Золотой век Византии

Вопросы

Из поэмы стихотворца VII в. о житейской суетности

Св. Григорий епископ Нисский (ок. 335—394) о смысле церковной музыки

О знании

Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.

Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.

...К чему я клоню? А вот какое рассуждение о нашей природе довелось мне слышать от одного мудреца: человек есть некий микрокосм (Микрокосм — малая Вселенная, мир в уменьшенном виде, в миниатюре. ), заключающий в себе все, что можно найти в макрокосме (Макрокосм — вся Вселенная, весь наш мир). Между тем порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этой созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мироздания. Ведь когда музыкант трогает струны плектором (Плектор — костяная пластинка для игры на струнных щипковых инструментах, то же, что медиатор.), он извлекает мелодию именно из разнообразия звуков, и притом, если бы все струны издавали один и тот же звук, мелодия вообще не могла бы родиться. Совершенно таким же образом пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и ненарушимому ладу и само с собой согласуясь через соподчинение частей, творит вселенскую мелодию. Эта мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого, но поднявшегося над чувственным ощущением и слушающего напев небес... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн — согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей.

Кто, глядя из сердечной глубины своей На этой жизни зрелище позорное, Не заглушит слезами смех свой зрительский? Со сцены сей над нами насмехаются Поддельных шуток мастера поддельные, Играя в троны, расписные почести, В придуманные власти, как безумные. Из смеха порождаются несчастия: Вот он выходит в царском облачении, Гордясь собою, счастья причастившийся, Безмолствует в своем великолепии И мнит: «Я — всё», меж тем как он и есть ничто, И мнит: «Всё знаю», ничего не ведая, В одной душе двойное заблуждение: Мудрец он — мнимый, острослов — затупленный, И все ж он величается и тешится, Доколе смерть с подмостков не сведет его.

1. Из чего состоит то знание, о котором говорит Иоанн Дамаскин?

2. Как вы полагаете, чего больше в рассуждениях св. Григория Нисского — эллинского или христианского?

3. Почему приведенное стихотворение не могло оскорбить правящего императора?

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527—565).

Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.


Императо Юстиниан и его придворные. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне (VI в.)

Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,— лицемерие, коварство, жестокость.

Прославилась и супруга Юстиниана I — императрица Феодора. В ранней молодости Феодора была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан I, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на Феодоре, сделав ее императрицей. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием.


Императрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале в Равенне