Методические рекомендации

Источники и литература

Тема 1. НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРАНАХ АЗИИ В XIX В.

Семестр

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА

Задание №11

Задание №10

Задание №9

Задание № 8

Задание № 7

Задание № 6

Задание № 5

Задание № 4

Задание № 3

Задание № 2

Задание № 1

Задания для самостоятельной работы студентов в системе Moodle по новейшей истории стран Европы и Америки

1.Какие договоры входили в Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений?

2. Каковы причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений? -1 балл

1.В чем сущностьтоталитарных режимов?

2.Каковы варианты тоталитарных режимов существовали в зарубежных странах Европы в 20-40-е гг. ХХ века, в чем их различия? Ответ оформить в виде таблицы.- 2 балла

1.В чем сущность буржуазного реформизма?

2.Каковы основные направления «нового курса» Ф. Рузвельта? .- 2 балла

1.Каковы основные черты авторитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-4- годы ХХ века? Ответ оформите в виде таблицы.

2.Приведите примеры авторитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и укажите даты их возникновения. .- 2 балла

1.Охарактеризуйте кратко социально-экономическое и политическое развитие различных групп стран Латинской Америки в 20-начале 40-х гг. ХХ века.

2.Назовите страны Латинской Америки, в которых в 30-е годы ХХ века происходили революции-0-2 балла

1.Назовите основные периоды Второй мировой войны (по М.И. Мельтюхову).

2.В чем сущность понятия «антигитлеровская коалиция.- 1 балл

 

1.Назовите основные варианты развития стран Запада во второй половине 40-х гг. XX – начале XXI вв.

2.Каковы предпосылки объединения Германии в 1989-1990 гг.? -0-2 балла

 

1.В чем сущность режимов народной демократии?

2.Какие изменения происходили в политической и социально-экономическом развитии стран Восточной и Юго-Восточной Европы после «бархатных» революций? -0-2 балла

 

 

1.В чем сущность латиноамериканского национал-реформизма? Назовите режимы, олицетворяющие национал-реформистский курс.

2.В чем сущность политики модернизации в странах Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХI вв-0-2 балла

1. В чем сущность процесса интеграции?

2. Назовите основные этапы европейской интеграции. -0-2 балла

 

1.В чем сущность «холодной войны»? Назовите ее основные этапы.

2.Что такое глобализация? Каковы формы ее проявления? .-0-2 балла

 

 

1. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в пер­вой половине XIX века.

Первая «опиумная» война и начало полуколониального закабале­ния страны.

2. Начальный этап тайпинского движения (1850-1853 гг.). Идеоло­гия тайпинского движения.

3. Социально-экономическая политика Тайпинского государства. «Земельная система Небесной династии»

(1853-1856 гг.).5. Раскол лагеря тайпинов. Упадок тайпинского движения (1856-1860 гг.). «Новое сочинение в помощь управлению».

4. Вторая «опиумная» война и поражение восстания (1860-1864 гг.). Историческое значение крестьянской вой­ны тайпинов.

5. Восстание сипаев в Индии (1857-1859 гг.): причины, характер, движущие силы, итоги, последствия.

6. Бабидские восстания в Иране (1848-1852 гг.): причины, хроника основных событий, итоги.

 

1. Тайпинское восстание: Сборник документов. - М., 1961.

2. Хрестоматия по новой истории: В 2 т. - М., 1963-1965. Т. 1-2.

3. Практикум по новой истории стран Азии. /Под ред. Овсяннико­ва В. И.- М., 1990.

 

***

4.Брежнев, А. А. Россия и крестьянская война тайпинов // Докумен­ты опровергают. - М., 1982.

5. Делюсин, Л. П. Земельная система Небесной династии и ее оцен­ки / Л. П. Делюсин // Китайские социальные утопии. - М., 1987.

6. Илюшечкин, В. И. Крестьянская война тайпинов / В. И. Илюшеч-кин.-М., 1967.

7. Новая история Китая. - М., 1972.

8. Иванов, М. С. Антифеодальные восстания в Иране / М. С. Иванов. - М., 1982

9 Иванов, М С. Историография бабидских восстаний в Иране / М С Иванов//Историография стран Востока. - М., 1978.

10. История Ирана. - М., 1976.

11. Кузнецова, Н А. Иран в первой половине XIX в. / Н.А.Куз­нецова. - М., 1983.

12. Королева, Н. А. Дискуссия историков КНР о характере и движу­щих силах восстания тайпинов / Н. А. Королева // Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае. - М., 1974.

13. Маркс К. Британское владычество в Индии / К. Маркс // Соч. Т. 9.

14. Маркс К. Восстание в индийской армии / К. Маркс // Соч. Т. 12.

15. Маркс К. Восстание в Индии / К. Маркс // Соч. Т. 12.

16. Маркс К. Индийское восстание / К. Маркс // Соч. Т. 12.

17 Осипов, А. М. Национально-освободительное восстание в Индии 1857-1859 гг. / А. М. Осипов // Историография стран Востока. - М., 1978.

18. Шаститко, П. М. Рассказ о народном восстании в Индии 1857-1859 гг. / П. М. Шаститко. - М, 1967.

 

 

 

Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, ис­пользуя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.

Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соот­ветствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование госу­дарственною аппарата «Тайпин тяньго», создание армии И ее структуру, основные программные документы восставших.

Нарастание противоречий внутри Тайпинского государства обус­ловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить при­чины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, В эй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирова­ния новых феодалов - ванов - и реставрации феодальных порядков. Упа­док и гибель Тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).

Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подго­товку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.

Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.