ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Карты

Хронологическая таблица

Заключение

Гибель империи ромеев

Последние рыцари и их победители

Вечная война...

Римская церковь в обороне

Время справедливых страданий

Начало великих потрясений

Святой король и ... монгольский хан

Удивлявший мир

Обжигающее солнце

Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)

Вершина средневековой философии

Нищенствующие монахи

Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)

Городские улицы и их обитатели

Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов

Возникновение городов

Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)

Феодалы и феодализм.

Между язычеством и христианством

Жизнь крестьянина.

Крестьянин и сеньор

Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)

Камни тоже можно читать

Между молотом и наковальней

Три кретоносца

Под знаком креста

Римский папа бросает вызов

Три новые страны

Рождение немецкого королевства

Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)

Руны и саги

Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)

Между двух миров

Святы ли иконы

§ 19. Норманны: от Америки до Руси

§ 20. Англия: волны завоеваний

§ 26. Англия и Франция: слишком тесные объятия

§ 28. «Расширение» Европы

§ 35. Девиз — куртуазность!

§ 39. Рассудок или озарение?

§ 40. Господь узнает своих!

§ 43. Так давайте радоваться!

§ 44. Соборы, устремлённые к небесам

§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё

§ 50. Долой господ!

 

 


Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке будущего педагога, учителя начальных классов. Данный курс призван помочь студентам осмыслить неисчерпаемое богатств отечественной литературы, ее значение и место в мировой культуре, роль в духовном и нравственном становлении национального характера нашего народа, получить четкое представление о сложных литературно-общественных процессах, происходивших в России начиная с ХI в. и до последнего времени, уяснить связь литературы с историческими событиями, идейными и духовными исканиями, идеологической и политической борьбой, которая велась в русском обществе на разных этапах его развития, охарактеризовать сущность важнейших литературных направлений и художественных методов.
В соответствии с требованиям и государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и методика начального образования» студенты должны освоить такие понятия, как «Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература ХУIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература ХIХ в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр. Русская литература ХХ в. Понятие культуры и литературы «серебря ног о века». Основные направления, поиски в области художественной формы. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы».
При составлении программы автор исходила из того, что студентам не следует навязывать ответы на сложные и нерешенные вопросы и давать готовые рецепты, а ориентировать их на творческий подход при оценке литературных явлений на самостоятельное прочтение и осмысление художественных произведений.
Данная программа нацелена на то, чтобы студенты, изучающие курс истории отечественной литературы, понимали предложенную концепцию, умели критически ее оценивать, были в курсе литературоведческой дискуссии по важнейшим проблемам изучаемого периода, вырабатывали навыки литературоведческого анализа текста, понимали важнейшие закономерности историко-литературного процесса.


1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины — познакомить студентов с закономерностями историко-литературного процесса, раскрыть специфику литературы как искусства слова, дать представление о развитии русской литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения.
Задачи дисциплины:
• охарактеризовать этапы развития русской литературы, основныелитературные направления, течения, школы;
• рассмотреть взаимосвязь традиций и новаторства в литературе; литературных контактов и влияний, взаимоотношения писателя с обществом и эпохой;
• выявить значение русской литературы в культурном наследии прошлого и настоящего;

• раскрыть воспитательный потенциал отечественной литературы, её роль в формировании личности читателя;

•познакомить с закономерностями построения произведения как художественного целого;

•сформировать навыки анализа художественного текста.