Система маркетинговой информации на международном рынке.Основные элементы системы маркетинговой информации и их характеристика.
От полноты, объективности, достоверности, системности, своевременности или периодичности получаемой информации зависит судьба фирмы, выходящей на внешний рынок.
Маркетинговые исследования представляют собой систематический процесс сбора, анализа и использования достоверной информации для принятия соответствующих маркетинговых решений.
Маркетинговые исследования —содействуют уменьшению коммерческого риска фирмы, подсказывая возможности и пути улучшения положения фирмы на внешнем рынке.
Используемую в М. маркетинге информацию разделяют на группы:
1) информация о рынках и рыночной конъюнктуре;
2) информация о методах и формах международной торговли;
3) информация собственно о предприятии (цели и потенциал).
При выходе на международные рынки и создании информационной базы предприятие должно собрать информацию об общем состоянии и тенденциях развития:
— отрасли, к которой относится выпускаемая предприятием продукция;
— стран, являющихся потребителями и производителями этой продукции;
— отдельных фирм-производителей, потребителей и продавцов
продукции.
Вторичной информацией является та, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей. Источниками ее служат внутренние и внешние данные. Вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Внутренними источниками служат отчеты компании, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, сообщения торгового персонала, обзоры жалоб и рекомендаций потребителей, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы и др.
Внешними источниками являются данные международных организаций (МВФ, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН), законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, официальная статистика, периодическая печать, результаты научных исследований, выставки, ярмарки и т.д.
выводы не должны опираться на единственный источник, ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность.
Можно выделить четыре главных достоинства использования вторичных данных:
1) быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных;
2) дешевизна по сравнению с первичными данными;
3) легкость использования;
4) повышают эффективность использования первичных данных.
К недостаткамвторичных данных относятся возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность и др.
К внешней информации относится синдикативная информация, недоступная в отличие от традиционной вторичной информации для широкой публики.
Выделяют два типа услуг, основанных на получении синдикативных данных: мониторинг рыночной ситуации и сбор данных, облегчающих фирме проведение маркетинговых исследований.
Первичные данные получают в результате специально проведенных исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспертных оценок и экспериментов.
В успешно функционирующих компаниях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамкахмаркетинговой информационной системы -совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Маркетинговые агентства помогают определить степень известности и популярности различных товаров, фирм-производителей и фирм-продавцов, изучить сложившийся в глазах потребителя имидж товара или фирмы.
Информацию общего характера, помимо агентств маркетинговых исследований, предлагают также дайджест-агентства.