Вторым направлением рассматривается система мер, не допускающих возможность причинения вреда населению, гражданам других стран, иным общественным формациям или государствам.

Российская Федерация как участник Организации Объединенных Наций признает невозможность разрешения международных конфликтов неполитическими средствами, запрещает физическим или юридическим лицам вмешиваться в вопросы безопасности либо нарушать безопасные условия существования граждан иных государств.

Основной закон государства прямо указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В ст. 13 Конституции РФ прямо установлен запрет политическим силам проводить деятельность, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В этом же контексте конституционные нормы в определенной мере ограничивают права человека и гражданина на свободу слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений в интересах национальной безопасности*(13).

Научно-теоретические аспекты национальной информационной безопасности исследуются достаточно активно, особенно в области развития технических и правовых систем защиты. Однако ни в науке, ни в практической деятельности не существует единых подходов к формированию комплексного информационного законодательства в сфере национальной безопасности. Значительный пробел в правовом регулировании информационных отношений в сфере запрещенной информации, направленной против национальной безопасности, заполняют нормы уголовного права. Более 50 нормативных предписаний Уголовного кодекса РФ обеспечивают регулирование информационных отношений в сфере информационной национальной безопасности России.

Особое место в системе "вредной" информации занимает запрещенная информация, направленная против национального здоровья.

Национальное здоровье понимается в науке как физическое, душевное и социальное благополучие каждого гражданина и нации в целом. Достичь здоровья нации можно только при условии заботы каждого гражданина о собственном здоровье, здоровье окружающих и целенаправленной деятельности государства по созданию экономических, экологических и социально безопасных условий существования граждан, в том числе по обеспечению здоровых условий жизни и труда, созданию возможности качественной жизни каждого члена общества.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и другими законодательными актами республик в составе Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России*(14).

Наиболее сложной проблемой и самой большой угрозой для здоровья нации, человека являются неблагоприятные экологические условия. Государство проводит комплексные мероприятия с целью сохранения и восстановления благоприятной окружающей природной среды. Оно обязано информировать население об экологически опасных зонах, продуктах или товарах. Конституция РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии*(15).

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

По режиму доступа экологическая информация относится к общедоступной или открытой, т.е. ни формально, ни фактически такой вид информации не может относиться к запрещенной информации. Установленные законодательством нормы предписывают обязательное информирование населения об экологической опасности, распространение информации о возможных негативных последствиях экологических катастроф и возможных мерах защиты населения.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность*(16).

Уголовная ответственность в Российской Федерации предусмотрена за создание (искажение) или неправомерное сохранение (сокрытие) служебным лицом сведений, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, в том числе сокрытие или искажение сведений об экологическом, радиоактивном состоянии, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, продуктов питания и продовольственного сырья и негативно влияет на здоровье людей, растительность, животный мир*(17).

Запрещение сведений (информации), которые направлены против национального здоровья, требует своего отдельного законодательного закрепления в информационном праве как обязательного условия соблюдения прав и свобод граждан.

Информация, направленная против частной собственности. Наличие прав на частную собственность и ее защита обеспечивают жизненно важные экономические и социальные потребности человека, способствуют установлению цивилизованных контактов между субъектами конституционно-правовых отношений, стимулируют экономическое, политическое, информационное развитие государства. Само по себе существование прав частной собственности предъявляет к государству требование создавать понятные и равные демократические правила поведения для всех субъектов во всех сферах общественной жизни.