ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Вадим Леванов

Зрители

пьеса в трех действиях без антракта

посвящается Владимиру Захарову

Полутемно. Звучит музыка. Входит Мужчина в темных очках. В руках у него раскрытый зонт, саквояж.

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Сегодня идет дождь (Складывает зонт.) Единственное, что можно сказать с определенностью.

 

Входят Парень и Девушка; оба едят мороженое.

ДЕВУШКА. И что дальше?

ПАРЕНЬ. Все. Уже можно смеяться.

ДЕВУШКА. Ха! Ха! Ха! Какая жара на улице – сдохнуть можно.

Парень. Кошка поймала мышку. Спрашивает: «Мышка, мышка, жить хочешь?» « С кем, кошечка?» (Оба смеются.)

Входят Женщина с золотыми зубами и Ее Муж.

Женщина с золотыми зубами. Какой там ливень! Град просто! Я говорила надо взять зонт!

МУЖ. Контролеров нет. Странно.

Женщина с золотыми зубами. Не в трамвае.

 

Входит Женщина в боа.

ЖЕНЩИНА В БОА (Мужу) Это здесь будет спектакль?

МУЖ. Вроде.

 

Входят Интеллектуалка и Интеллектуал.

ИНТЕЛЛЕТУАЛ. Я страдаю от солярного голодания. Отсутствие солнца подавляет мою энергетику.

ИНТЕЛЛЕТУАЛКА. Шнайдер очень хвалил этот театр, но я, честно говоря, сильно сомневаюсь. Подвальное искусство – это что-то в высшей степени суррогатное.

 

По мере появления действующих лиц прибавляется свет и становится видно несколько рядов неудобных жестких кресел, с откидными громко хлопающими, обшарпанными сиденьями; проход слева, посередине которого дверь. Через нее все и попадают в зрительный зал, какие бывают в клубах 2-ой и 3-ей категории, при малых сценах провинциальных академических театров, в подвалах экспериментальных театров-студий.

МУЖ. В театре, я считаю, обязательно должны быть буфет, гардероб, контролеры и еще этот… Перерыв в общем.

Женщина с золотыми зубами. Больше ничего не хочешь?

МУЖ. Больше, я считаю, ничего и не надо.

ИНТЕЛЛЕТУАЛКА (осматриваясь). Конечно, Шнайдеру, с его тягой к маргинальности, все это должно нравится.

ИНТЕЛЛЕТУАЛ. Он никогда не производил впечатления умного человека. В нем всегда было нечто патологическое.

 

Интеллектуалка и Интеллектуал проходят, садятся.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Какие у нас места?

муж (изучает билеты). Двенадцатое. И тринадцатое.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты специально такие купил? Идиотство! Я на тринадцатом месте нее сяду! Понял?!

МУЖ. Я сяду, я! Знаешь как мне эти билеты достались?

 

Женщина с золотыми зубами и ее Муж занимают свои места.

Женщина в боа, долго выбиравшая себе место, тоже садится.

Садятся и Парень с Девушкой; они доедают свое мороженое, громко смеются, оживленно переговариваются.

Входит Гражданин, тщательно отряхивается от снега, рассматривает свой билет, проходит по рядам, сверяя билет с их нумерацией, останавливается возле Девушки.

ГРАЖДАНИН (заглядывает за спинки кресел). Кхм! Молодые люди, вы на своих местах сидите?

 

Парень и девушка не реагируют.

Кхм! Предъявите ваши билеты!

ДЕВУШКА. А люстру тебе не качнуть, кондуктор?

ГРАЖДАНИН. Молодые люди! Вы занимаете не свои места! У меня билет! (Демонстрирует.) Вот на это место! (Показывает.)

ДЕВУШКА. Ну-ка, ну-ка! (Выхватывает билет из рук Гражданина.) Билет! На это вот самое?!.. (Кладет билет в рот, жует.)

У Гражданина отвисает челюсть.

Он же счастливый! Ты все равно не съел бы! А мне надо! Очень!

ГРАЖДАНИН (негодующе). Потрудитесь освободить мое место!

