Тема 2. Вторая мировая война

Тема 1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений

1.Парижская мирная конференция. Противоречия между ее участниками.

2.Версальский мирный договор и мирные договоры с союзниками Германии.

3.Образование Лиги наций. Мандатная система.

4.Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

5.Роль Версальско-Вашингтонской системы в развитии международных отношений в первой половине ХХ в.

 

Источники и литература

1.Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. – М., 2009.

2.Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Под ред. А.М.

Родригеса и М.В.Пономарева. – М., 2004. - Ч.1.Гл.2.

3. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие. В 3 ч. - М.,2004.- Ч.2.

4. Хрестоматия по новейшей истории. 1917 – 1939. – М., 1960. Т.1.Гл.3.

 

***

 

4. История дипломатии / Под ред. А. А. Громыко. – М., 1965. Т.3. Гл.6.

5. Клейменова Н.Е.,Сидоров А.Ю. Версальско-Вашингтонская система международных отношений: проблемы становления и развития.1918-1939. – М.,1995. – Вып.1.

6. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. – М., 1957. - Т.1-2.

7. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. – М., 1945.

8. Попов Н. Новейшая история в художественно-исторических образах (1917 – 1945): Пособие для учителей. – М., 1967. Гл. «Версальская система».

9. Тардье А. Мир. – М., 1943.

10.Ходнев А.С. Международная организация в ожидании приговора? Лига наций в мировой политике. 1919-1946. – Ярославль,1996.

 

Методические рекомендации.

 

При изучении темы следует ознакомиться с материалами учебника. Затем приступить к изучению источников и дополнительной литературы. Рассматривая вопрос о Парижской мирной конференции, необходимо обратить внимание на противоречия между странами – участницами, прежде всего США, Великобританией, Францией, Италией, Японией по вопросу об учреждении Лиги наций, по проблеме германских колоний и территорий, ранее входивших в состав Османской империи, по «русскому» и «европейскому» вопросам. Анализируя Версальский мирный договор с Германией (см. практическое пособие), следует остановиться на его территориальных условиях, вопросе о колониях, военных и экономических статьях, репарационном вопросе ( с учетом решений конференции в Спа 1921 г., Лондонских 1921 и 1924 гг., Гаагской 1930 г. и Лозаннской 1932 г. конференций). Потом надо дать анализ мирных договоров с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией, используя приведенные в практическом пособии «Новая и новейшая история стран Европы и Амери- ки» (ч.2) извлечения из текстов Сен-Жерменского, Нейиского, Трианонского, Лозаннского договоров, а также учебник и дополнительную литературу. Рассматривая вопрос о Лиге наций, важно уяснить структуру, полномочия этой организации, причины ее слабости, понять сущность мандатной системы.

Дальневосточный узел противоречий между державами стал объектом мирного урегулирования на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. Следует проанализировать принятые на конференции документы: Трактат четырех держав ( практическое пособие), Трактат пяти держав (практическое пособиеа также договор девяти держав.

Лучшему усвоению материала темы поможет обращение к помещенным в практическом пособии методическим материалам (таблицам).

Оценивая сущность Версальско-Вашингтонской системы, следует отметить, что она зафиксировала соотношение сил межу великими державами, сложившееся в результате первой мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Создание в Версале Лиги наций должно было стать первым шагом на пути формирования международного правового пространства. Однако в реальности Версальско-Вашингтонская система мирных договоров была глубоко противоречивой, шаткой и неустойчивой (см. учебник и дополнительную литературу).

 

1.Причины Второй мировой войны, периодизация и характер Второй мировой войны.

2.Нападение нацистской Германии на Польшу. «Странная война». Расширение нацистской агрессии в Северной и Западной Европе. Поражение Франции. «Битва за Англию».

3.Завершение складывания гитлеровского блока в Европе. Военные действия в Атлантике, Африке, на Балканах и на Ближнем Востоке.

4.«Новый порядок» в Европе. Возникновение движения Сопротивления.

5.Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР. Начало создания антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия. Международное значение битвы под Москвой.

