Методические рекомендации

Источники и литература

США в 1871-1914 гг.

Занятие 2.

Источники и литература

Германия в 1871 – 1914 гг.

Занятие 1.

ТЕМА 6. Германия и США в 1871-1914 гг.

1. Политическое и экономическое развитеи Германии после объединения.

2. Рабочее и социалистическое движение в Германии.

а) Объединение лассальянцев и эйзенахцев. Готская программа и ее критика К. Марксом.

б) Эрфуртская программа германской социал-демократии.

в) Германская социал-демократия в конце XIX - начале XX вв.

3. Внутриполитическое развитие Германской империи накануне Первой мировой войны

4. Основные направления внешней политики Германии в конце XIX - начале XX вв.

 

1. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США / Под ред. П И. Острикова.- М.,1985.- С.10-43

2. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917 - М.,1979,- С.53-56.

***

3. Баев В.Г. Бисмарк и Конституция Германской империи 1871 г.// Вопросы истории. – 2005. - № 8.

4. Бебель А. Из моей жизни. - М.,1963.

5. Буртин Ю Ахиллесова пята исторической теории Маркса // Октябрь.-1989.-№11,12

6. Европейское социалистическое движение, 1914-1917: Разрубить или раз­вязать узлы? – М., 1994.

7. История Европы. в 5-ти т. - М., 2000.

8. Кретинин С.В Карл Каутский (1834-1938): опыт переосмысления // ННИ.-1995.- №1,2.

9. Кретинин С.В. Каутский против ревизионизма Бернштейна: начало полемики // ННИ. – 2003 - №4.

10. Кретинин С.В. Из личной жизни Карла Каутского// ННИ. – 2006. - № 1.

11. Меринг Ф Карл Маркс: история его жизни - М.,1990.

12. Ленин В. И. Марксизм и ревизионизм // Полн.собр.соч.-Т.17

13. Ленин В. И. Разногласия в европейском рабочем движении // Полн.собр. соч.- Т. 20

14. Люксембург Р. О социализме и русской революции. - М., 1991.

15. Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-е гг. XIX века. – М., 1992.

16. Овчаренко Н.Е Две жизни Эдуарда Бернштейна // ННИ - 1994 - №№3-5.

17. Перцев В.Н. Гогенцоллерны: характеристика личностей и обзор политической деятельности. – Мн., 2003.

18. Петренко Е. Л. Социалистическая доктрина Эдуарда Бернштейна.- М.,1990.

19. Уин Ф. Карл Маркс. – М., 2003.

20.Федоровский Н.Г. «Критика Готской программы» К. Маркса и некоторые ас­пекты развития германской социал-демократии // Марксизм и рабочее движение XIX века...- М., 1988.- С.198-236.

21. Ципко А. Философия лжи. - Л., 1990.

 

1.Внутриполитическое развитие США в 70-е гг. XIX в. «Справедливый курс» Т. Рузвельта.

2.Идейные основы «новой свободы» В. Вильсона. Антимонопольная и социальная политика государства.

3.Формирование экспансионистской идеологии в США на рубеже XIX-XX вв. Испано-американская война.

4.Захват Соединенными Штатами зоны Панамского канала.

5. Экспансия США на Дальнем Востоке.

 

1. Колониальная политика капиталистических держав. 1870-1914 / Отв. ред. Е.Е.Юровская.- М.,1967.- С.297-320.

2. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917.- М.,1979.- С 235 - 270.

· * *

 

3. Американский экспансионизм: Новое время. /Отв. ред. Г.Н.Севостьянов-М.,1985.

4. Буржуазные политические партии в США и внешняя политика (XIX – XX вв.) – М., 1986.

5. Байбакова Л. В. У идей и истоков прогрессизма. // Исторический образ Америки. – М., 1994.

6. Белявская И. А. Буржуазный реформизм в США. – М., 1968.

7. Белявская И. А. Роберт М. Лафоллет: цена независимости (1855 – 1925): в 2-х ч., - М., 1995.

