Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Московский государственный областной гуманитарный институт

Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 1

 

1. Природно- географические и экономические условия развития древней Греции.

2. Римское общество во второй половине IV – V вв. н.э.: становление христианства как государственной религии, раскол империи на Западную и Восточную. Гибель Западноримской империи.

 

 

Экзаменационный билет утверждён на заседании кафедры

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 2

 

1 Древнее население Греции в V – нач. II тысяч. до н.э.

2 Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Установление системы доминанта.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 3

 

 

1.Минойская цивилизация древней Греции в первой половины – середины II тысяч до н.э.

2.Кризис империи Рима в III в. н.э. Правление Северов, «солдатских императоров» и восстановление единства Римской империи.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история древнего мира

 

Экзаменационный билет № 4

 

1.Ахейская Греция середины - второй половины II тысяч. до н.э. Источники изучения – выдающиеся археологические памятники минойской культуры.

2. Политико – административная и социальная структура Римской империи в I – II вв.н.э.

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 5

 

1.Ахейская Греция. Организация государственного управления.

2.Римская империя во II веке – «Золотой век» Антонинов.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 6

 

1. Ахейская Греция. Социально – экономическая структура древнегреческих государств.

2. Ранняя империя Рима. Правления династии Флавиев во второй половине I в. н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 7

 

1.Социально – экономические отношения и быт Греции в гомеровской период.

2.Ранняя Римская империя. Укрепление и развитие системы принципата в период правления династии Юлиев-Клавдиев.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 8

 

1. Особенности социально-политической структуры гомеровской Греции.

2. Ранняя Римская империя. Принципат Августа и создание новой политической системы.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 9

 

 

1 Архаическая Греция. Северный Пелопоннес в VIII – VIII вв. до н.э. Аргос, Коринф, Сикион и Мегары.

2 Гражданские войны после смерти Цезаря. Второй триумвират, падение республики. Причины перехода Рима из республики в империю.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 10

 

1.Архаическая Греция. Южный Пелопоннес в VIII - VIII вв. н.э. Древняя Спарта – государственное устройство.

2.Гражданские воны в Риме 49-45 гг. до н.э. Борьба Цезаря за власть. Диктатура и реформы Юлия Цезаря.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 11

 

1.Архаическая Греция. Древняя Спарта. Социальные отношения и быт.

2. Политический кризис Римской республики в 70-50 гг. I в. до н.э. Восстание Спартака, заговор Катилины, первый триумвират.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 12

 

1. Архаическая Греция. Государственное устройство Афин.

2.Политический кризис республики в Риме. Гражданские войны в 80 гг. I в. до н.э. Союзническая война. Диктатура Суллы.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 13

 

1. Архаическая Греция. Законодательство и реформы в Афинах. Законы и мероприятия Драконта, Солона.

2.Политический кризис республики в Риме. Начало гражданских войн в 30 гг. II века до н.э. Реформы братьев Гракхов и Гая Мария. Восстание рабов в Сицилии.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 14

 

1.Архаическая Греция. Законы Клисфена.

2.Экономический кризис республики древнего Рима во II-I вв. до н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 15

 

1.Архаическая Греция. Тирания Писистрата и Писистратидов.

2.Состав и устройство Римской державы в позднереспубликанский период. Устройство Италии и организация провинций во II-I вв. до н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 16

 

1.Классическая Греция. Периодизация и источники изучения греко-персидских войн.

2.Государственное устройство Рима в период расцвета республики в середине III –сер. II вв. до н.э.

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 17

 

1.Классическая Греция. Причины, повод и начало греко-персидских войн.

2. Завоевание Римом Восточного Средиземноморья и Галлии в середине II вв. до н.э

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 18

 

1.Классическая Греция. Греко-персидские войны: поход Дария I.

2. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. Пунические войны.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 19

 

1. Завоевание Римом Италии в конце V- первой половине III в. до н.э.

2.Классическая Греция. Греко-персидские войны: освобождение греческих полисов Малой Азии и организация Делосской симмахии.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 20

 

1. Источники изучения и периодизация римских завоеваний.

2. Классическая Греция. Греко-персидские войны: последний этап войны. Калиев мир. Значение греко-персидских войн для Греции.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 21

 

1 Классическая Греция. Греко-персидские войны: поход Ксеркса.

2.Ранняя республика в Риме. Этапы борьбы плебеев с патрициями.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 22

 

 

1.Классическая Греция. Экономическое развитие Афин в V в. до н.э.

2.Государственное устройство Рима после отмены царской власти в VI -V вв. до н.э.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 23

 

1.Эпоха упадка Греции. Завоевание Греции Македонией.

2.Древний период Рима. Легенды и археология о возникновении Рима.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 24

 

 

1.Классическая Греция. Реформы Эфиальта и общественный строй Афин в V в. до н.э.

2.Социальная структура Рима в начале раннереспубликанского периода.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 25

 

 

1. Классическая Греция. Расцвет афинской демократии в период правления Перикла.

2. Экономика древней Италии в раннереспубликанский период.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 26

 

1. Эпоха упадка Греции. Пелопоннесская война.

2.Древний период Рима. Реформы Сервия Туллия.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 27

 

1. Эпоха упадка Греции. Экономический кризис полиса.

2.Древний период Рима. Политический строй Рима в царский период.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н..

 

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 28

 

 

1. Эпоха упадка Греции. Политический кризис первой половины IV в. до н.э.

