Адаптация товаров на международном рынке. Основные стратегии и методы адаптации товаров.

Адаптация — стратегия, противоположная стандартизации.

Для адаптации товара к требованиям целевых заруб.рынков важно знать существующие явные отличия одного от другого. Адаптация св-в товара и предложения фирмы в целом либо всего комплекса маркетинга базируются на национальных, культурных, поведенческих отличительных особенностях покупателей, их обычаях, традициях потребления, характеристиках инфраструктуры рынка (сбытовая сеть, доступность информации, правила торговли, развитость транспорта), климатических условиях, уровне экономического развития и конкурентной среде (степень конкуренции, наличие национальных конкурентов, практика работы конкурирующих фирм, вид конкуренции).

2 вида адаптации товара:

Вынужденная адаптация связана с необходимостью учета изготовителем при производстве товара требований и норм, установленных в принимающей стране законодательными положениями и являющихся обязательными для всех экспортеров. К таким требованиям относят: нормы безопасности, гигиены (их соответствие необходимо подтверждать путем сертификации); технические нормы (напряжение и частота тока) и др. Авторитет страны-изготовителя в той или иной отрасли обеспечивает ей возможность добиться через участие в международных организациях по стандартизации принятия их национальных норм в качестве международных. Таковыми стали требования к оборудованию для добычи нефти American Petroleum Institute — стандарты API.

Необходимая адаптация — это доведение товара до изученных путем маркетинговых исследований требований потребителей конкретного (целевого) зарубежного рынка. Этим отличается стратегия международного маркетинга от обычной экспортной деятельности предприятия (фирмы). В целом в международной маркетинговой практике, как правило, предпочтительно сочетание необходимой и вынужденной адаптации.

Адаптация товаров предполагает изменение продукции в соответствии с условиями конкретной страны и предпочтениями местных потребителей. Существует несколько уровней адаптации:

- адаптация товаров по региональному (национальному) признаку (компания Kraft General Foods выпускает кофе с различными добавками: для англичан с молоком, для французов —черный, для латиноамериканцев — с цикорием)

- повторное изобретение товара для конкретного рынка - поставка старой, но специально приспособленной к требованиям данного конкретного зарубежного рынка модели товара (компания Natural Cash Register предложила латиноамериканскому и американскому рынкам старую модель кассового аппарата с механическим приводом, стоимостью вполовину дешевле современных моделей)

- прогрессивное изобретение - создание принципиально нового продукта, отвечающего спросу потребителей какой-либо страны (в беднейших странах Азии и Африки существует большая потребность в дешевых и высококалорийных продуктах питания).

В пользу адаптации действуют след факторы: налогооболаж; тарифы (на гот. Прод. и комплектующие); защита нац интересов; требования к тех стандартам (вольтаж приборов, калибровка); покупат.способность (придется ↓цены → ↓качество); стоимость раб силы (↑↓ степени автоматизации работ); уровень тех грамотности; климат; неоднородность потребностей и наличие культ и потребит стереотипов; язык (может потребоваться изменение названия); доступность СМИ и предпочтения в способах продвиж (пивной прайм в РФ); орг структура и культура.