Вопрос 2. Происхождение древних русичей и образование Древнерусского государства.

Восточные славяне произошли в результате смешения южных и западных славян с коренными жителями Великой Русской равнины – бывшими кочевниками, осевшими по Днепру, финно-уграми и балтами.

В 7 веке до н.э. на берегах Черного моря возникают греческие поселения. Так возникли греческие государства – Керчь, Херсонес и другие. Обмен вели со скифами по северному берегу Черного моря.

Во 2 веке до н.э. в Северное Причерноморье прибыли племена иранского происхождения - сарматы, затем прибыли аланы и роксаланы, все они вытесняли предыдущие племена. Затем вторглось германское племя – готы, а их уже вытеснили монгольские племена – гунны.

Первым европейским народом, оказавшимся жертвой набегов гуннов, стали славяне.

Славяне – истинно европейский народ, обитавший на территории от Карпатских гор до рек Дуная и Вислы (территория Польши, Румынии, Венгрии). Под натиском гуннов часть славян мигрировала на Юг за Дунай, положив начало южным славянам; а часть ушла в бассейн реки Вислы, положив начало западным славянам.

В 5 веке гуннов из Северного Причерноморья вытеснили авары (племена монгольского происхождения).

796 год – завершение существования аварского государства.

В виду набегов аваров, южные и западные славяне вынуждены были мигрировать на северо-запад или восточную Европу или в бассейн Днепра, Волхова и Оки. Здесь обитали бывшие кочевники, осевшие по Днепру, балтийские народы по реке Волхову, финно-угры по реке Оке. В результате их свершения произошли восточные славяне.

Восточные славяне произошли в результате смешения южных и западных славян с коренными жителями Великой Русской Равнины. Они обитали племенами(поляне – Киев; древляне и северяне – Минск; кривичи и родивичи – Новгород) Восточных славян стали называть русичами.

 

 

Государство восточных славян под названием Русь (Киевская Русь) образовалось в 9-11 веках. В образовании великорусского племени действовали 2 фактора - племенная смесь и природа страны.

Предпосылки

ü Экономические – наличие торговых отношений между племенами, переход к пашенному земледелию.

ü Политические – угроза внешнего врага, формирование союзов. Была потребность защищать свои территории и захватывать новые земли.

ü Социальные – возникновение социального неравенства, переход от родовой к соседской общине.

ü Духовные – общая религия

В процессе зарождения выделяют 4 этапа:

1)объединение племен восточных славян.

- под властью Великого князя Киевского (Олег, Игорь, Святослав)

- 882 год – объединение Киева и Новгорода князем Олегом, т.е. полян и словеней.

Торговый путь из варяг в греки проходил через восточных славян.

В 862г. – в Новгород в Новгород Великий был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной.

В 882 князь Новгородский Олег отправился с дружиной на юг, дошел до Киева и взял этот город. Впервые

2 племени объединись под властью Олега. Он подчинил Киеву древлян, северян. Продолжил политику

Игорь, а завершил Святослав – подчинил вятичей.

2)Утверждение границ русского государства.

Князь Святослав разгромил Хазарское государство на юге, удачно воевал с Византийской империей и с

Восточной Булгарией. 1221 год – основывается Н.Новгород (крепость, защищающая Русь от набегов

Булгарии)

3)Принятие христианства как государственной идеологии (Владимир 980 – 1015)

Князь Владимир решил ввести на Руси монотеизм – вера в одного Бога. Именно эта религия соединялась с

образом жизни русичей. 988 г.- принятие христианства фактически создало единый этнос – древнерусский

народ.

4)Принятие свода единых законов Руси – Русской Правды. (Ярослав Мудрый 1019-1054)

С этого времени население Руси как бы становится в законопослушными гражданами. Принятие Русской

Правды означало юридическое оформление государства на Руси.

 

Вопрос №3. Политический строй и социальная структура Древнерусского государства.