8. Белявская И. А. Теодор Рузвельт и общественно – политическая жизнь в США. – М., 1978.

9. Валюнжевич В. И. Американский либерализм. - М., 1975.

10. Гейвандов С.К., Дементьев И.П. Брукс Адамс - родоначальник идеологии американского империализма // ННИ.-1977.- №1.

11. Гершов З. М. Вудро Вильсон. – М., 1983.

12. Дементьев И. П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии (на рубеже Х1Х-ХХвв.). - М.,1973.

13. Европа, США и колониальный мир. - М.,1988.

14. Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале XX в.- М.,1969.

15. История внешней политики и дипломатии США: 1877-1918.- М.,1997.

16. Кравченко М. Н. Экспансионизм в США на рубеже XIX – XX вв. – М., 1986.

17. Лан В.И. США: от испано-американской до первой мировой войны.- М., 1975.

18. Либеральная традиция в США и ее творцы / отв. ред. Е. Ф. Языков. – М., 1997.

19. Майроф Б. Лики демократии. – М., 2000. – гл. 5.

20. Мельников Ю. М. Имперская политика США: истоки и современность. – М., 1984

21. Мозолин В. П. Корпорации, монополии и право в США. – М., 1966.

22. Паррингтон В. А. Основные течения американской общественной мысли: в 3-х Т.2 – М., 1962 – 1963., - Т.3. – 1963.

23. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX в. - М.-Л.,1960.

24. Согрин В. В. Идеология в американской истории: от отцов – основателей до конца ХХ века. – М., 1995.

25. Согрин В. В. Политическая история США. – М., 2001.

26. Супоницкая И. М. Монополии и антимонополистическое движение в США в XIX веке. - М., 1991.

27. Уткин А. И. Теодор Рузвельт. – М., 2004.

28. Уткин А. И. Теодор Рузвельт: политический портрет. – Свердловск, 1989.

29. Филимонова М.А. Территориальная экспансия США на Северо-западе и националисты. 1870-е годы//ННИ. – 2007. - № 1.

30. Хару Л. Либеральная традиция в Америке. – М., 1993, гл. IX.

 

Рассматривая тему первого занятия необходимо уделить особое внимание тенденциям экономического развития страны после объединения, а так же факторам ускоренной модернизации экономики, характеру индустриализации и ее итогам в начале ХХ века. Политическая система кайзеровской Германии. Конституция 1871 г. о государственном устройстве и институтах власти. Характер политического режима. Причины сохранения авторитаризма и замедленной политической модернизации. Формирование и эволюция политических партий: программы, социальная база, особенности парламентской тактики. Внутриполитическое развитие Германии в период канцлерства О.Бисмарка. Централизаторская политика и "культуркампф", экономические, военные и социальные мероприятия. Причины отставки Бисмарка. Студент должен проследить влияние структурных изменений экономики на динамику социальных отношений и состав германского общества.

Приступая к изучению второго вопроса темы, студент должен выявить особенности германского рабочего и социалистического движения. Проанализировать изменения в положении и составе рабочего класса в последней трети XIX - начале ХХ в., выделить причины и особенности развития массового рабочего движения. История германской социал-демократии: готское объединение и программа 1875 года, стратегия и тактика партии в годы "исключительного закона", появление нового реформизма Э.Бернштейна. Следует четко охарактеризовать взгляды Э. Бернштейна и его по­следователей по основным вопросам философии, политической эко­номии и классовой борьбы, проследить их политику, указать основные этапы идейной революции Э. Бернштейна от революционного марк­сизма к реформизму. Для этого необходимо изучить работы Н. Е. Овчаренко, Ю. Буртина ("Новая и новейшая история", 1994, № 3-5; "Октябрь", 1989, № 11-12). Важно охарактеризовать отношения К. Каутского, "папы римского И Интернационала" к выступлению Э. Бернштейна. Здесь очень по­лезной окажется статья С. В. Кретинина ("Новая и новейшая история", 1995, № 1-2).

