Д.Верди. Общая характеристика творчества. Опера Аида.
Романс на рубеже 18-19в.
Развитие музыки в первой половине 19в. в России
В развитии русской культуры два этапа :1)до восстановления декабристов 2)после восстания с 1825-1855 до Крымской войны. Восстание декабристов - важнейший исторический рубеж, оно повлияло на творчество Пушкина, Грибоедова, поэтов – декабристов, а так же Баратынского, Языков. Происходит подъем романсовой лирики на стихи русских поэтов. Начало 19 в. в России совпало с европейским романтизмом. Романтизм вызвал неудовлетворенность молодого поколения. Протест находил различные противопоставления у романтиков: Шопен, Берлиоз. Романтизм формировался взаимосвязано с национальной культурой. В середине 1910 годов это проявилось в литературе Пушкина, Рылеева, Бестужева. Развивалась гражданская позиция. У Жуковского развивалась лирико-элегическая тема, что привлекало Глинку, Алябьева. Интерес к народной жизни, песням, сказаниям и легендам- черта романтизма. В этот период формируется реализм. В искусстве сохраняется разная эмоциональность, страстный пафос, но отрицается убеждения реакционного романтизма. В ранних романсах Глинки, Верстовского, Алябьева и проявляются черты реализма. Рассвет литературы, классической музыки совпадает со временем реакции.
Первая половина 19 в. это расцвет городской песни. Богата по содержанию и разнообразна по жанрам. 1812 год – это героические, походные, шуточные, сатирические песни. Декабристы положили начало революционному жанру. В городской песни проскальзывают украинские и цыганские песни. На основе песен городских появляются романсы. Романс это лирическое вокальное произведение, созданное на самостоятельный поэтический текст. Лирический, пейзажный, романс русская песня, т.е. в духе русской песни, национально-характеристический романс, элегия, баллада. Детализированная мелодия, следуемая за текстом, аккомпанемент простой, выполняющий функцию сопровождения. Примеры композиторов: Алябьев («Черкесская песня», «Зимняя дорога», «Я вас любил», «Соловей», «Из страны, страны далекой»)Верстовский («Три песни скальда», «Бедный певец», «Черная шаль»)Варламов(«На заре ты ее не буди», «Белеет парус», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку»)
Его называют мастером итальянской революции. Оперы, которые он писал, связаны с борьбой, с независимостью. Его оппонентом был Вагнер. Каждая его опера была событием. Родился он в крестьянской семье в Бусетте. В 12 лет пошел учиться в школу, познакомился с Антонио Барецце – любитель музыки и член филармонического общества, и начинает заниматься у него музыкой.Потом едет в Милан, но не поступает, а берет частные уроки. Вернувшись в Бусетте, он женится на дочери Барецце. В Милане его жена и дети скончаются – это был период, когда он писал комическую оперу «Мнимый Станислав». В 27 лет потерял свою семью. Эта опера провалилась. В 40-50 г. написал 14 опер. В 49г. он встречают певицу Джузеппину Стриппони – они живут вместе 10 лет, после только оформляют свои отношения. Он обрел счастье, любовь, но детей не было. Джузеппина была его опорой. Реалистические оперы с углубленным началом – Трубодур-Травиата; Реголетто(сюжет Гюго) – облик человека у Гюго принимает неприятные рамки.В 60-е годы написал оперы: Силы судьбы, Дон Карлос, работает на Аидой. В 60-70-х годах потерял близких людей: отца, тестя Бареццо. В это время создает Реквием (проникнут оперной виртуозностью, Lacrymoza звучит очень напевно, душевно). В поеследний годы : Ателло, Фальстав, Аида –вершина итальянского искусства. Всего создал 26 опер.
Опера «Аида»
Заказана в 1868 правительством Егоипта по случаю открытия Суэцкого канала, сюжет предполагался национальный и играть ее в оперном театре в Каире. Верди отклонил, но спустя некторое время он прочитал сценарий и взялся за работу. Автор сценария известный египтянин Марнетт, использовал египетскую подлинную легенду, которую сам расшифровал. Верди немалую часть принимал в создании сюжета, изучив культуру Египта.Премьера состоялась в декабре 1871г. и имела ошеломительный успех. В Аиде личная драма развертывается на фоне широкомасштабных массовых стен, шествий, танцев. Опера гуманистического содержания. Любовь Аиды и Радамеса переживает все испытания и противопоставляется образам жрецов. Главная цель образов это столкновение личного и государственного. Где звучит тема Аиды и жрецов. Роль жрецов в опере очень велика в каждом акте они ведут действия, подготавливая трагическую развязку. В музыке они воплощены одноголосной, суровой песней без сопровождения. Образ Аиды – лирический образ. В ее партии встречается переменность . Ее образ противопоставлен образу Амнерис (ее соперницы). Образ Амнерис наделен трагическими чертами. Радамес – лирический образ, он все-таки воин и его образу присуще героические, мужественные черты в его партии звучат партии близкие партии Аиды, маршевые и фанфарные мотивы, характеризует его , как героя. В опере много дуэтных и хоровых сцен. Развязка – драматическая концовка, но все равно лирическая, эта концовка воспевает нравственную чистоту главных героев.