Специфические черты

Антиномии

 

В тоже время, барокко — художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления проявляются во всем.

Антиномия “хаос (управляющий вселенной) — порядок (торжество рационализма) ”. Система, к которой тяготеет научное и художественное мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация, система планировки Ленотра) понимается не как выражение порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное открытие барокко — чувство безграничности мира (чему способствовали географические открытия) , трагичной незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, Арена всех скорбей, превратностей поток, Фортуны легкий мяч, болотный огонек, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле. Грифиус. “Человеческая нищета” Т. о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг) . Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы. Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать — до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад... Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца) , и чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко) .

Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.

Что смерть благочестивым?

Ключи от жизни вечной, Времен граница лживых, На поле битвы мир, Идущий к солнцу путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне спутник, Пожатие десницы, Пылающее пламя, И райские зарницы, Горящие над нами.

Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда) .

 

Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения, пространства, времени... Игралище времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет. Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет Сметает новый день и завтра в бездну канет Зеленая листва поблекнет и увянет, И острие меча на нежный шелк падет. Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.

 

 

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать: 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт) , многочастных произведений (опера) .

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов) . Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра” ) .

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.