принятия Конституции Конвент утвердил специальный декрет об обеспечении преемственности законодательного корпуса (22 августа 1795 г.). Согласно ему не менее 2/3 будущего состава законодателей должны были быть избраны из членов Конвента. Это должно было сохранить центристское политическое равновесие и предотвратить наступление роялистской реакции.

Всенародный плебисцит (1 млн. чел.: 50 тыс.) высказался за Конституцию, декреты были отвергнуты, но от этого не потеряли силу. В голосовании впервые приняла участие армия. 26 октября 1795 г. Конвент разошелся. Установленный революцией республи­канский строй обрел стабильные очертания.

 

60.3. Формирование нового права

Французская революция заняла исключительное место среди ре­волюций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых социально-правовых институтов, модернизация самых разных сторон судебно-правовой системы была второй (наря­ду с созданием основ конституционного строя) важнейшей стороной деятельности революционной власти в целях утверждения граждан­ской свободы. Законотворческий поток был огромен: Учредительное собрание приняло 2557 законов и декретов, Законодательное собра­ние — 1172, Конвент — 11 210. Не все эти законы находились в русле единой правовой политики. В год диктатуры и правления яко­бинцев новое право было деформировано попытками ввести глобальное государственное регулирование хозяйственной жизни, огра­ничить гражданские свободы, создать утопический социализирован­ный правовой уклад. После термидорианского переворота эти исто­рические издержки были не без труда, но преодолены. В итоге сфор­мированное в годы революции право составило целостную систему, послужившую основой для всего последующего правового развития Франции. Тогда оно не было детально закреплено и упорядочено. Поэтому заслужило обозначение «промежуточного пра­ва» (droit intermediaire). Главной исторической чертой его была теснейшая связь с политическими и социальными реформами, что, конечно же, отрицательно сказывалось на соответствии вводимых правовых институтов реалиям жизни.

 

Революционное законодательство раз­рушило принципы старого сословного строя и установило, в соответствии с общими положениями конституций, гражданское равенство и отме­ну привилегий. В связи с законодательством об аграрном переуст­ройстве и ликвидации остатков феодализма было отменено наслед­ственное дворянство (июнь 1790 г.), а затем и все связанные с прежним дворянским званием привилегии. Секуляризации подверг­ся статус духовенства. Ликвидировалось монашество, уничтожались конгрегации и духовные ордена, упразднялось самостоятельное иму­щественное обеспечение монастырей (февраль 1790 г.). С началом Республики были приняты декреты о полном упразднении в стране монастырей, изгнании монахов (август 1792 г.). Перемены косну­лись и общинного духовенства. Помимо подчинения его государст­венной власти в политико-идеологическом отношении и требования присяги от священников (не присягнувших новой власти изгоняли, а затем и причисляли к «врагам народа»), были сделаны шаги по приравниванию статуса священнослужителей к рядовым гражданам, священникам были разрешены браки (июль 1793 г.). Провозглаша­лось гражданское равенство французов и иностранцев на террито­рии страны, упразднялось рабство («Всякое лицо, вступившее на территорию Франции, свободно» — сентябрь 1791 г.). Однако коло­ниальные владения Франции остановили у себя запрещение рабст­ва, несмотря на начавшиеся расовые и народные волнения. Уравне­ние в гражданских правах коснулось протестантов (сентябрь 1789 г.), а затем и евреев (сентябрь 1791 г.).

Революционное право не без колебаний, но все же закрепило свободу труда и предпринимательства. Это было одним из важней­ших требований «третьего сословия» в критике правовой политики «старого режима». Были упразднены гильдии, цехи и корпоратив­ные объединения, а также предусмотрены запретительные меры против любых попыток возрождения подобного и под этим предло­гом ограничения свободы найма и предпринимательства (ноябрь 1791 г.). Хотя принятые по этому поводу законы, с другой стороны, стали препятствием появлению профессиональных объединений ра­бочих для защиты их прав. В стране вводилась свобода торговли, ликвидировались внутренние таможни, внутренние торговые по­плины. Были введены единые для всей страны меры и вес, основан­ные на весьма прогрессивной для своего времени метрической систе­ме (август 1793 г.). Согласно Сельскому кодексу (28 сен­тября 1791 г.) свобода предпринимательства была распространена на крестьянство: они могли впредь по собственной воле выбирать куль­туры для посева, сами определять время сева, порядок обработки зе­мель, убивать дичь. Отменялись какие-либо монополии, экономиче­ские привилегии, привилегии торговли с колониями, перевозки пу­тешественников, а также была полностью реформирована старая на­логовая система (см. § 61).

В интересах широкого слоя собственников была расширена сво­бода собственности и сделок. Конституционно был закреплен принцип неотчуждаемости и неприкосновенности собственности. Вводились новые собственнические права, в том числе права на ин­теллектуальную собственность. Были признаны права изобретателей и установлен порядок выдачи патентов на срок от 5 до 15 лет (де­кабрь 1790 г.). Гарантировалось правило театральной свободы. Впервые особую защиту получили авторские права, в том числе ху­дожников, как «собственность, совершенно отличная от всех других ее видов». Отменялась личная ответственность и личное задержание за долги (март 1793 г.). Упразднялись ограничения на дарения, а также на совершение денежных операций (которые, впрочем, не должны были превышать санкционированного государством ростов­щического процента — 5 и 6%).

В семейном праве получили признание гражданский брак и сво­бода развода. Брак считался «чисто гражданским договором», вводи­лась государственная регистрация актов гражданского состояния, ко­торая должна происходить свободно, без жестких формальностей (сентябрь 1792 г.). Тогда же был разрешен развод по целому ряду причин, в том числе по взаимному согласию или при ссылке на несо­ответствие характеров. Сокращалась отцовская власть над детьми, но сохранялись традиционные надзорные полномочия семейных советов.