Темы рефератов и докладов.

Тема 5. Трудности решения проблем периодизации. (2 часа).

 

Проблемы периодизации. Критерии хорологических и хронологических делений, проблемы начала, развития; диалога в историко-философском процессе и историко-философском знании, соотношение общечеловеческого, национального и личностного в истории философии. Относительность критериев периодизации. Крупномасштабные и частные деления. Периодизация исторического процесса и истории мысли. Отсутствие однозначного соответствия этих делений. Постоянные изменения и наличие альтернативных учений в каждую эпоху. (См.: Послесловие из далёкого прошлого. 1. Периодизация: авторы и жанры. // Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика / Древнегреческая литература: Собрание трудов. Серия «Античное наследие». – М., Лабиринт,2001. – 368 с. С. 11-14.).

 

 

1. Источниковая база античной философии.

  1. Платон и Аристотель как историки античной философии.
  2. Г.-В. Ф. Гегель как историк философии.
  3. Вильгельм Виндельбанд как историк философии.
  4. Особенности рассмотрения В. Виндельбандом истории античной философии в проблемном и хронологическом порядке.
  5. Методологические установки Теодора Гомперца как историка античной философии.
  6. Ф. Ницше как историк философии, генеалогический метод Ф. Ницше.
  7. Сравнить позиции В. Виндельбанда, Т. Гомперца и Г.-В. Ф. Гегеля на историю античной философии.
  8. Сравнить позиции Ф. Ницше и Г.-В. Ф. Гегеля на историю античной философии.
  9. Учение о «четырёх фазах развития философии» Франца Брентано.

11. Проблемы и трудности методологии истории философии.

12. История философии как саморефлексия философии.

13. Неизбежность, опасность и границы модернизации истории философии.

14. Возможности и границы использования современных способов текстологического анализа применительно к источникам по античной философии.

15. Западоцентризм в истории философии.

16. Гегелевская философия истории философии в изложении Фредерика Коплстона.

17. Типы мироощущений и умонастроений, содержащиеся в античных философемах.

18. Проблема возврата к традиции и выхода из неё. (В.П. Визгин, М. Мамардашвили).

  1. Проблема периодизации в истории философии.Многомерность социокультурного развития и условность линейных схем периодизации.
  2. Необходимость учёта особого места таких идей, как «дух времени», история, прогресс, кризис, религиозность, гуманизм, в изучении развития и самоосмысления философии.
  3. Формирование традиций в истории философии и формирование историко-философских традиций рассмотрения историко-философского процесса.

 

 

Вопросы к зачёту по курсу «Введение в историю философии»

 

1. Каковы эффекты требований Леопольда фон Ранке, который призывал историков, описывая прошлое, следовать девизу: «пиши, как это было на самом деле!»; призыва к исследователям Иоганна Густава Дройзена: «ищите методы!»; и признания Якоба Кристофа Буркхардта в том, что история представляется ему чередой живописных композиций, подчёркивавшего «ненаучность», «асистемность» своего мышления, называвшего, со свойственной ему ироничностью, исходным пунктом своего исследования «патологический» метод, при котором единственным центром выступает человек «претерпевающий, желающий и действующий…, каков он есть и каким он всегда был и будет»?

  1. Каково соотношение понятий календарного (астрономического) века и исторической эпохи. Рубежный смысл эпохальнозначимых событий.

3. Как возможно и что может дать совмещение периодизаций социокультурного и философского развития?

4. Каковы критерии периодизации античной философии?

5. Дайте краткую характеристику наиболее общих черт каждого этапа развития античной философии.

6. Что такое кризис?

7. Могли бы Вы назвать и кратко охарактеризовать кризисные ситуации, присущие разным этапам развития античной философии?

  1. Приведите примеры критического отношения представителей последующего этапа к идеям философов предыдущего этапа и своих современников.
  2. Раскройте особенности синтеза воззрений в учениях выдающихся представителей последующего этапа, их умения усвоить сильные стороны предшественников по традиции и извлекать уроки из противостоящей позиции.
  3. Назвать философов и дать комментарии по поводу отрицания ими необходимости и возможности периодизации философии, считающих, что по аналогии можно выделить только типологию учений, причём типологический подход противопоставлен ими конкретно-историческому анализу, при котором на основании выбранного критерия, выделяются определённые этапы.
  4. Раскройте необходимость учёта того, что все виды оппозиций присутствуют в любое время и выделение конкретного этапа связано с выявлением ведущей оппозиции и спецификой её ведущего начала.
  5. Что Вы можете сказать о двусмысленности философии, или как и почему «два противоположных типа мировоззрения ссылаются на одну и ту же метафизику?»
  6. Периодизации античной философии. Проблема соотношения и совмещения периодизаций.
  7. Сложности,возникающие при характеристике и выделении определённого, конкретного, этапа развития западноевропейской философии.
  8. Значение диалоговых ситуаций и дилемм для периодизации античной философии. Объяснительные возможности периодизации.