Методические рекомендации
Источники и литература
Тема 1. НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРАНАХ АЗИИ В XIX В.
Семестр
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОКА
Задание №11
Задание №10
Задание №9
Задание № 8
Задание № 7
Задание № 6
Задание № 5
Задание № 4
Задание № 3
Задание № 2
Задание № 1
Задания для самостоятельной работы студентов в системе Moodle по новейшей истории стран Европы и Америки
1.Какие договоры входили в Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений?
2. Каковы причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений? -1 балл
1.В чем сущностьтоталитарных режимов?
2.Каковы варианты тоталитарных режимов существовали в зарубежных странах Европы в 20-40-е гг. ХХ века, в чем их различия? Ответ оформить в виде таблицы.- 2 балла
1.В чем сущность буржуазного реформизма?
2.Каковы основные направления «нового курса» Ф. Рузвельта? .- 2 балла
1.Каковы основные черты авторитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-4- годы ХХ века? Ответ оформите в виде таблицы.
2.Приведите примеры авторитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и укажите даты их возникновения. .- 2 балла
1.Охарактеризуйте кратко социально-экономическое и политическое развитие различных групп стран Латинской Америки в 20-начале 40-х гг. ХХ века.
2.Назовите страны Латинской Америки, в которых в 30-е годы ХХ века происходили революции-0-2 балла
1.Назовите основные периоды Второй мировой войны (по М.И. Мельтюхову).
2.В чем сущность понятия «антигитлеровская коалиция.- 1 балл
1.Назовите основные варианты развития стран Запада во второй половине 40-х гг. XX – начале XXI вв.
2.Каковы предпосылки объединения Германии в 1989-1990 гг.? -0-2 балла
1.В чем сущность режимов народной демократии?
2.Какие изменения происходили в политической и социально-экономическом развитии стран Восточной и Юго-Восточной Европы после «бархатных» революций? -0-2 балла
1.В чем сущность латиноамериканского национал-реформизма? Назовите режимы, олицетворяющие национал-реформистский курс.
2.В чем сущность политики модернизации в странах Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХI вв-0-2 балла
1. В чем сущность процесса интеграции?
2. Назовите основные этапы европейской интеграции. -0-2 балла
1.В чем сущность «холодной войны»? Назовите ее основные этапы.
2.Что такое глобализация? Каковы формы ее проявления? .-0-2 балла
1. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в первой половине XIX века.
Первая «опиумная» война и начало полуколониального закабаления страны.
2. Начальный этап тайпинского движения (1850-1853 гг.). Идеология тайпинского движения.
3. Социально-экономическая политика Тайпинского государства. «Земельная система Небесной династии»
(1853-1856 гг.).5. Раскол лагеря тайпинов. Упадок тайпинского движения (1856-1860 гг.). «Новое сочинение в помощь управлению».
4. Вторая «опиумная» война и поражение восстания (1860-1864 гг.). Историческое значение крестьянской войны тайпинов.
5. Восстание сипаев в Индии (1857-1859 гг.): причины, характер, движущие силы, итоги, последствия.
6. Бабидские восстания в Иране (1848-1852 гг.): причины, хроника основных событий, итоги.
1. Тайпинское восстание: Сборник документов. - М., 1961.
2. Хрестоматия по новой истории: В 2 т. - М., 1963-1965. Т. 1-2.
3. Практикум по новой истории стран Азии. /Под ред. Овсянникова В. И.- М., 1990.
***
4.Брежнев, А. А. Россия и крестьянская война тайпинов // Документы опровергают. - М., 1982.
5. Делюсин, Л. П. Земельная система Небесной династии и ее оценки / Л. П. Делюсин // Китайские социальные утопии. - М., 1987.
6. Илюшечкин, В. И. Крестьянская война тайпинов / В. И. Илюшеч-кин.-М., 1967.
7. Новая история Китая. - М., 1972.
8. Иванов, М. С. Антифеодальные восстания в Иране / М. С. Иванов. - М., 1982
9 Иванов, М С. Историография бабидских восстаний в Иране / М С Иванов//Историография стран Востока. - М., 1978.
10. История Ирана. - М., 1976.
11. Кузнецова, Н А. Иран в первой половине XIX в. / Н.А.Кузнецова. - М., 1983.
12. Королева, Н. А. Дискуссия историков КНР о характере и движущих силах восстания тайпинов / Н. А. Королева // Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае. - М., 1974.
13. Маркс К. Британское владычество в Индии / К. Маркс // Соч. Т. 9.
14. Маркс К. Восстание в индийской армии / К. Маркс // Соч. Т. 12.
15. Маркс К. Восстание в Индии / К. Маркс // Соч. Т. 12.
16. Маркс К. Индийское восстание / К. Маркс // Соч. Т. 12.
17 Осипов, А. М. Национально-освободительное восстание в Индии 1857-1859 гг. / А. М. Осипов // Историография стран Востока. - М., 1978.
18. Шаститко, П. М. Рассказ о народном восстании в Индии 1857-1859 гг. / П. М. Шаститко. - М, 1967.
Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, используя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.
Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соответствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование государственною аппарата «Тайпин тяньго», создание армии И ее структуру, основные программные документы восставших.
Нарастание противоречий внутри Тайпинского государства обусловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить причины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, В эй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирования новых феодалов - ванов - и реставрации феодальных порядков. Упадок и гибель Тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).
Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подготовку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.
Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.