6.Агрессия Японии на Тихом океане и в Азии. Вступление в войну США. Консолидация антигитлеровской коалиции. Проблема второго фронта.

7.Проблема коренного перелома во Второй мировой войны. Международное значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге. Капитуляция Италии.

8.Междунеродные конференции в Москве, Тегеране, Каире(1943 г.).

9.Наступление советских войск в 1944 г. Открытие второго фронта и военные действия в Западной Европе. Ялтинская конференция 1945 г.

10.Капитуляция нацистской Германии. Потсдамская конференция.

11. Разгром императорской Японии.

12. Итоги Второй мировой войны.

 

Источники и литература

1.Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. – М., 2009.

2. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В.Пономарева. – М., 2004. -Ч.1.Гл.2.

3. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие. В 3 ч. - М.,2004. Ч.3.

4. Хрестоматия по новейшей истории. – М.,1960, Т.1.

 

***

5. Безыменский Л.А. Разгаданные загадки Третьего рейха (1940-1945). – М.,2001.

6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военно-политические очерки: В 4 кн. – М.,1998- 1999.

7. Вторая мировая война: два взгляда. – М., 1995.

8. Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований /Под ред. В.Михалки. – М.,1997.

9. Вторая мировая война. Итоги и уроки. – М.,1985.

10.Вторая мировая война. Краткая история. – М., 1984.

11.ГолубевС.М. За кулисами операции «Оверлорд» //Новая и новейшая история. 1999. № 5..

12.Городецкий Г. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз. - М.,2001.

13.Движение Сопротивления в странах Восточной Европы //Новая и новейшая история. – 1990. № 6.

14.Дискуссионные материалы о характере и итогах Второй мировой войны//Новая и новейшая

история. – 1988. № 4,6; 1989. № 3; 1991. № 3;1995.№2; Вопросы истории. – 1988. №11; 1989.№ 4; 1995. №7; Международная жизнь. – 1995. №9; Полис.1995. №3; Родина.–1995. №5.

15.Зимняя война.1939-1940. – М.,1998. – Кн.1-2.

16.Зимонин В.П.Последний очаг второй мировой. – М.,2002.

17.История войны на Тихом океане. – М.,1967. –Т.3-4.

18.История Второй мировой войны: В 12 т. – М.,1973-1982.

19. История дипломатии. – М., 1975. – Т.3

20.« Круглый стол»: движение Сопротивления в странах Европы. //Новая и новейшая история. –1985. № 3.

21.Лавренов С.Я., Попов Н.М. Крах Третьего рейха. – М.,2000.

22.Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. – М.,1976.

23.Мельтюхов М.И.Проблемы периодизации истории второй мировой войны//Вопросы истории.-2003.№ 1.

24.Мировые войны XX века. .В 4 кн.-.М.,2002.-Кн.3-4.

25.Орлов А.С. Странности «странной войны» // Новая и новейшая история. – 1989. № 5.

26.От «Барбароссы до «Терминала»: Взгляд с Запада. – М.,1988.

27.Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне «третьего рейха» против СССР.

Секретные речи. Дневники. Воспоминания. – М.,1996.

28.От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада. – М.,1992.

29.Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобри-

тании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: В 2 т. – М.,1986.

30.Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. – М.,1985.

31.Розанов Г.Л. Конец «Третьего рейха». – М.,1990.

32.Розанов Г.Л. Сталин и Гитлер.1939-1941. – М.,1941.

33.Россия и германия в годы войны и мира.(1941-1995). – М.,1995.

34.Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы. Комментарии. – М.,1997

35.Ржешевский О.А. Секретные военные планы У.Черчилля против СССР в мае 1945 г.// Новая и новейшая история. – 1999. № 3.

36.Секистов В.А. Война и политика. Политические цели войны и характер военных действий в Западной Европе и бассейне Средиземного моря. – М.,1989.

37.Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.,1992.

38.Сиполс В.Я. Тайны дипломатические. Канун Великой Отечественной. 1939-1941. – М.,1997.

39.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Сборник документов: В 6 т. – М.,1984.

40.Союзники в войне 1941-1945гг. – М.,1995.

