ИХ ОПИРАНИЕ НА ФУНДАМЕНТ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Пространственную систему ме­таллических конструкций, образо­ванную колоннами, подкрановыми балками, фермами, прогонами и связями, называют стальным карка­сом. Основой каркаса (рис. 41) слу­жат поперечные рамы, состоящие из колонн и стропильных ферм. Прост­ранственная жесткость каркаса обеспечивается укладкой подкрано­вых балок, прогонов и связей между поперечными рамами.

Элементы каркаса изготовляют из малоуглеродистых, низколегированных,

и высокопрочных сталей. Со­пряжение элементов стального кар­каса осуществляют на болтах, свар­ке и заклепках (при значительных динамических нагрузками Отсеки стальных каркасов по длине через 230 и 200 м (в неотапливаемых зда­ниях) и при ширине соответственно через 150 и 120 м разделяют дефор­мационными швами.

Каркасы одноэтажных промыш­ленных зданий с пролетами 18, 24, 30 и 36 м и шагом колонн 6 и 12 м возводят из типовых металлических конструкций

Стальные каркасы допускаются, в следующих случаях:

1.при 'Высоте одноэтажных зданий более 14,4 м;

2.при грузоподъемности кранов 50 т и более;

3.при пролетах здания 30 м и бо­лее, а в не отапливаемых зданиях — 18,м и более;

4.при двухъярусном расположении кранов; 5.при высоких дина­мических нагрузках 6.при строи­тельстве в труднодоступных райо­нах.

 

 

ТИПЫ СТАЛЬНЫХ КОЛОНН,

 

Вертикальные несущие элементы стального каркаса называют колон­нами.В колоннах различают сле­дующие части:

оголовок, воспринимающий на­грузку от вышележащих конструкций;

стержень (ствол), имеющий надкрановую и подкрановую часть;

башмак, передающий нагрузку на фундамент.

Стальные колонныразличают по следующим признакам:

1.по местоположению - длят край­них и средних рядов;

2.по конструкции ствола - по­стоянного и переменного (ступенча­того) сечения;

3.по сечению стержня - сплошные и сквозные (из отдельных ветвей, соединенных раскосами или план­ками).

Колонны постоянного сечения (рис. 42) представляют собой про­катные сварные двутавры с консо­лями для опирания подкрановых балок. Их устанавливают в бескра­новых или крановых зданиях высо­той 8,4 и 9,6 м (при грузоподъемно­сти кранов до 20 т). Высоту колонн среднего ряда (при укладке под­стропильных ферм) уменьшают на 700 мм. В уровне подкрановых путей у колонн (с высотой стенки 900 мм) устраивают лазы размером 400Х XI900 мм.

Ступенчатые (двухветвевые) колонны (рис. 43) предназна­чены для зданий с высотой этажа 10,8—18 м, оборудо­ванных кранами грузоподъ­емностью до 125 т. Надкрановая часть колонны (шей­ка) выполняется из сварно­го двутавра, подкрановая состоит из двух ветвей, сое­диненных решеткой. На уступ подкрановой ветви опирают подкрановые бал­ки. Подкрановую часть двухветвевых колонн, в зависи­мости от высоты сечения, выполняют из прокатных швеллеров и двутавров (при сечении до 400 мм), а также из гнутых швеллеров и дву­тавров прокатных или свар­ных (при сечениях 400— 650 мм).

 

Раскосы и горизонталь­ные стержни связывают вет­ви подкрановой части ко­лонны. Ветви через четыре панели по высоте усиливают горизонтальными стальными листами (диафрагмами).

Башмаки стальных ко­лонн крепят к анкерным болтам, заделанным в же­лезобетонный фундамент. Опирание осуществляют че­рез слой цементно-песчаного раствора или бетона на мел­ком заполнителе. Конструк­ция башмака зависит от се­чения колонны и характера нагрузки (центральная, внецентренная). Башмаки ко­лонн сплошных и решетча­тых (при небольшом рас­стоянии между ветвями) имеют общую базу:

на одной плите (рис. 44, б);

на плите, усиленной ребра­ми (рис. 44,а):

на плите, усиленной попе­речными траверсами (рис. 44,в).

Большинство двухветвевых внецентренно-сжатых колонн (рис. 43) имеет раз­дельную базу.

Торец стержня колонны фрезеруют и опирают на строганую поверхность опорной стальной плиты. Ребра и тра­версы приваривают к опорной плите и стволу колонны.

В зависимости от высоты травер­сы нижний торец колонны распола­гают на отметке 0,6 или 0,9 м. За­глубленную часть колонны для за­щиты от коррозии бетонируют. Для опирания наружных стен (рис. 44,в) на обрезы фундаментов укладывают фундаментные балки.