Студент должен раскрыть причины роста революционного направ­ления в немецком рабочем движении и проследить основные этапы деятельности левых социал-демократов. Необходимо показать основ­ные направления их борьбы, отношение к революционным событиям 1905-1907 гг. в России. Важно дать правильную характеристику вид­ных деятелей немецкой социал-демократии: А. Бебелю, Р. Люксем­бург, К. Либкнехту, Ф. Мерингу, К. Цеткин, показать их разногласия с Лениным и большевиками.

Необходимо выявить достижения и просчеты германской социал-демократии в начале ХХ в. в свете современных оценок. Особенности профессиональных объединений германских рабочих.

Третий вопрос темы необходимо начать с характеристики внутренней политики в "либеральную" эру Л. Каприви и причин ограниченности либерализации. Выявить причины назревания политического кризиса во второй половине 90-х годов, охарактеризовать "политику сплочения". Перегруппировка политических сил в начале ХХ века. Внутренняя политика Бюлова. "Готтентотский" блок и его распад, причины отставки Бюлова. Внутриполитические действия Бетман-Гольвега. Выборы 1912 года и проблема блокирования социал-демократов и либеральных фракций в рейхстаге. Альтернативы политического развития Германии накануне 1914 года.

Основные направления внешней политики в 70-80-х годах XIX в. Особенности дипломатии Бисмарка. Начало колониальной экспансии. Переход к мировой политике, формирование внешнеполитической программы германского империализма. Строительство военно-морского флота и достижения Германии в англо-германском соперничестве к 1914 году. Формирование Тройственного союза.

 

Изучение темы второго занятия следует начать с анализа факторов экономического роста США, которые привели к завершению индустриализации к концу XIX в., структурной перестройке экономики. Студенту необходимо проанализировать особенности монополизации в производственной и финансовой сферах и ее социальные последствия, выявить факторы, способствующие оформлению политической системы современного типа после Гражданской войны. Дать характеристику американской демократии.

Внутриполитическое развитие в 1870-90-е гг. Проблема трестов, тарифная политика, реформа гражданских служб. Соотношение консерватизма и либерализма во внутренней политике к концу XIX в. Избирательная кампания 1896 г. Истоки и начало "прогрессивной эры". Политика либеральных реформ в деятельности Т.Рузвельта. У.Тафт. Прогрессистское движение и выборы 1912 г. Внутренняя политика В.Вильсона в 1913-1917 гг.

Основными источниками для занятия являются тексты дипломати­ческих документов, которые студент должен тщательно изучить. Тема требует и вдумчивой работы с картой.

Необходимо проанализировать причины формирования в США в конце XIX в. экспансионистской идеологии. Далее следует охарактеризовать взгляды братьев Г. и Б. Адамсов, Д. Стронга, Д. Фис­ке, адмирала А. Мэхзна, сенатора Г. К. Лоджа - видных идеологов аме­риканского экспансионизма.

Перейдя к дипломатической подготовке войны США с Испанией, студент должен раскрыть цели и планы правящих кругов Соединен­ных Штатов, позицию правительства Испании, охарактеризовать кон­кретную ситуацию, в которой осуществлялась эта подготовка. Особо следует отметить роль американской прессы в деле подготовки бла­гоприятного отношения к войне с Испанией американского обще­ственного мнения.

Студенту надлежит охарактеризовать ход военных действий, пока­зать роль кубинцев в испано-американской войне, вероломство пра­вительства США в филиппинском вопросе, выяснить причины военно­го поражения Испании, установить, в чем заключались политические итоги этой войны. Далее следует охарактеризовать характер закаба­ления Кубы, при этом поправку сенатора Платта следует рассматри­вать как первую форму реализации "доктрины Т. Рузвельта". В этом же русле следует анализировать политику США в отношении Колум­бии в связи с вопросом о прорытии Панамского канала.

При раскрытии последнего вопроса надо охарактеризовать эконо­мические и политические мотивы экспансии США на Дальнем Восто­ке и проанализировать доктрину "открытых дверей", которая по праву считается одним из важнейших средств экспансии США на междуна­родной арене.