Правительство

Тайный совет

Юридически полнота правительственной власти была в руках короны, учреждения которой и составляли важнейшие правительственные институты. Фактически же (и в развития основных конституционных принципов о верховенстве) парламент играл с конца XVII в. главную роль в правительственной деятельности.

Тайный совет короля оставался формально главным (и единственно существующим на основании закона) правительственным институтом. Первоначально в его состав входили традиционные чинш высшей королевской (и общегосударственной) администрации: канцлер, казначей, судьи Суда королевской скамьи, администраторш имений, представители знати, чиновники по выбору канцлера и короля. С 1669 г. численность совета возросла до 30 человек, в том числе 15 входили в него по должности, 10 — как члены Палата лордов и 5 — из Палаты общин, которых выбирал монарх. С этого времени Тайный совет стал до известной степени самостоятельный учреждением по отношению к короне, как бы хранителем интереса монархии. Такая роль в особенности усилилась в период председательства в совете графа Шефстбери, бывшего видным деятелем вигской партии. К XIX в. Тайный совет стал представлять в больше степени государственно-политический институт, совокупность советников, чем реально действующее правительств венное учреждение. В его состав входило до 200 советников, получивших такое звание либо по государственной и церковной должности, либо специально пожалованных королём (в начале XIX в. советников было 174, в 1855 г. — 192). Членами совета обязательно состояли архиепископы, высшие должностные лица государств» председатели трёх верховных судов общего права, спикер Палата общин, послы, главнокомандующие, адмиралы и т. д. Созывался и распускался совет монархом. После смерти монарха считалось, совет действует ещё 6 месяцев для обеспечения правильного престолов наследия. Для принятия решений, которые играли только рекомендательное значение, необходимо было мнение всего 6 советников, Члены совета исполняли свои должности без жалованья, как почетную государственную обязанность. Должность советника подразумевала участие в обсуждении государственных вопросов, сохранение государственных и дворцовых тайн, обязанность подавать «лучше по должности советы». Советники имели право в любое время быть выслушанными монархом — как персонально, так и коллегиально.

Полномочия Тайного совета носили политический и юридический характер. Тайный совет рассматривал обвинения в государственной измене, для чего в нем был образован особый Юридическим комитет. На протяжении XVII-первой половины XIX в. при ней сложилось также несколько специализированных бюро и комитетов (по образованию, по торговле и внешней политике и др.), который стали частями формирующейся центральной администрации.

Собственно правительства как административного целого юридически не существовало (не было никакого закона, которым бы определя­лись его состав, полномочия, порядок образования и т. п., включая взаимоотношения с короной и парламентом). Текущей правительст­венной деятельностью занимался кабинет министров, назначенных короной во исполнение общего принципа конституции, что «король управляет страной посредством своих министров». По существу им и принадлежала исполнительная власть. Со времени переворота 1688 г. кабинет считался в большей степени парламентским, поскольку его состав определялся монархом в зависимости от соот­ношения партийных фракций в Палате общин.

Юридически кабинет был всего лишь фракцией Тайного со­вета и представлял постоянное совещание (1) высших должностных лиц страны и (2) специальных секретарей, которым поручались от­дельные ведомства управления. Само название Cabinett Council, собственно, впервые появилось еще до Революции, когда был обра­зован т. н. Второй комитет по управлению Шотландией (1637) с этим обозначением. Номинально главой кабинета был монарх. Од­нако со времени правления Георга I (перв.четв. XVIII в.), который практически не знал английского языка и поэтому не посещал засе­даний министров, установился конституционный обычай, согласно которому монарх не присутствует на заседаниях кабинета и не вме­шивается непосредственно в его деятельность. Тогда же появляется условный ранг первого министра (первым премьером был Р. Уолпол), но юридически его особый статус никогда признан не был и не давал никаких полномочий. Образовывал правительство по-прежнему монарх.

Политическую часть правительства составляли высшие должно­стные лица государства: лорд-казначей, он же премьер-министр, лорд-председатель Тайного совета, лорд-канцлер, он же председа­тель Палаты лордов, финансовый канцлер, лорд-хранитель печати, 1-й лорд Адмиралтейства, директор почт, председатель Бюро торго­вли Тайного совета и другие лорды и назначенные чиновники. Ад­министративную и самую реально важную часть составляли секре­тари. Их должность восходила еще к временам абсолютной монар­хии (см. § 26.3). При реставрации монархии Карл II учредил долж­ности 3 государственных секретарей. Затем (1740) их число сокра­тилось до двух: по внешним и по внутренним делам. В 1768 г. был восстановлен секретариат по управлению колониями, в середине ХIX в. учреждены еще два — военных дел (1854) и по управлению Индией (1858). В строгом и узком смысле собрание секретарей — секретариат — и составлял правительство, занятое управлением конкретными ведомствами.

В составе Секретариата государственные секретари были равны друг другу, они вместе несли ответственность за государственные Умаги. Каждому полагались государственная печать и жалованье. При секретаре было по двое заместителей: первый — парламент­ский, ведавший политикой и ведомства и покидавший свой пост вместе с секретарем в случае поражения в парламенте его партии. Второй — постоянный, отвечавший за работу аппарата секретариа­та ведомства и собственно за состояние дел отрасли.

Формально-юридически правительство (министры и секретари) действовали во исполнение приказа короля. Неодно­кратные и настойчивые попытки парламента более значимо определять правительственную деятельность привели к тому, что в конце, XVIII — первой половине XIX в. кабинет осуществлял управление страной на основании принципа ответственного пра­вительства. В начале XVIII в. парламент принял ряд законов, которыми изменялось положение должностных лиц правительственной администрации: впредь они могли быть одновременно членами Палаты общин. Это установило более тесную связь кабинета и вообще правительства с парламентом. В 1782 г. состоялась впервые в Англии полная отставка кабинета, следуя выраженному парламентскому недоверию его политике. Однако требование соответствия правительственной политики и состава кабинета парламентскому большинству еще очень долго не считалось определяющим. В особенности в правление короля Георга III (вторая половина XVIII в.), который назначал кабинет, руководствуясь собственными симпатиями и представлениями о политике. В случае расхождений с парламентом кабинет имел право инициировать перед королем роспуск парламента и новые выборы. До середины XIX в. судьба правительства в большей степени зависела от усмотрения короны и политической элиты, чем от доверия или недоверия Палаты общин: так, кабинету У. Питта в 1785 г. выражалось недоверие до 5 раз, а кабинету герцога Мельбурна в 1830-е гг. до 58 раз, и оба они оставались у власти. Только в 1852 г. в связи с парламентскими реформами и формированием системы новых политических партий окончательно был признан принцип ответственно­го кабинета: при выражении ему недоверия в Палате общин, кабинет уходил в отставку.

Кабинет не считался вполне независимым и от короны. В 1851 г. особым меморандумом премьер-министру монарх напомнил, что общую санкцию на правительственную деятельность нельзя видоизменять в ходе исполнения.