ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Карты
Хронологическая таблица
Заключение
Гибель империи ромеев
Последние рыцари и их победители
Вечная война...
Римская церковь в обороне
Время справедливых страданий
Начало великих потрясений
Святой король и ... монгольский хан
Удивлявший мир
Обжигающее солнце
Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)
Вершина средневековой философии
Нищенствующие монахи
Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)
Городские улицы и их обитатели
Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов
Возникновение городов
Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)
Феодалы и феодализм.
Между язычеством и христианством
Жизнь крестьянина.
Крестьянин и сеньор
Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)
Камни тоже можно читать
Между молотом и наковальней
Три кретоносца
Под знаком креста
Римский папа бросает вызов
Три новые страны
Рождение немецкого королевства
Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)
Руны и саги
Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)
Между двух миров
Святы ли иконы
§ 19. Норманны: от Америки до Руси
§ 20. Англия: волны завоеваний
§ 26. Англия и Франция: слишком тесные объятия
§ 28. «Расширение» Европы
§ 35. Девиз — куртуазность!
§ 39. Рассудок или озарение?
§ 40. Господь узнает своих!
§ 43. Так давайте радоваться!
§ 44. Соборы, устремлённые к небесам
§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё
§ 50. Долой господ!
Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке будущего педагога, учителя начальных классов. Данный курс призван помочь студентам осмыслить неисчерпаемое богатств отечественной литературы, ее значение и место в мировой культуре, роль в духовном и нравственном становлении национального характера нашего народа, получить четкое представление о сложных литературно-общественных процессах, происходивших в России начиная с ХI в. и до последнего времени, уяснить связь литературы с историческими событиями, идейными и духовными исканиями, идеологической и политической борьбой, которая велась в русском обществе на разных этапах его развития, охарактеризовать сущность важнейших литературных направлений и художественных методов.
В соответствии с требованиям и государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и методика начального образования» студенты должны освоить такие понятия, как «Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература ХУIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература ХIХ в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр. Русская литература ХХ в. Понятие культуры и литературы «серебря ног о века». Основные направления, поиски в области художественной формы. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы».
При составлении программы автор исходила из того, что студентам не следует навязывать ответы на сложные и нерешенные вопросы и давать готовые рецепты, а ориентировать их на творческий подход при оценке литературных явлений на самостоятельное прочтение и осмысление художественных произведений.
Данная программа нацелена на то, чтобы студенты, изучающие курс истории отечественной литературы, понимали предложенную концепцию, умели критически ее оценивать, были в курсе литературоведческой дискуссии по важнейшим проблемам изучаемого периода, вырабатывали навыки литературоведческого анализа текста, понимали важнейшие закономерности историко-литературного процесса.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины — познакомить студентов с закономерностями историко-литературного процесса, раскрыть специфику литературы как искусства слова, дать представление о развитии русской литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения.
Задачи дисциплины:
• охарактеризовать этапы развития русской литературы, основныелитературные направления, течения, школы;
• рассмотреть взаимосвязь традиций и новаторства в литературе; литературных контактов и влияний, взаимоотношения писателя с обществом и эпохой;
• выявить значение русской литературы в культурном наследии прошлого и настоящего;
• раскрыть воспитательный потенциал отечественной литературы, её роль в формировании личности читателя;
•познакомить с закономерностями построения произведения как художественного целого;
•сформировать навыки анализа художественного текста.