Политический строй изначально формировался, как монархический, т.к. защита Руси от набегов кочевников возможна была при объединении всех сил вокруг лидера. Доказательства - 1. Великий князь киевский устранил от власти почти всех племенных князей, заменив их своими наместниками. 2. Практика вечевых собраний при решении государственных вопросов прекратилась. 3. Великий князь киевский стал верховным собственником русских земель. 4. Все функции государственного управления сосредоточились в руках великого князя и назначаемой им администрации. 5. Власть великого князя передается по наследству. 6. Великий князь самостоятельно выступает на международной арене, объявляет войны, заключает мирные договора.

Князь являлся активным строителем государственного аппарата управления. В его функции входило назначение чиновников: административных, полицейских, судебных. Князь сам контролировал их деятельность, а порой даже брал на себя выполнение их функций. Следует отметить и такую функцию князя, как управление церковной организацией, участие в церковных делах.

В Киеве в XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь). Но с другой стороны ласть великого князя киевского никогда не была полной; ее ограничивали либо совет бояр («боярская дума»), либо народное собрание (вече), либо другие князья – члены княжеской династии.

Помимо великого князя киевского, обладавшего верховной властью, в политической жизни Киевской Руси заметную роль играли также иные князья: до 980-х гг. – местные (племенные), а с конца X в. – удельные, или «младшие» князья. «Посажение» сыновей великого князя в крупнейших центрах племенных княжений началось в 969 г., когда Святослав перед вторым походом в Болгарию отдал в управление Ярополку – Киев, Олегу – землю древлян, а Владимиру – Новгород. Эта мера, положившая начало государственной реформе, в результате которой вся Русь оказалась под властью одной княжеской династии, была призвана укрепить верховную власть на местах и объективно отвечала нуждам интеграционной, объединительной политики киевского правительства.

Система управления:

1)Великий князь Киевский – наследственный. Предводитель дружины, законодатель, судья, сборщик дани

2)Удельные князья

3)Боярская Дума. Это старшие дружинники или воеводы.

4)Дружинники. Это воины, помогали князю выполнять его функции. Например, мечник – судебный исполнитель, вирник – собирал штрафы.

На Руси существовало социальное неравенство.

1)Князья, бояре, дружинники - составляли класс землевладельцев (феодалы)

2)Люди платили дань (землепашцы и ремесленники)

3)Смерды зависели от феодалов

4)Существовало рабство и холопство.

Источники рабства: Плен, Продажа в рабство (за долги),Рождение от холопов (рабов),Супружество на холопах

5)Самая бесправная категория населения – изгои. Это отпущенные на волю холопы, а также изгнанные из общины люди. Они становились бродягами, нищими, странниками и разбойниками.

6) Формировался слой церковных людей.

В Правде обозначается 2 деления – политическое и экономическое.

Политически, люди делятся на 2 сословия – служилые и неслужилые. Первые - лично служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное сословие. Вторые – простонародье, которое платило князю дань, образуя податные общества, городские и сельские. Холопы – существовали совершенно отдельно, это даже не лица, а вещи, как рабочий скот, их даже не считали за людей. Экономически, между государственными сословиями стали образовываться переходные слои. Например, бояре – класс частных привилегированных земельных собственников. Хлебопашцы – народ, живший на княжеской земле, обрабатывавший государственную землю своим инвентарем – смерд. Были и ролейные закупы – они обрабатывали землю хозяйским инвентарем, брали в ссуду у землевладельцев орудия и скот.

Бояре – потомки бывших великих и удельных князей. Они владели земельными участками – вотчинами.

Дворяне – занимали более привилегированное положение в русском обществе. Они владели поместьями, которые предавались по наследству.

Высшими чинами считались думные, которые были близки к царю – думный дьяк, окольничий, боярин.

Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные – стольник, стряпчий, военоначальник, дипломат.

К низшим слоям служилых людей относились стрельцы, пушкари.

Крестьянство состояло из 2 категорий: владельческой и государственной. Владельческие – жившие в вотчинах, поместьях, работали на своего феодала. Государственные – проживали на окраинах, несли тяготы в пользу государства. Дворцовые крестьяне имели собственное самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.

Городское население – посадские люди, это торговцы и ремесленники.

Закупы - люди, находившиеся в кабале у феодала.

Рядовичи - крестьяне, заключившие с феодалом ряд (договор) и признавали свою зависимость от него.

Челядь - лица, утратившие свое хозяйство и работали на феодала. Их продавали, передавали по наследству.

Холопы - люди, которые находились в полной собственности феодала.

 

Вопрос №4. Образ жизни, быт и нравы древних русичей

Он формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов.

Жили в зоне континентального климата, для которого характерно жаркое и короткое лето, но долгая и суровая зима. Поэтому формировалось трудолюбие и ответственность.

Природно-географический фактор: лес и реки. Лес формировал в человеке предусмотрительность, внимательность, осторожность и общинность. Река – умиротворенность, благополучие и спокойствие.

Древние русичи жили общиной – вервь.

 

Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки. Сельские поселения получили решительный перевес над городскими. Внешние опасности, недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться население крупными массами. Деревня – господствующая форма расселения. Крестьяне выжигали лес на новом месте, удобряли и распахивали землю, собирали богатый урожай, а через 6-7лет земля истощалась и крестьянин покидал это место.

Одежда отличалась простотой и надежностью – рубаха, штаны, валенки, лапти. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – землевладение и скотоводство.

Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительная черта – гостеприимство и непритязательность в отношении еды.

Значительная часть населения занималась хлебопашеством. Основные занятия – бортничество (пчеловодство), лыкодерство, зверогонство, рыболовство.

Природа влияла на человека и племенной характер. Мелкие опасности, затруднения приучали зорко следить за всем. Это очень выносливый, неизбалованный, наблюдательный народ.

В приметах отмечены трудноуловимые явления, разные случайности. Также они вели церковный календарь – памятная книжка наблюдений за природой. В народе придумывали много прибауток, поговорок, примет.

Развлечение знати были охота и пиры, всенародно праздновались победы в походах. Любимыми забавами их были соколиная, псиная охота. А для простого народа устраивались скачки, турниры, игрища. Неотъемлемой частью быта была баня. Долгими зимними вечерами женщины пряли, вышивали. Часто устраивались вечера с песнями, плясками, прибаутками, частушками и рассказами сказок.

Славяне отличались благопристойностью, целомудрием и верностью. Женщина в доме всегда выполняла самую тяжелую работу – вела хозяйство и воспитывала детей. Основные черты славян - доброта, искренность, дружелюбие и гостеприимство. Девушки могли выходить замуж с 16 лет, юноши жениться в 21 год. Дети воспитывались в соответствие с древними законами Рода-племени. Это проявлялось в знакомстве с орнаментами, обережными знаками. Приобщение к вере происходило с 3-7 лет. На уроках им прививались понятия чести, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом.

Огромное влияние на русичей оказывала религия. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя и рек. Сначала они поклонялись всевозможным упырям и берегиням. Затем появился аграрный календарь и культ Рода и рожаниц. Славянам была известна идея монотеизма – объединения нескольких богов в одном изображении. Мировое дерево у славян отражало отношения человека с миром. К язычеству относят пантеизм, тотеизм, идолопоклонничество. Народная вера предполагала обряды, ими руководили волхвы, жрецы и ведуньи. Славяне служили своим богам прямо в лесу, на берегах рек, позднее стали появляться деревянные храмы. Существовало множество языческих праздников – Масленица, день Ивана Купалы, Пасха.

Затем было принято христианство. Оно распространялось довольно медленно, т.к. было добровольным и из-за терпимости Византии к язычеству. Вытеснялись из быта элементы язычества, происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковь вела все дела, связанные с семейным правом, ей выплачивали штраф в рамках церковносудебной практики и делали пожертвования. Церковь занималась благотворительностью и была «отдушиной» - помогала поддерживать общественное равновесие. Сохранилось много и из язычества – поклонение предкам, празднование некоторых праздников, игрища, окота, баня. Большое значение приобрел культ Богородицы, основанный на культе Рожаницы. Необходимо было соблюдать посты, читать молитвы. Нравственными преступлениями считались – ложь, клевета, гордость, насилие. Церковный брак был не всегда обязательным. Началось распространение грамотности, книжности, зародилась философия. Это был осознанный выбор народа, поддерживаемый государством.