41.Тегеран-43.Дискуссия в Дипломатической академии МИД России//Международная жизн.– 2004. №7.

42.Типпельскирх К. История второй мировой войны. – СПб.,1994

43.Фалин В.М. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция конфликт интересов. – М.,2000.

44.Филатов Г.С. Крах итальянского фашизма.– М.,1973.

45.Фуллер Дж. Вторая мировая война. – М.,1956.

46. 65 лет Великой Победы: в 6 т/под общ. Ред. С.Е. Нарышкина, акад. А.В. Торкунова. – М.,2010.

47.Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. – М.,1991.Т.2

48.Яковлев Н.Н. Перл-Харбор. – М.,1988.

 

Методические рекомендации.

 

При анализе причин Второй мировой войны следует обратиться к учебнику «Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век» под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева и дополнительной литературе, отметив различные точки зрения по данному вопросу. Целесообразно использовать при выяснении причин войны опорные методические материалы практического пособия (ч.3).Современная периодизация Второй мировой войны См. также ст. М.И.Мельтюхова в «Вопросах истории»(2003,№ 1)..

При рассмотрении вопроса о характере Второй мировой войны целесообразно сравнить традиционную точку зрения, отстаиваемую С.А. Тюшкевичем, и точку зрения М.И. Семиряги (см. Новая и новейшая история. – 1988. №4; материалы дискуссии по данному вопросу содержатся в последующих номерах журнала и других публикациях в прессе). Полезно обратиться к опорным методическим материалам практического пособия.

Материал об основных этапы войны, ходе военных действий студенты могут найти в учебниках: «Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век.1900-1945» под ред. А.М.Родригеса и М.В.Пономарева, «История новейшего времени стран Европы и Америки.1918-1945» под ред. Е.Ф.Язькова и дополнительной литературе. Раскрывая вопрос о завершении формирования гитлеровского блока в Европе, необходимо использовать содержащийся в практическом пособии текст Тройственного пакта от 27 сентября 1940 г.

Важно уяснить сущность понятия «антигитлеровская коалиция»: военно-политический союз государств и народов, боровшихся в годы Второй мировой войны против Германии и ее союзников, а также противоречия между участниками антигитлеровской коалиции. Необходимо проанализировать текст Атлантической хартии, помещенный в практическом пособии, обратив внимание на отношение СССР к этому документу. Проблема второго фронта обстоятельно рассматривается в монографии В.М.Фалина (М.,2000).

При рассмотрении вопроса о консолидации антигитлеровской коалиции следует использовать тексты Декларации Объединенных Наций (см. практическое пособие), а также советско-английского договора «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны» от 26 мая 1942 г. и советско-американского соглашения «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» от 11 июня 1942 г. (см. «Хрестоматию», т.II., с. 69 - 72).

Студенты должны усвоить понятие «коренной перелом в ходе Второй мировой войны», которое включает в себя: окончательный переход стратегической инициативы к странам антигитлеровской коалиции; достижение превосходства военной экономики стран антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками; достижение странами коалиции численного превосходства в живой силе и военной технике на всех театрах военных действий. Проблема коренного перелома рассматривается с учетом материала учебника, учебного пособия , опорного методического материала в практическом пособии .

Конференции союзных держав в Москве, Тегеране, Каире, Ялте и Потсдаме (1945 г.) целесообразно изучить, используя учебник, учебное пособие и документы, содержащиеся в сборнике «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны». Текст «Декларации об освобожденной Европе», принятой в Ялте, некоторые документы, принятые Берлинской (Потсдамской) конференции, можно найти в практическом пособии.

При изучении вопроса о разгроме гитлеровской Германии необходимо обратиться к тексту Акта о военной капитуляции Германии от 8 мая 1945 г. (см. практическое пособие) и к книге С.Я. Лавренова и И.М. Попова «Крах Третьего рейха» (М.,2000). О секретных военных планах У. Черчилля против СССР весной 1945г. студенты могут узнать из публикации О.А Ржешевского в «Новой и новейшей истории» (1999, № 3)

11 и 12 вопросы семинара рассматриваются с учетом материала учебника, а также дополнительной литературы.