ДЕВУШКА. За-му-ча-ешься! Знаешь, как пишется?

ПАРЕНЬ. Мест мало что ли? Весь зал пустой!

ДЕВУШКА (Парню). Вставай! Уступи товарищу дяде место! Тебя не учили уступать место старшим?

ПАРЕНЬ. По званию. И беременным женщинам. (Перешагивает через ряд, помогает перебраться Девушке; Гражданину.) Завтра рубль принесешь. (Усевшись; Гражданину.) Хорошо видно?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Кошмар! Как в кино пришли!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Думаешь они будут смотреть?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кругом одно хулиганье!

МУЖ (глядя на Женщину в боа). Да… Ничего себе… Вполне…

ИНТЕЛЛЕКУАЛКА. Какое все-таки хамство!

 

Мужчина в темных очках наконец садится. Звучавшая все время музыка исчезает. Закрывается занавес и тут же открывается вновь. Все смотрят туда, где для них располагается сцена. Продолжительная пауза.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Они так и будут?

МУЖ. Чего?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Сидеть?

МУЖ. А бог его знает! А что?

Гражданин (Интеллектуалке). У вас нет программки?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Извините, нет.

ПАРЕНЬ (Девушке). Пересядем?

ДЕВУШКА. Зачем?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нет, что, они так и будут?

МУЖ. Чего?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Молчать!

МУЖ. А черт его знает! А что?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это претензия на оригинальность? Потуги на авангардизм?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Не думаю, что это претензия…

ГРАЖДАНИН (Женщине с золотыми зубами). Программки у вас не будет?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?

ГРАЖДАНИН (Женщине в боа). У вас, конечно тоже нет программки?

ЖЕНЩИНА В БОА. Какой? Коммунистической партии Монако?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Вообще-то забавно. Во всяком случае не обычно. (Интеллектуалу.) Не находишь?

ГРАЖДАНИН (пересаживается ближе к Женщине в боа). Как вы думаете, здесь есть буфет?

ЖЕНЩИНА В БОА. Думаю, нет.

ГРАЖЛДАНИН. А как вы думаете, там есть шампанское?

ЖЕНЩИНА В БОА. Думаю, есть.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Гражданину). Тише, пожалуйста! Вы мешаете. (Интеллектуалу.) Мне нравится, что нет слов. Никаких пошлых, стертых, обессмысленных, девальвированных слов. Это сюрреализм?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Да, постсоциалистический, естественно.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нет, это чего, они так и будут? (Указывает в зрительный зал.) Сидеть будут и молчать всю дорогу?

МУЖ. А чего?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Надоело уже! Вот чего!

МУЖ. Тише ты! (Шепотом Интеллектуалу.) Скажите, а они, эти… (машет рукой в зал) так что ли и будут молчком сидеть?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Мужу). Это – сюрреализм. Понимаете? Авангард, андерграунд.

МУЖ. А-а-а! Ясно. (Жене.) Так и будут.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?

МУЖ. Ты же сама спрашивала! Так и будут (кивает на зрительный зал) молчать и сидеть. Авангард это. Поняла?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?

ПАРЕНЬ (Девушке). Пересядем, ну!

ДЕВУШКА. Не запряг. Скажи – зачем?

ПАРЕНЬ. Слышно отсюда плохо.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Лучше б в кино пошли!

МУЖ. Ты сама хотела. В театр! Смотри теперь.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Вон, глянь! (Поворачивает голову мужа.) Да не туда! Вон тот, видишь? Так на меня и пялится!

МУЖ. Как «так»? Как?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Как, как! Раскакался!

МУЖ. Может так и надо? Авангард же… Сама же хотела: «В театр, в театр!»

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я ж не знала, что тут авангард этот. А ты не мог в приличное место билеты достать! Без этого!

ГРАЖДАНИН. Почему у нас в театрах нельзя курить?

ЖЕНЩИНА В БОА. Где – «у вас»?

ГРАЖДАНИН. Ну, тут… в стране. Там - пожалуйста. Не везде, конечно. В некоторых театрах. На Бродвее, скажем. А у нас? Азия!

