Билль о правах

Федерализм

Конституция отправлялась от принципа федерализма. Он распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты об­ладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с тем им запреща­лось издавать законы, «ограничивающие привилегии или неприкос­новенность граждан Соединенных Штатов». От «Статей Конфедера­ции» сохранился институт всеобщего межгражданства: гражданин одного штата считался и гражданином любого другого, как и всего государства. Суверенитет штатов был ограниченным. Как и ранее, они не обладали правом выхода из федерации или воз­можностью разорвать правовые связи с ней.

Штаты сохранили права на собственное конституционное уст­ройство, свою организацию власти и управления. Конституции ряда штатов остались неизменными с XVIII в. (например, действующая конституция Массачусетса 1780 г.); другие изменялись до десятка раз. Они были и остаются значительно более детализированными, чем федеральная, и чаще изменяющимися (некоторые — до 450 раз). Во всех безусловно штатах организация внутренней власти бы­ла построена по единому с федерацией образцу: законодательные полномочия — двухпалатному собранию (очень редко однопалатному) , исполнительные полномочия — губернатору, которого в подавляющем большинстве случаев избирало насе­ление штата. В ряде штатов учреждалась и должность лейтенанта губернатора (вице-губернатора). В штатах сохранялась и своя су­дебная система (см. § 58) .

Законодательные полномочия штатов были существенно огра­ничены как сферой общефедеральной компетенции, так и пря­мыми запретами в конституции. Кроме этого, Конгресс США сохранял т. н. «подразумеваемые полномочия» по изданию за­конов, «каковые будут необходимы и уместны», а исполнительная власть — право охранять штат от «беспорядков», что в значи­тельной мере сужало реальные права штатов, не связанные с местными делами.

В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о граж­данских правах. Идея всемерной гарантированности гражданских прав и политической свободы в качестве главного государство образующего принципа восходила к Декларации независимости 1776 г. Конституция 1987 г. содержала лишь общие положения судебных и гарантиях статуса и прав гражданина в ду­хе строгой законности: граждане СШ имели право на закон­ное судебное разбирательство совершенного ими, включая обвине­ния в государственной измене, при соблюдении требования о суде присяжных и при запрете на придание закону обратной силы, огра­ничивалось применение конфискации имущества, за ними призна­валась привилегия процедуры habeas corpus.

В конституциях штатов гражданские права и свободы были за­креплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной. В 10 из 13 конституций присутствовал специальный билль о правах, перво­начальным образцом которых послужила знаменитая Декларация прав штата Виргиния 1776 г., принятая еще до провозглашения не­зависимости. Наиболее детальными, например, были соответствую­щие разделы в конституциях Мэриленда и Массачусетса. В консти­туции Массачусетса 1780 г. декларация прав (ст. 1-30), исходя из провозглашения равенства и естественного права всех людей, про­возглашала свободу отправления культов, самоуправления, запре­щение привилегий, права контроля за деятельностью властей, су­дебные гарантии прав, свободу печати, право хранения и ношения оружия, свободу петиций, собраний, закрепление законодательных прав народных представительств.

Под предлогом отсутствия в Конституции билля о правах граж­дан некоторые штаты отказывались ратифицировать конституцию. Это вызвало общие опасения федералистов в ее судьбе. Хотя перво­начально творцы конституции полагали отнести регулирование гражданских прав и свобод к компетенции штатов, теперь была при­знана необходимость компромисса. Инициатором выступил Д. Мэ­дисон. В июне 1789 г. он предложил первому конгрессу федерации проект общегосударственного билля о правах. Проект в особенности поддержал Джефферсон. Закрепление гражданских прав и свобод, в его представлении, было не только необходимым само по себе, но и должно было стать одной из гарантий общего правового строя государства, предупреждением злоупотреблений со сто­роны законодателя (которое ему представлялось тогда едва ли не более опасным, чем диктаторские стремления власти исполни­тельной: «Исполнительная власть правительства — не единственная и даже не главная моя головная боль. Тирания законодателей в на­стоящем и, наверное, еще на долгие годы — вот главная и самая страшная опасность. Тирания исполнительной власти придет тоже, но в период, более отдаленный от нас»).

Конгресс затянул обсуждение поправок к Конституции до авгу­ста 1789 г. Согласованный проект с некоторыми изменениями был одобрен 25 сентября 1789 г. в качестве десяти поправок к основно­му тексту Конституции. К декабрю 1791 г. они были ратифицирова­ны штатами. Провозглашенные в билле права и гарантии были су­щественно уже того, что заключалось в конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и создавали высокую для XVIII в. степень общегосударственного демократизма. Поправки имели еще как минимум двойную цель: они создавали сферу обще­федерального контроля и законодательства в отношении граждан­ских прав и свобод, во-вторых, впервые в сфере политического зако­нодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся, в том числе и на законодателей.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода веро­исповедания, слова, печати, собраний и петиций. Народу гарантиро­валась гражданская и личная неприкосновен­ность: личности, жилища, бумаг и имуществ, свобода от постоев. Существенной гарантией гражданской свободы должно было стать право ношения оружия, которое признавалось «необходи­мым для безопасности свободного государства» и не могло ограничи­ваться властями. Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям (наиболее заботившим политическую доктрину европейского и американского Просвеще­ния): гражданам предоставлялось неотъемлемое право на разбира­тельство в суде присяжных при гарантировании презумпции невинов­ности (никто не мог понуждаться свидетельствовать против самого се­бя), без суда никто не мог лишаться жизни, свободы или собственно­сти, обвиняемому обеспечивались права процедуры habeas corpus при запрете на чрезмерные залоги; устанавливалась не отчуждаемость ча­стной собственности для общественных нужд без «справедливого воз­награждения». Особо важное значение имела 9-я поправка, которая провозглашала возможность государственного признания и других гражданских прав, прямо не перечисленных, но как бы вытекающих из общей доктрины естественных и неотчуждаемых прав граждан.

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства. Сложившаяся в 1787-1791 гг. Конституция Североамериканского государства сохранила свою силу более чем на 200 лет и стала осно­вой последующего государственно-политического развития США. Ее главнейшим началом было всестороннее закрепление представительной демократии, гарантированной организацией власти и управления на основе разделения властей, выборностью самых разных институтов власти в стране — от общегосударственных До органов самоуправления и полицейской деятельности.