Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
Ответ.
Ледовое побоище или битва на Чудском озере 5 апреля 1242 г. В отрывке упоминаются участники битвы, время года (весна), место (озеро).
Билет № 3. Вопрос 1. Культура Руси в XIV – XVI вв.
Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по развитию русской культуры. В различных сферах культуры наблюдается упадок.
Уничтожены:
- памятники русского зодчества;
- письменности;
- прекратилось каменное строительство;
- исчезли некоторые виды ремесел.
Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.
Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - историческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.
Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.
В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.
Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.
В середине XV века была составлена Всемирная история с краткими сведениями по истории Руси -русский хронограф.
Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.
В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.
Мастера живописи: Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).
Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).
Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала сильное влияние на последующие поколения русских художников.
Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас-; ный кирпич.
В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.
В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.
Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.
Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории:
- Рим - вечно существующее царство - переходит из одной страны в другую;
- Рим погиб - явился второй Рим - Византия;
- Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);
- четвертого Рима не будет.
В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Московские князья - прямые потомки Римского Императора Августа.
Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.
Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:
- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;
- поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;
Литературе того времени характерна публицистика в виде посланий и писем.
Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.
В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)
Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.
Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало строительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);
В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.
Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;
В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.
Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.
Самые известные работы:
- икона Успенского собора московского Кремля;
- роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;
Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.
Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря».
Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:
- стал действовать государственный Пушечный двор;
- мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).
Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства
Билет 3. Вопрос 2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.
Перечисленные понятия связаны с процессом реформирования сельского хозяйства, а именно с аграрной реформой П.А.Столыпина.
Отруб – хозяйство крестьянина, вышедшего из общины, но оставшегося жить в деревне.
Хутор – хозяйство крестьянина, вышедшего из общины и переехавшего из деревни в обособленное владение.
Крестьянский банк - в Российской империи в 1882-1917. Выдавал ссуды под залог покупаемых крестьянами земель. Во время столыпинской реформы скупал помещичьи земли и продавал их мелкими участками крестьянам.
Центральной идеей Столыпина было разрушение крестьянской общины, которая не давала развиваться в деревне сильным и зажиточным крестьянам. Отныне любой крестьянин мог выделиться из общины, соединить и закрепить за собой всю используемую землю, образовать хутор, фермерское хозяйство. Правительство через Крестьянский банк оказывало выходящим из общины крестьянам помощь в виде льготных кредитов на покупку земли у помещиков. Указ не посягал на помещичью землю. Желающие могли переселиться на пустующие земли в Сибирь. Там им бесплатно предоставлялась земля, давалось пособие и длительное освобождение от налогов. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но реформа не была доведена до конца. В 1911 г. Столыпин был убит. За семь лет проведения реформы посевные площади в стране выросли на 10 %. В Сибирь за 1906-1914 гг. переселилось более 3 млн чел., освоено более 30 млн десятин пустующей земли. Конечно, результаты реформы были не только положительными. Из 2 млн выделившихся из общины дворов свои наделы продали 60 %. Почти 17 % переселенцев (524 тыс. чел.) вернулись из Сибири, и там не найдя своей доли. Многие выделившиеся крестьяне пострадали от своих же вчерашних соседей-односельчан. Хуторян жгли, портили посевы, мешали жить и работать.