ЖЕНЩИНА В БОА. Ты был на Бродвее?

ГРАЖДАНИН. Курить очень хочется.

ПАРЕНЬ. Пересядем? У меня есть… (Шепчет на ухо Девушке.)

ДЕВУШКА. Кайф!

 

Оба пересаживаются в дальний угол зала.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (наблюдает за их перемещением). Я не понимаю! Откуда в них это… невежество?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (ерзает). Система. Воспитание, образование… Отсутствие идеалов, забвение корней… И так далее. (Ерзает.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Зачем они пришли сюда? Они ничего не поймут.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Ты думаешь другие… (ерзает) что-нибудь поймут?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Лучше б дома остались! Видик смотреть!

 

Входит опоздавший.

ОПОЗДАВШИЙ (проходит, садится, Мужу). Не началось еще? А я думал, что опоздал!

МУЖ. Уже идет.

ОПОЗДАВШИЙ. Как?! Уже? Давно?! А во сколько началось?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Опоздавшему). Тише, пожалуйста! (Интеллектуалу.) Как наша публика любит опаздывать!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кажется, я забыла выключить телевизор.

МУЖ. Что-о-о?!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кухонный телевизор. Смотрела ритмическую гимнастику. И забыла выключить. Вроде…

МУЖ. «Вроде» – или забыла?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Убей – не помню! Забыла… Вроде.

МУЖ. Напрягись. Подумай! Вспомни!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ой! Ну не могу! Не помню! Ну!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (поворачивается к Женщине с золотыми зубами). Какое хамство! Вы, наверное, не на рынке! Не у себя дома! Вы понимаете, что мешаете смотреть? наглость какая!

МУЖ. Извините.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу; шипит). Чего ты извиняешься? Скажите пожалуйста! Смотреть ей помешали! Фря какая нашлась! У людей горе, может быть!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (тихо; Интеллектуалу). Быдло.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А туда же, за духовной пищей.

ОПОЗДАВШИЙ (Гражданину). Давно началось-то? Жалость такая! Трамваи не ходят, автобусов не дождешься! Все у нас так!

ГРАЖДАНИН (Женщине в боа). Чем вы занимаетесь сегодня вечером?

ЖЕНЩИНА В БОА. Почему тебя это волнует?

ДЕВУШКА. А он стерильный?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (кивает на молодых людей). Они там грызут семечки.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Хорошо еще не совокупляются.

ОПОЗДАВШИЙ. Надо же! Опоздал! Черт! А мне говорили весь кайф – в начале! А потом – херотень!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нет, это все-таки не тривиально. Смело даже. Просто сидеть и смотреть!.. Как они смотрят! Видишь как смотрит вон та актриса? Какие глаза!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Какие?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Наполненные! Никаких пошлых слов! Это – антипантомима. Пришло время драматургии без слов. Без слов и без действий. Логическое продолжение, эволюция театра абсурда…

ОПОЗДАВШИЙ. Мне говорили весь смак – в начале. Потом, говорят – говно, а начало классное! (Мужчине в темных очках.) Что в начале-то было, а?

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (просыпаясь). А?! Кого?! Дождь не перестал?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу). Чего это вон та на тебя так вылупилась?

МУЖ. Которая? Блондинка такая крашеная? Очень даже… Бюст… Интересная… (Спохватившись.) Почему это на меня?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Не знаю, чего на тебя все бляди кидаются, как мухи на говно. И ты ни одной не пропустишь! Бюст, значит? Интересная? Чего она вылупилась, я спрашиваю? Чего ей надо?!

МУЖ. Тихо ты! Может так надо? Авангард – говорят тебе!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Знаем мы этот авангард! Ты с ней спишь?! Знаешь ее? Знаешь?!

МУЖ. У тебя с головой непорядок?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты тут, гад, с любовницами амуры разводишь, а я там телевизор забыла выключить! А вдруг взорвется?! Вдруг – пожар?! (Всхлипывает.)

