ВВЕДЕНИЕ
ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Требования к уровню освоения содержания дисциплины, к основным знаниям, умениям и навыкам, приобретенным студентами в результате освоения курса.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- закономерности и этапы развития русской литературы;
- основные черты литературных произведений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории русской литературы;
- творчество выдающихся мастеров русской литературы;
- основные понятия теории литературы;
- особенности развития литературы как искусства слова;
Уметь:
- анализировать эпические, лирические драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;
- характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;
- пользоваться библиографической и справочной литературой ;
Владеть навыками:
- литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия (семинары) | |||
Лабораторные работы | - | - | |
Самостоятельная работа | |||
Курс. Раб./рефераты/ контр. Раб. | |||
Вид итогового контроля: экзамен/ зачет | зач |
Содержание дисциплины
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий
3 п/п | Раздел дисциплины | Всего часов в трудоемк-и | Аудиторные занятия (часов) | СР | |||
В том числе | |||||||
Всего | Л | ПЗ | Лаб. | ||||
Введение | |||||||
1. | Древняя русская литература 1. Литература Киевской Руси 2. Литература Переходной эпохи | ||||||
2. | Русская литература 18 века 1. Петровское время 2. Русский классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. | ||||||
3. | Русская литература 19 века Литературно-общественное движение первой половины 19 века Романтизм. Реализм. | ||||||
1. А.С. Пушкин | |||||||
2. М.Ю. Лермонтов | |||||||
3. Н.В. Гоголь | |||||||
4.Литературно-общественное движение второй половины 19 в. А.И. Гончаров И.С.Тургенев | |||||||
5. Л.Н.Толстой |
3.2 Содержание разделов дисциплин
При изучении древнерусской литературы основное внимание сосредоточено на формировании представлений о средневековом мировоззрении, на истории возникновения и развития основных жанров, на осмыслении идей и представлений православных книжников о Вселенной, Русской земле, человеке, его месте в мире и в истории.
Древнерусская словесность – начальный этап развития отечественной литературы. Хронологические и географические границы. Общие черты древней русской литературы как литературы средневекового типа. Древнерусская литература и фольклор. Древнерусская литература и религия.
Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Образование древнерусского государства. Сведения о письменности. Язык древнерусской литературы. Понятие литературного памятника. Система жанров древнерусской литературы.
Проблема периодизации древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ ХI— ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХII ВЕКА
Культурно-исторические условия формирования древней русской литературы. Христианская и общегосударственная проблематика. Соотношение переводных и оригинальных жанров в литературе. Монументальный историзм как стиль эпохи.
Летописание. История ранних русских летописных сводов. «Повесть временных лет» как историко-литературный памятник. Основные темы и идеи летописи, особенности изображения исторических лиц и событий. Композиция «Повести временных лет». Первичные жанры в составе летописи. Язык и поэтические средства.
Торжественное и учительное красноречие. Формирование жанров слова и поучения. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, отражение в нем идей величия и независимости Русской земли. Религиозная и нравственно-политическая проблематика произведения. Ком позиция, поэтические и ораторские средства.
«Поучение» Владимира Мономаха. Состав текста. Образ выдающегося государственного деятеля, идеального князя и воина в произведении. Автобиографическое начало.
Агиография. Понятие о житийном каноне и различных типах житий. Ранние русские оригинальные жития.
«Житие Феодосия Печерского» — преподобническое житие. Средства создания образа святого. Особенности композиция и языка.
«Сказание о Борисе и Глебе» мученическое житие. Духовно-нравственные и политические идеи произведения. Элементы психологизма. Принципы изображения положительных и отрицательных героев.
Хождение. История и цель создания «Хождения игумена Даниила в святую землю». Автобиографическое начало, реальные события и апокрифические легенды в произведении. Своеобразие языка и стиля.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
ВТОРАЯ ТРЕТЬ ХII— ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХIII ВЕКА
Формирование новых политических и культурных центров во Владимирско-Суздальском, Галицко-Волынском, Новгородском и других княжествах. Возникновение областных черт в литературе и искусстве и их отражение в киевском, владимирско-суздальском, галицко-волынском и новгородском летописании.
»Киево-Печерский патерик». История создания. Патериковые жития. Бытовые зарисовки. Образы монахов.
«Моление» Даниила Заточника. Две редакции «Моления». Центральная тема княжеской власти. Книжные и фольклорные традиции. Сатирические элементы. Образ автора.
Слово о полку Игореве. История открытия, публикации, изучения, переводы. Проблема подлинности. Особенности изображения исторических лиц и событий. «Слово» и летописный рассказ о походе князя Игоря. Сюжет и композиция произведения. Идейное звучание. Символика. Язык и стиль. Проблема жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» в русской культуре ХУI1I—ХХ вв.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ,