Предприниматели и благотворительность.

Благотворительные общества и заведения.

Частная благотворительность при Александре 1.

Особое развитие получает частная благотворительность в пе-риод расцвета либерализма, во время Александра 1. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла1, основательница благотворительной организации "Ве-домства учреждений императрицы Марии", выступала за женское просвещение.

Жена Александра 1 — императрица Елизавета Алексеевна создала общества: Императорское Человеколюбивое и Женское Патриотическое. На счету Императорского Человеколюбивого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые швейные мастерские, амбулатории и больницы. Министр коммер-ции граф Румянцев, надворный советник Щербаков, купец Фан-дер-Флит становятся первыми членами этого общества. Основанное в 1802 г., к концу 1900 г. это общество распростра-няло помощь на 160 тысяч неимущих.

После войны 1812 г., когда сгорела Москва, и люди, лишен-ные крова, бедствовали, родилась мысль о создании Патрио-тического общества, в петербургском кружке великосветских дам, в который входили: В. А. Репина, М. А Воронцова, Е. А. Уварова, М. В. Кочубей, М. Д. Нессельроде, А. И. Орлова, С. П. Свечина, Е. В. Новосельцева, Е. И. Бахерах, С. Г. Волконская, А. П. Василь-чикова, Е. М. Оленина.

Финансовую основу составляли взносы, император Алек-сандр 1 внес 50.000 рублей, за год расход в пользу пострадавших составил 287201 р. 15 копеек. Из ведомостей все можно узнать о доходах и расходах. На содержание училища сирот в 1812г. уходило ежегодно 15 тыс. руб.

 

При Александре 1 целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных обществ и заведений. Так были основаны два знаменитых училища выс-ших наук в Ярославле и Нежине первое — на пожертвования статского советника Демидова, второе — графа Безбородко. Так составились в Москве и Петербурге различные общества: Общество любителей наук, словесности и художеств, Общес-тво для исторических изысканий, для распространения сведе-ний по части естествоиспытаний для словесности, Общество "Беседа любителей русского слова", Общество просвещения и благотворения.

Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский: 42 года жизни отдал он служению обездоленным людям. В Петербурге он основал училище пра-воведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. руб.

До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Одно лишь Ведомство учреждения Императрицы Марии к началу нынешнего века насчитывало 683 благотворительных общества и заведения, из которых 645 находилось в Европейской части России — приюты, воспи тательные дома, богадельни. Всего в Российской империи к 1902 г. функционировало 11040 благотворительных учреждений 19108 приходских попечительских советов.

 

В 1913 году в России действовало 1300 монастырей и еще больше храмов. Не было такого церковного учреждения, кото-рое бы не содержало больницы, богадельни, приюты. За 1913 г. поступления по всем благотво-рительным заведениям Петербурга составили за год 7 млн. 918 тыс. 160 руб. Деньги на благотворительность давали все, не только богатые. В благотвори-тельных целях было монополизировано карточное производст-во. Единственная фабрика, выпускавшая игральные карты, яв-лялась собственностью Императорского воспитательного дома и была в ведении Санкт-Петербургского Опекунского совета.

Помогала ближним и императрица Александра Федоровна-жена последнего царя Николая. Когда началась Первая миро-вая война, императрица, забыв о своих многочисленных неду-гах, решила лично пройти курс сестер милосердия. Для практи-ки она и великие княжны, ее дочери, поступили рядовыми хирургическими сестрами в первый же оборудованный под их покровительством лазарет. Стоя за хирургом, Александра Федо-ровна перевязывала раны, подавала бинты и инструменты. Опе-кая госпитали и раненых, немногие русские дамы решались следовать примеру императрицы, работавшей ежедневно.

Предприниматели занимали особое место в благотворитель-ности, которое отражало их положение в жизни общества во-обще. В российском обществе богатым полагалось быть только привилегированным классом. Все остальные должны были до-бывать средства к жизни тяжелым трудом, приносящим им до-ход, достаточный для поддержания жизни. Нищие и убогий должны были получить милостыню — такое положение освяща-лось Православной Церковью, и такие нравственные принципы закреплялись в морали православной религии.