Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

Ответ.

Ледовое побоище или битва на Чудском озере 5 апреля 1242 г. В отрывке упоминаются участники битвы, время года (весна), место (озеро).

Билет № 3. Вопрос 1. Культура Руси в XIV – XVI вв.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз­витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю­дается упадок.

Уничтожены:

- памятники русского зодчества;

- письменности;

- прекратилось каменное строительство;

- исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - истори­ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки­ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи: Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь­ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас-; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории:

- Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра­ны в другую;

- Рим погиб - явился второй Рим - Византия;

- Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

- четвертого Рима не будет.

В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Москов­ские князья - прямые потомки Римского Императора Августа.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

- поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по­сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро­ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:

- икона Успенского собора московского Кремля;

- роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря».

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

- стал действовать государственный Пушечный двор;

- мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Билет 3. Вопрос 2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

Перечисленные понятия связаны с процессом реформирования сельского хозяйства, а именно с аграрной реформой П.А.Столыпина.

Отруб – хозяйство крестьянина, вышедшего из общины, но оставшегося жить в деревне.

Хутор – хозяйство крестьянина, вышедшего из общины и переехавшего из деревни в обособленное владение.

Крестьянский банк - в Российской империи в 1882-1917. Выдавал ссуды под залог покупаемых крестьянами земель. Во время столыпинской реформы скупал помещичьи земли и продавал их мелкими участками крестьянам.

Центральной идеей Столыпина было разрушение кресть­янской общины, которая не давала развиваться в деревне сильным и зажиточным крестьянам. Отныне любой крестьянин мог выделить­ся из общины, соединить и закрепить за собой всю используемую землю, образовать хутор, фермерское хозяйство. Правительство через Крестьянский банк оказывало выходящим из общины крестьянам помощь в виде льготных кредитов на покупку земли у помещиков. Указ не посягал на помещичью землю. Желающие могли переселиться на пустующие зем­ли в Сибирь. Там им бесплатно предоставлялась земля, давалось по­собие и длительное освобождение от налогов. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не уз­наете нынешней России». Но реформа не была доведена до конца. В 1911 г. Столыпин был убит. За семь лет проведения реформы посевные площади в стране выросли на 10 %. В Сибирь за 1906-1914 гг. переселилось более 3 млн чел., освоено более 30 млн десятин пустующей земли. Конечно, результаты реформы были не толь­ко положительными. Из 2 млн выделившихся из общины дворов свои наделы продали 60 %. Почти 17 % переселенцев (524 тыс. чел.) вернулись из Сибири, и там не найдя своей доли. Многие выделившиеся крес­тьяне пострадали от своих же вчерашних соседей-односельчан. Ху­торян жгли, портили посевы, мешали жить и работать.