МУЖ. Очумела совсем?! Я ее первый раз вижу! Как тебя... Как ты, то есть!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Это ты прокурору рассказывай! Чего она тебе подмаргивает? И ты ей подмигиваешь? Договариваетесь?

МУЖ. Мне соринка в глаз!.. У меня от этой жизни, от тебя – тик лицевого нерва!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Это ты в суде, в последнем слове говори! Ты знаешь, что у нас в стране каждые четыре минуты чего-нибудь возгорается?!

МУЖ. Ты ж сама! «В театр хочу! В театр!»

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я хотела чего-нибудь стоящее поглядеть. Про любовь. Красивое! А это – чего?!

МУЖ. Авангард!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Дерьмо какое-то! И народу вон в зале – шишь, да маленько. И те – идиоты какие-то парализованные!

МУЖ. Я таких дур никогда не видел!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты знаешь, что 90% пожаров случаются от возгорания телевизоров?!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – иррационализм…

ГРАЖДАНИН. А что если мы с вами…

ЖЕНЩИНА В БОА. Кто это мы? (Усмехается.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Здесь иная эстетика… (Ерзает.) принципиально.

ПАРЕНЬ (Девушке). Давай ты, а потом я.

ДЕВУШКА. А если у меня СПИД?

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (толкает мужа в бок). Смотри, она ему в штаны лезет!

ГРАЖДАНИН (Женщине в боа). А что если мы сейчас отправимся в буфет и постараемся найти там шампанское?.. Хотите шампанского?.. А потом мы можем прогуляться по вечерним улицам… Представьте: горят фонари, мигают неоновые огни рекламы… (Придвигается ближе.) Почти Париж!..

ЖЕНЩИНА В БОА. Знаешь, на кого ты похож? На папу карло! (Смеется.)

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (толкает мужа в бок). Глянь, вон еще одни тискаются! Ты меня что ли специально в этот бордель притащил?! Там горит уже, наверно, все! (Всхлипывает.)

ГРАЖДАНИН (поправляет галстук). В самом деле, сидеть тут, в духоте, когда на улице все цветет… Смотреть эту дурацкую комедию…

ЖЕНЩИНА В БОА. Это комедия? (Смеется.)

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. У нас, между прочим, имущество не застраховано!

МУЖ. Чтоб я еще раз! С тобой! Куда-нибудь!.. Да никогда! Ни за что!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Конечно! Я тебе мешаю со своими потаскухами перемигиваться!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – иррациональный перформенс! Надреальность! Они активизируют наше подсознание. Никакой театральщины! Отказ ото всех привычных выразительных средств. И какая точная статика! Можно сказать, что они экзистенционально статичны!

ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках). А вообще – классно. Мне нравится. Мне говорили, что только начало в кайф, а потом – дрянь. А мне и это нравится. Только чего они молчком сидят? Так надо что ли?

 

Мужчина в темных очках не отвечает.

 

Вообще – жизненно. Я тоже могу два часа сидеть, в одну точку смотреть. И ничего мне не надо. Я так часто на работе выключаюсь. Постоянно… Может, это ненормально?.. болезнь такая? А?..

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (проснувшись). А? Кого?!.. Что вы сказали?.. Я эту постановку, кажется, уже видел… По телевизору наверно… (Зевает.)

ОПОЗДАВШИЙ (разочарованно). Как? Ее разве по ящику показывали?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (эмоционально). В этом что-то есть от театра кабуки. И одновременно – от китайской оперы… Мне хочется встать, пойти туда! Соединиться! Слиться! Почувствовать себя единым организмом!..

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (ерзает). А мне хочется…

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Их общее биополе воздействует на коллективное бессознательное… Ты ощущаешь?..

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Не могу я больше тут сидеть! Там, наверно, одно пепелище осталось!

МУЖ. Перерыв будет – уйдем!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. До перерыва там все угли истлеют! Сходи, будто ты в туалет захотел, позвони, пожарников вызови!

МУЖ. А если ты его выключила?!

ГРАЖДАНИН (Женщине в боа). Вы не много потеряете, если не досмотрите до конца эту дурацкую постановку!

ЖЕНЩИНА В БОА. Слушай, папа Карло, у тебя хоть талончик трамвайный есть, до дому доехать? (Смеется.)

ГРАЖДАНИН. Вы о чем?

ЖЕНЩИНА В БОА. капуста у тебя есть? Хрустики зеленые?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Хорошо, что слияние театрального действа с реальностью не принижено… В этом есть нечто от театра Но… Моя душа раскованна и свободна! (Интеллектуалу.) Ты ощущаешь?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (мрачно). Ощущаю!

ПАРЕНЬ. Давай я. Меня все ж таки из медучилища выгнали. За аморалку.

ДЕВУШКА. А у меня правда СПИД.

ПАРЕНЬ. Ха-ха-ха. Мне смешно. Ты довольна?

Девушка. Тебе спидометр показать?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. А в этом есть нечто мистическое! метафизическое, инфернальное… Они напоминают медиумов, взывающих к нашим душам!.. Может, они медитируют и воздействуют на наш интеллект, на наши астральные тела? Я хочу туда к ним! Может быть, смысл этого Действа заключается в том, чтобы мы в какой-то момент времени перестали быть просто зрителями?.. В Африке, в лесото, есть театр «Капля дождя», там актеры только начинают действие, а потом его подхватывают, продолжают зрители… Мы должны войти в эту статичную, сочиненную кем-то жизнь… войти как в воду… Должны сделать эту пьесу – своей жизнью, а свою жалкую жизнь – не пьесой! Нужно выйти на эту сцену и ощутить дыхание вечности и смерти!!! (Интеллектуалу.) ты ощущаешь катарсис?!!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (отчаянно ерзает). Ощущаю!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – мистерия!!!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (не выдерживает). Извини! Мне нужно… выйти! Понимаешь?!.. Выйти! (Встает, устремляется к выходу.)

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Видишь? (Указывает на Интеллектуала.) выходят люди! Или тебе твоя актрисулька дороже? Все эти артистки – шлюхи, не зря про них говорят! Я сама пойду! Одна! (встает, направляется к выходу.)

Муж. На ком я женат! (следует за женщиной с золотыми зубами.)

ЖЕНЩИНА в боа (Гражданину). Я таких как ты за километр чую! Вот этим местом. (Показывает.) насквозь вижу. У меня даже кличка была – «Рентген»! У тебя же все на твоей гнусной роже написано: в кармане рубля россыпью не наберется, от алиментов скрываешься!

ГРАЖДАНИН. Я не… Вы не…

ЖЕНЩИНА В БОА. Скажешь не ты по клубам «Кому за…» шляешься?! Баб, у которых зубы сводит цеплять?! Папа Карло!

ДЕВУШКА (Молодому человеку). Что ты на меня смотришь? Не в музее! А у тебя есть справка, что «РВ» – отрицательное?!

ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках). Во сколько кончится, интересно? Часа полтора будет идти? Я вот везде всегда опаздываю… А почему? Из-за транспорта! У нас автобусы до половины первого ходят. Но это – теоретически! А после одиннадцати – не дождешься! У нас все так! И такси не поймаешь! Совдепия – одно слово! Ты спишь? Эй!

 

Мужчина в темных очках не отвечает.

Женщина с золотыми зубами и ее муж добрались до выхода, возле которого топчется интеллектуал безуспешно пытаясь открыть дверь.

 

Интеллектуал. Что такое? В чем дело? (Тихонько стучит.) Откройте, пожалуйста! Мне нужно выйти. (мужу.) Ничего не понимаю! Заперто!..

Муж (Женщине с золотыми зубами, прочти злорадно). Заперто! Видишь!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Почему еще?

МУЖ. Перерыв будет, – откроют.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Антракт, хотите сказать? Кажется, спектакль без антракта…

МУЖ. Не может быть! В театре должен быть гардероб, буфет и перерыв. Обязательно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (Мужу) С чего вы взяли?

