ВВЕДЕНИЕ

ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Требования к уровню освоения содержания дисциплины, к основным знаниям, умениям и навыкам, приобретенным студентами в результате освоения курса.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- закономерности и этапы развития русской литературы;

- основные черты литературных произведений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории русской литературы;

- творчество выдающихся мастеров русской литературы;

- основные понятия теории литературы;

- особенности развития литературы как искусства слова;

Уметь:

- анализировать эпические, лирические драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;

- характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;

- пользоваться библиографической и справочной литературой ;

Владеть навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные работы   - -
Самостоятельная работа
Курс. Раб./рефераты/ контр. Раб.  
Вид итогового контроля: экзамен/ зачет     зач

Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий

3 п/п Раздел дисциплины Всего часов в трудоемк-и Аудиторные занятия (часов) СР
В том числе  
Всего Л ПЗ Лаб.  
  Введение      
1. Древняя русская литература 1. Литература Киевской Руси 2. Литература Переходной эпохи            
2. Русская литература 18 века 1. Петровское время 2. Русский классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм.              
3. Русская литература 19 века Литературно-общественное движение первой половины 19 века Романтизм. Реализм.            
  1. А.С. Пушкин  
  2. М.Ю. Лермонтов  
  3. Н.В. Гоголь  
  4.Литературно-общественное движение второй половины 19 в. А.И. Гончаров И.С.Тургенев    
  5. Л.Н.Толстой  

3.2 Содержание разделов дисциплин

 

При изучении древнерусской литературы основное внимание сосредоточено на формировании представлений о средневековом мировоззрении, на истории возникновения и развития основных жанров, на осмыслении идей и представлений православных книжников о Вселенной, Русской земле, человеке, его месте в мире и в истории.

Древнерусская словесность – начальный этап развития отечественной литературы. Хронологические и географические границы. Общие черты древней русской литературы как литературы средневекового типа. Древнерусская литература и фольклор. Древнерусская литература и религия.

Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Образование древнерусского государства. Сведения о письменности. Язык древнерусской литературы. Понятие литературного памятника. Система жанров древнерусской литературы.
Проблема периодизации древнерусской литературы.

 


ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ ХIПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХII ВЕКА


Культурно-исторические условия формирования древней русской литературы. Христианская и общегосударственная проблематика. Соотношение переводных и оригинальных жанров в литературе. Монументальный историзм как стиль эпохи.
Летописание. История ранних русских летописных сводов. «Повесть временных лет» как историко-литературный памятник. Основные темы и идеи летописи, особенности изображения исторических лиц и событий. Композиция «Повести временных лет». Первичные жанры в составе летописи. Язык и поэтические средства.
Торжественное и учительное красноречие. Формирование жанров слова и поучения. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, отражение в нем идей величия и независимости Русской земли. Религиозная и нравственно-политическая проблематика произведения. Ком позиция, поэтические и ораторские средства.
«Поучение» Владимира Мономаха. Состав текста. Образ выдающегося государственного деятеля, идеального князя и воина в произведении. Автобиографическое начало.
Агиография. Понятие о житийном каноне и различных типах житий. Ранние русские оригинальные жития.
«Житие Феодосия Печерского» — преподобническое житие. Средства создания образа святого. Особенности композиция и языка.
«Сказание о Борисе и Глебе» мученическое житие. Духовно-нравственные и политические идеи произведения. Элементы психологизма. Принципы изображения положительных и отрицательных героев.
Хождение. История и цель создания «Хождения игумена Даниила в святую землю». Автобиографическое начало, реальные события и апокрифические легенды в произведении. Своеобразие языка и стиля.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
ВТОРАЯ ТРЕТЬ ХII
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХIII ВЕКА


Формирование новых политических и культурных центров во Владимирско-Суздальском, Галицко-Волынском, Новгородском и других княжествах. Возникновение областных черт в литературе и искусстве и их отражение в киевском, владимирско-суздальском, галицко-волынском и новгородском летописании.
»Киево-Печерский патерик». История создания. Патериковые жития. Бытовые зарисовки. Образы монахов.
«Моление» Даниила Заточника. Две редакции «Моления». Центральная тема княжеской власти. Книжные и фольклорные традиции. Сатирические элементы. Образ автора.
Слово о полку Игореве. История открытия, публикации, изучения, переводы. Проблема подлинности. Особенности изображения исторических лиц и событий. «Слово» и летописный рассказ о походе князя Игоря. Сюжет и композиция произведения. Идейное звучание. Символика. Язык и стиль. Проблема жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» в русской культуре ХУI1I—ХХ вв.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ,