Государственно-политический кризис начала XVIIв.

Английская революция середины XVII в.

В начале XVII в. Англия вступила в историческую полосу кризиса прежнего уклада. Кризис был во многом исторически объективным: в результате значитель­ных сдвигов в хозяйственной жизни и в аграрном строе страны за предыдущее столетие сложилась новая социально-политическая си­туация, а английский абсолютизм не обнаруживал стремлений мо­дернизировать ни своей системы, ни проводимой правовой поли­тики.

В правление первых королей из династии Стюартов (1603-1649) кризис приобрел открытую форму политического противостояния абсолютной монархии (и поддерживавших всецело старые порядки аристократии, части дворянства, особенно северо-западных обла­стей, англиканского духовенства) и модернизирующихся слоев об­щества. Этому способствовала неудачная внутренняя политика монархии, которая, помимо прочего, нарушала традиционные пред­ставления о задачах государства и целях его деятельности.

Архаичная экономико-правовая политика монархии сохраняла сословно-корпоративный характер. Тогда как в стране сформировал­ся новый слой дворянства, логикой хозяйственного развития вовле­ченного в торгово-промышленную деятельность. В результате ломки средневекового аграрного строя в ходе «огораживаний» XVI в. сло­жился значительный слой крупных и средних арендаторов земель, которые составляли основу предпринимательского класса. Системой коронных монополий, вездесущей государственной опеки они были оттеснены от выгод внешней и колониальной торговли, от возмож­ностей перспективно развивать внутреннее производство.

Государственный аппарат абсолютизма, несмотря на численный рост и усложнение структуры, оказывался все менее способным уп­равлять страной в интересах общества и согласно сложившемуся праву. Вошла в практику покупка административных должностей, включая дворянские титулы. Администрация абсолютизма прибега­ла к принудительным займам для предотвращения хронического де­фицита финансов. Неизмеримо возросшая коррупция вызывала об­щее недовольство. Традиционное британское самоуправление, осо­бенно городское, понемногу отмежевывалось от абсолютистской ад­министрации.

Важнейшей предпосылкой общественно-политического конфлик­та стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского пра­вительства была направлена на укрепление позиций англиканской церкви, и практически на принуждение общества участвовать в куль­те государственной церкви. Были расширены состав и полномочия Высокой комиссии (см. § 26.3), она получила право рассмот­рения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. — даже жалоб жен на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространялась и на иностранцев, что влек­ло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры. В то же время с XVI в. в Англии, осо­бенно на севере, в Шотландии укрепилось течение протестан­тизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология — рели­гиозная и политическая одновременно — пуританизма, при­верженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправ­лении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобож­дение гражданина из-под власти государства (хотя и подчиняли его власти общины и новой морали, что на деле иногда оказывалось ху­же). Ряд неудачных политических решений Якова I и Карла I, по­пытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о по­слаблениях при английском дворе католическим священникам, — все это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений абсолютистской государственности и обще­ства обрел конкретный вид противостояния короны и парламента.

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исто­рической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабли: с 1611 по 1640 г. парламент в об­щей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обхо­диться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оп­позицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом нало­гов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резо­люций о своем политическом приоритете. Это приводило, как прави­ло, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюции от 18 де­кабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого анг­личанина; парламент имеет право вмешиваться во все государствен­ные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-ли­бо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вы­рвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти поли­тическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики пра­вительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парла­мент предложил королю особый акт — Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции ко­ролевства, подтверждались права парламента, в том числе на иск­лючительное вотирование налогов, осуждались действия королев­ской администрации в нарушение сложившихся законов королевст­ва. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулиро­вал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О.Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обой­дется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов, Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарла­ментского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действо­вало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сто­ронники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток ко­роны ввести в Шотландии епископское управление и новые церков­ные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, перерос­шего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолю­тизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субси­дий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Ан­глии.