МУЖ. А как же! Обязательно!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (стучит). Мне очень нужно выйти! Откройте, пожалуйста! Будьте любезны!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нам! И нам тоже срочно!

ПАРЕНЬ. Даже доктор Айболит не излечит вирус СПИД.

ДЕВУШКА. Сам придумал?

ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло… Ничего что я тебя так называю?.. Ой, ну не смотри так, будто в дерьмо вляпался!

ОПОЗДАВШИЙ (Интеллектуалке). Интересно, а конец будет интересный? Мне говорили, что начало клевое, а про конец – не говорили. Наверно досидеть никто не мог. (мужчине в темных очках.) Алло! Ты спишь? Ты живой вообще? А?!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (взволнованно). А может они!..

ОПОЗДАВШИЙ. Кто?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Они! (жест в сторону зрительного зала.) Они! Актеры… Эти статисты там… (Опоздавшему.) Вам не кажется, что они… не живые!

ОПОЗДАВШИЙ. Кто?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – трупы…

ОПОЗДАВШИЙ. Кто?!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Мертвые тела…

ОПОЗДАВШИЙ. Где?!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нет, конечно не в буквальном смысле… Они – марионетки, бутафория, муляжи, восковые фигуры, манекены… Театр Дзерури… Театр кукол, понимаете? Они начинены электроникой, управляются компьютером… Они как зомби, как роботы…

Опоздавший. Где?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (нервничает). Откройте! Что вы там с ума что ли посходили?! Прочему вы нас заперли? (стучит.) Откройте сейчас же! Выпустите меня отсюда! Немедленно!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нас! И нас – немедленно!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Опоздавшему, вдохновенно). В зрительном зале определенное количество зрителей. Это локальное число зрителей, которое тотально можно вовлечь в это сакральное действо! Перевернуть им душу! Вывернуть наизнанку, словно перчатку, со всеми ее мерзкими сокровенными внутренностями, от которых смердит! Вытрясти ее, как грязный коврик! Заставить физически ощутить катарсис! Тотальный театр!.. Представьте себе спектакль, на котором будет только один, всего один зритель! Специально – один! Представьте себе, что будет он ощущать!.. Анти-театр…

ОПОЗДАВШИЙ. Тут вон этот в очках подозрительный какой-то… (Мужчине в темных очках.) Эй! Алло! Земляк! Ты спишь? Ты живой вообще? Может, он уже того… это…

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Что?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (истерично, колотит в дверь). Откройте немедленно! Это хамство! Я требую, чтобы меня немедленно выпустили отсюда!!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нас – немедленно!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Хамы! Быдло! Выпустите меня!!!

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас заперли! (Мужу.) Нас тут заперли, ты понял?!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Я, кажется, поняла! Они (указывает в зрительный зал) – зрители! Они! Они, а не мы! Авангардистская, мистериальная инсталляция… Мы просто смотрим на них… Вернее нам только кажется, что мы смотрим и что-то видим… А они – действительно смотрят на нас… Они наблюдают за нами, как… боги с небесных высот, как пришельцы, они изучают нас… Наши повадки, нравы… Своего рода документальный театр, происходящий одномоментно с жизнью, растворяющийся в ней и растворяющий ее в себе!.. «Весь мир театр…» Тривиальнейшая сентенция воплощена въяве, сидит и смотрит на нас пустыми глазами, чихает, сморкается, ерзает в жестких креслах и скрипит ими!..

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас тут заперли! (Кричит.) Нас закрыли тут!

ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло, слышишь, нас заперли! (Смеется.)

ГРАЖДАНИН (взволнованно). Это не смешно. С точки зрения пожарной безопасности.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас тут замуровали!

ОПОЗДАВШИЙ. А когда откроют? Автобусы после одиннадцати не ходят, а метро не достроили… И тут человек вроде как помер…

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (в отчаянии, стучит) Откройте!! Сволочи! Хамы! Отоприте!

ГОЛОС (энергично). Уважаемые зрители! Просим вас прослушать небольшую информацию! Внимание! Объявляю! Конец первого действия!

 

Занавес закрывается.