2. Древний период Рима. Социально-экономическая структура Рима в царский период.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 29

 

1. Эпоха эллинизма Греции. Завоевательные походы Александра Македонского. Образование державы.

2. Древний период Рима. Общество и государственное образование этрусков.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 30

 

1.Эпоха эллинизма Греции. Распад державы и образование эллинистических государств после смерти Александра. Сущность и характер эллинизма.

2. Греция в III в. до н.э.: первые греческие федерации (Ахейский, Этолийский союзы), попытки проведения реформ в Спарте.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIIIвв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства.

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.

 

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи.

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии.

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

Тема: Россия в начале XX в. (1900—1907гг.).

Вопрос 52. Российское общество начала XX в.

Вопрос 53. Экономическое развитие России в начале XX в.

Вопрос 54. Государственный строй России в начале XX в.

Вопрос 55. Общественно-политическая жизнь России. Образование политических партий.

Вопрос 56. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Вопрос 57. Революция 1905—1907 гг. в России.

Вопрос 58. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский переворот.

Тема: Россия в 1907—1917 гг.

Вопрос 59. Реформы П. А. Столыпина: их суть, итоги и последствия.

Вопрос 60. Общественно-политическая жизнь в стране в 1907—1914 гг.

Вопрос 61. Россия в Первой мировой войне.

Вопрос 62. Культура. Духовное развитие России в начале XX в.

Тема: Революционные потрясения и противостояние в обществе: 1917-1920 гг.

Вопрос 63. Февраль 1917 г. — начало нового этапа революционного процесса.

Вопрос 64. От Февраля к Октябрю 1917 г.

Вопрос 65. Октябрь 1917 года: большевики приходят к власти.

Вопрос 66. Создание Советского государства: его внешняя и внутренняя политика. «Военный коммунизм».

Вопрос 67. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России.

Тема: Россия, СССР в 1920—1930 годы.

Вопрос 68. Новая экономическая политика.

Вопрос 69. Образование СССР.

Вопрос 70. Внутрипартийная борьба в середине — второй половине 20-х годов.

Вопрос 71. Политика «большого скачка» конца 20 — начала 30-х годов.

Вопрос 72. Политическая система сталинизма, в СССР в 30-е годы.

Вопрос 73. Внешняя политика СССР в 20—30-е годы.

Вопрос 74. Культура, духовная жизнь советского общества в 20—30-е годы.

Тема: СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939—1945).

Вопрос 75. Страна в преддверии войны.

Вопрос 76. Практическое начало Великой Отечественной войны.

Вопрос 77.Крупнейшие военные операции и основные события Великой Отечественной войны.

Вопрос 78.Причины победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Всемирно-историческое значение победы.

Тема: Послевоенные годы (1945—1953). Апогей культа личности.

Вопрос 79.Экономическое развитие СССР в середине 40 — начале 50-х годов.

Вопрос 80.Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40 — начале 50-х годов, ее противоречия.

Вопрос 81.Духовная жизнь страны в середине 40 — начале 50-х годов.

Вопрос 82.Внешняя политика СССР в послевоенный период.

Тема: СССР в период правления Никиты Хрущева (1953-1964).

Вопрос 83. Перемены в общественно-политической жизни страны после смерти Сталина.

Вопрос 84. Новые подходы к народнохозяйственным и социальным проблемам в середине 50 — начале 60-х годов.

Вопрос 65. Наука, культура и духовная жизнь страны в середине 50 — начале 60-х годов.

Вопрос 86. Особенности внешней политики СССР в середине 50 — начале 60-х годов. Ее противоречивый характер.

Тема: СССР в середине 60 — начале 80-х годов,.

Вопрос 87. Социально-экономическое развитие страны в середине 60 — начале 80-х годов: тенденции и противоречия.

Вопрос 88. Трансформация политического режима в середине 60 — начале 80-х годов.

Вопрос 89. Духовная и культурная жизнь страны в середине 60 — начале 80-х годов.

Вопрос 90. Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годов.

Тема: Перестройка в СССР (1985—1991).

Вопрос 91. Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985—1991 годах. Распад Союза ССР. Образование СНГ.

Вопрос 92. Наука, культура, образование и духовная жизнь в середине 80 — начале 90-х годов.

Вопрос 93. Новый внешнеполитический курс страны в середине 80 — начале 90-х годов.

Тема: Суверенная Россия.

Вопрос 94. Реалии современной России (1992—1998).

 


Дорогие выпускники[1]!

 

Предлагаем вам стратегию сдачи экзамена.

 

Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните,что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопроса. За время, отведенное на подготовку (а это 20—25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите важные даты, факты, имена. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что справочники, находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, — ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советуем начать с произнесения плана. В этом случае преподаватель с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать в билете, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Потренируйтесь — и у вас обязательно получится! Выглядит очень эффектно!

Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос составит не более 5—7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько сильным, что у преподавателей исчезнет необходимость в дополнительных вопросах. Подумав над ними, вы легко найдете ответ в тексте вопроса. Но знайте, что дополнительные вопросы, которые может задать преподаватель, не должны выходить за рамки экзаменационного билета, а нарушение порядка проведения экзамена — основание для апелляции. Помните, что только лист с вашим конспектом является основанием для просьбы к администрации школы и председателю экзаменационной комиссии пересмотреть оценку.

Надеемся, что наши советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их на «5».

 

Больших вам успехов, дорогие выпускники!

Ни пуха ни пера!


Раздел I. Русь древняя и средневековая

 

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

 

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славянеэто русские, украинцы, белорусы.

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.