Значение творчества В.И. Сурикова.

Творчество И. Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

Общие принципы стиля «реализм». Историко-культурные предпосылки раннего реализма. Биография А.Г. Венецианова, как источник своеобразия его творчества. А.Г. Венецианов как родоначальник русской бытовой картины. Анализ картины «Гумно» с точки зрения жанровой принадлежности. Отражение положительных начал народной жизни в его картинах «Спящий пастушок», «Весна. На пашне», «Лето. На жатве» и т.д. Признаки поэтичности. Признаки, влияния предшествующих стилей: классицизма, сентиментализма, романтизма. Педагогическая деятельность и принципы художественной подготовки А.Г. Венецианова. Общие черты творчества художников школы Венецианова.

Основные события биографии П.А. Федотова как причина своеобразия его творчества. Основные мысли и художественные средства в сериях сатирических сепий. Причины серийного решения работ. Сравнение сепии «Утро чиновника, получившего первый крестик» и картины «Свежий кавалер». Качества людей и явлений действительности, подвергнутых П.А. Федотовым критике в картинах «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Вдовушка». Отражение идейного замысла картин в их композиционном решении. Средства выразительности картины «Анкор, еще анкор!». Проявления поэтического миросозерцания автора.

39. Товарищество передвижников: предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.

Общественные предпосылки передвижничества. Идеи эстетики Н.Г. Чернышевского. Явления художественной жизни, предшествовавшие передвижничеству. «Бунт 14» (1863), задачи Артели петербургских художников. Принципы и задачи Товарищества передвижников. Признаки обличительного реализма в творчестве В.В. Пукирева, В.Г. Перова. Взаимопроникновение жанровой и портретной живописи при создании типических образов в портретах Н.А. Ярошенко. Стилистика идеологического портрета в творчестве И.Н. Крамского. Лирическая концепция пейзажа в творчестве А.К. Саврасова. Черты эпического пейзажа на примере творчества И.И. Шишкина. Концепции творчества Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, В.И. Поленова, И.И. Левитана. Причины расцвета исторического жанра в России. Этические идеи картин И.Н. Крамского и Н.Н. Ге. Реформа батального жанра в творчестве В.В. Верещагина.

Эволюция идей народнического движения. Причины перехода от обличительного реализма к теме раздумья и к аналитическому реализму. Общая характеристика аналитического реализма. Анализ народнической серии, как пример перехода Репиным от обличительного реализма к аналитическому («Арест пропагандиста», «Не ждали»). История создания и анализ картины «Бурлаки на Волге». Признаки аналитического реализма в портрете М.П. Мусоргского, картине «Протодьякон» Задачи хоровой монументальной картины «Крестный ход в Курской губернии». Психологический драматизм картин И.Е. Репина "Царевна Софья", "Иван Грозный и сын его Иван". Поиски идеала в картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Факты биографии В.И. Сурикова, повлиявшие на его творчество. Композиционные особенности академических и традиционных реалистических исторических картин (Г. Семирадский «Танец среди мечей», В.Д. Поленов «Христос и грешница»). Сравнение их с композицией картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Идейный замысел картины и его реализация в сюжете и образах. Новаторство и функции колорита. Особенности русской истории и черты русского характера в картинах В.И. Сурикова. Новаторские черты в художественном методе В.И. Сурикова на сравнении картины «Боярыня Морозова» и «Степан Разин». Значение творчества В.И. Сурикова.

42. Творчество В.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.

Историко-культурные причины появления идеи и практики «русского стиля». Русская проблематика в творчестве членов Абрамцевского кружка. Их интерес к театру, декоративно-прикладному искусству. Понятие «фольклоризм». Черты фольклоризма на примере картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Отражение идей и специфики русского фольклора в стилистике картин В.М. Васнецова на сказочные и былинные темы. Анализ росписей Владимирского собора (общий замысел, обращение к традициям, новаторство метода). Анализ архитектурных, театральных, книжно-журнальных произведений В.М.Васнецова.