Корни частной благотворительности.

Государство и помощь неимущим.

Благотворительность как русская традиция

Конспект

«Благотворительность в истории России»

Вопросы:

1. Благотворительность как русская традиция.

2. Государство и помощь неимущим.

3. Корни частной благотворительности.

4. Проявления благотворительности.

5. Государственная благотворительность при Борисе Годунове.

6. Благотворительность Ульяны Устиновны Осорьиной.

7. Ф. М. Ртищев: частная и общественной благотворительность.

8. Благотворительность раскольницы боярыни Морозовой.

9. Ремесло нищенства.

10. Благотворительные заведения.

11. Купеческая благо-творительность.

12. Петр I и запрет частной благотворительности.

13. Благотворительность при императри-цах.

14. Частная благотворительность –при Александра I.

15. Благотворительные общества и заведения.

16. Предприниматели и благотворитель-ность.

17. Причины пожертвова-ний и благотворительности.

18. Необходимость благотворения - -ценностный и поведенческий стереотип.

19. Всероссийский съезд деяте-лей по призрению.

20. Благотворительность как общественный долг купечества.

Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие в России формировало традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными за недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Добро ближне-му делают многие, в ком есть эта потребность, но у состоятель-ных людей всегда больше для этого возможностей. Среди этих людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были.

 

Осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача и состоит в том, чтобы этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вы-вести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий.

Правительственные ссуды должны помочь нуждающимся найти заработки, так как даровые пособия оказывают демора-лизующее влияние. И еще должны быть решены многие вопро-сы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берет налоги с граждан на эти цели; а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически все, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обес-печение социальных потребностей людей. Народ теперь мог рассчитывать в беде только на государство.

У государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, адми-нистративный аппарат, грандиозные проекты и памятники, и так будет всегда. Люди же, не накопившие собственности и рас-считывающие только на помощь государства при непредвиден-ных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь по-павшим в беду.

 

Частная благотворительность имеет глубо-кие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общест-во, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни ле-жала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

Любить ближнего — это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым услови-ем личного нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредст-венную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втай-не от постороннего взгляда. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами (в том числе благодаря обычаю князей давать Церкви "десятину" — одну десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхо-ты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в.