Россия.

Архитектура и скульптура классицизма

СОДЕРЖАНИЕ

УКРУПНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ

НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГАРАЖЕЙ И ПАРКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Объекты Расчетная единица Вместимость объекта Площадь участка на объект, га
Многоэтажные гаражи для легковых таксомоторов и базы проката легковых автомобилей Таксомотор, автомобиль проката 0,5
1,2
1,6
2,1
2,3
Гаражи грузовых автомобилей Автомобиль
3,5
4,5
Трамвайные депо:      
без ремонтных мастерских Вагон
7,5
с ремонтными мастерскими Вагон 6,5
Троллейбусные парки без ремонтных мастерских Машина 3,5
6,0
То же, с ремонтными мастерскими Машина 5,0
Автобусные парки (гаражи) Машина 2,3
3,5
4,5
6,5

Примечание. Для условий реконструкции размеры земельных участков при соответствующем обосновании допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Рекомендуемое

Бытовые отходы Количество бытовых отходов на 1 чел. в год
кг л
Твердые:    
от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом 190-225 900-1000
от прочих жилых зданий 300-450 1100-1500
Общее количество по городу с учетом общественных зданий 280-300 1400-1500
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации) - 2000-3500
Смет с 1 м2 твердых покрытий улиц, площадей и парков 5-15 8-20

Примечания: Большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупнейших и крупных городов.

2. Для городов III и IV климатических районов норму накопления бытовых отходов в год следует увеличивать на 10 %.

3. Нормы накопления твердых отходов в климатических подрайонах IА, IБ, IГ при местном отоплении следует увеличивать на 10 %, при использовании бурого угля - на 50 %.

4. Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5 % в составе приведенных значений твердых бытовых отходов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Рекомендуемое

Степень благоустройства поселений Электропотребление, кВт×ч/год на 1 чел. Использование максимума электрической нагрузки, ч/год
Города, не оборудованные стационарными электроплитами:    
без кондиционеров
с кондиционерами
Города, оборудованные стационарными электроплитами (100 % охвата):    
без кондиционеров
с кондиционерами
Поселки и сельские поселения (без кондиционеров):    
не оборудованные стационарными электроплитами
оборудованные стационарными электроплитами (100 % охвата)

Примечания: 1. Укрупненные показатели электропотребления приводятся для больших городов. Их следует принимать с коэффициентами для групп городов:

крупнейших 1,2

крупных 1,1

средних 0,9

малых 0,8

Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, городским электротранспортом (без метрополитена), системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

2. Условия применения стационарных электроплит в жилой застройке, а также районы применения населением бытовых кондиционеров принимать в соответствии со СНиП 2.08.01-89.

1. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений. 2 2. Селитебная территория. 4 Общественные центры.. 5 Жилая застройка. 5 Селитебная территория сельского поселения. 8 3. Производственная территория. 9 Промышленная зона (район) 9 Научная и научно-производственная зона (район) 10 Коммунально-складская зона (район) 11 Производственная зона сельского поселения. 11 4. Ландшафтно-рекреационная территория. 12 Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. 12 Зоны отдыха и курортные. 14 5. Учреждения и предприятия обслуживания. 15 6. Транспорт и улично-дорожная сеть. 17 Внешний транспорт. 18 Сеть улиц и дорог. 19 Сеть общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения. 23 Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств. 24 7. Инженерное оборудование. 27 Водоснабжение и канализация. 27 Санитарная очистка. 27 Электро-, тепло-, холодо- и газоснабжение, связь, радиовещание и телевидение. 28 Размещение инженерных сетей. 29 8. Инженерная подготовка и защита территории. 33 9. Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры.. 35 Охрана и рациональное использование природных ресурсов. 35 Защита атмосферы, водных объектов и почв от загрязнения. 36 Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучений. 38 Регулирование микроклимата. 39 Охрана памятников истории и культуры.. 39 Приложение 1*. Противопожарные требования. 40 Приложение 2. Требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов. 41 Приложение 3*. Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков. 42 Приложение 4. Расчетная плотность населения территории жилого района и микрорайона. 43 Приложение 5. Расчетная плотность населения на селитебной территории сельского поселения. 44 Приложение 6. Площади и размеры земельных участков складов. 44 Приложение 7*. Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков. 46 Приложение 8. Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения. 57 Приложение 9. Нормы расчета стоянок автомобилей. 57 Приложение 10. Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств. 58 Приложение 11. Нормы накопления бытовых отходов. 58 Приложение 12. Укрупненные показатели электропотребления. 59

 

 

В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.

Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды па греческую архитектуру. Новый стиль – классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях.

 

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон Собор Дома инвалидов, Ж.Ардуэнн-Мансар, 1693-1706 Франция, Париж Пантеон Ж.Ж.Суффло, с 1755 Франция, Париж Дом Пашкова В.И.Баженов, 1784-1786 Россия, Москва

 

 

Франция.

В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени – Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713–1780).

Задуманный как церковь св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 г. превращен в Пантеон – некрополь великим людям Франции. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами.

Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия.

Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.

Французские архитектурные утопии эпохи Просвещения нашли самое яркое воплощение в творчестве очень необычного архитектора-философа Клода-Никола Леду. Мировоззрение эпохи требовало естественности, простоты и целесообразности, и Леду предлагает использовать только круг и квадрат – предельно простые геометрические формы безо всяких декоративных излишеств. В проекте дома садовника в городе Шо он ставит на землю огромный шар, лишенный окон, орнамента и каких бы то ни было членений. В другом проекте – доме директора источников в городе Шо Леду предлагает еще более фантастический вариант: в мощный монолитный цоколь вписывается полый цилиндр, сквозь который вырывается бушующий горный поток. Своими архитектурными утопиями Леду как бы предвещал работы конструктивистов начала 20 века. Французская архитектура дала миру наиболее "классический" вариант классицизма. С большим энтузиазмом он был подхвачен в других европейских странах, России, а затем и США.

 

 

Адмиралтейство, Петр I, И.К.Коробов, А.Д.Захаров 1704, 1732-1738, 1806-1823 Санкт-Петербург Смольный институт Д.Кваренги 1806-1808 Санкт-Петербург Павловский дворец Ч.Камерон, В.Ф.Бренна, Д.Кваренги, А.Н.Воронихин, К.И.Росси 1782-1786, 1786-1799,1800-1824 Россия, Павловск

 

 

Англия.

В 18 веке большого расцвета достигла архитектура Англии, где к этому времени была создана сильная национальная школа. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен. Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения, и барокко, и французского классицизма. Его план перестройки Сити – деловой части Лондона, после пожара 1666 года, знаменитый собор Святого Павла, построенный в 1675–1710 годах с куполом, парящим над городом, и другие его сооружения стали прекрасными образцами решения практических, функциональных и эстетических задач.

Собор святого Павла. Когда архитектор Кристофер Рен делал свои первые наброски к проекту собора, ему было немногим более 30 лет. Когда же в 1711 году парламент объявил строительство законченным, архитектору шел уже восьмидесятый год. Собор св.Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона. Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена.

Первая христианская церковь, посвященная св.Павлу – покровителю и заступнику Сити, возникла здесь в 609 году, ее построил король Ethelbert. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. После этого пожара перед Кристофером Реном была поставлена трудная задача – не просто восстановить сгоревшую церковь, которая десять лет стояла в развалинах, а создать новое грандиозное сооружение. Это должен был быть крупнейший протестантский храм.

В плане собор святого Павла имеет форму удлиненного латинского креста, но главная ось его идет с востока на запад, как в православных храмах. В основе всего сооружения лежит типичная для английских средневековых церквей конструкция: три длинных нефа, пересеченных почти посередине здания поперечным тройным трансептом. На таком плане настаивало английское духовенство, хотя сам Рен хотел видеть здание несколько иным, более близким к формам итальянского Возрождения.

Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине – почти 180 метров! Внутри собора высота от пола до верхнего купола – 68 метров, высота собора с крестом – 120 метров.

На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Необычность его в том, что он расчленен на два яруса и имеет шесть пар колонн в нижнем и четыре пары в верхнем. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов.

По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии – «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их – 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст.

У главного входа в собор, через два года после завершения строительства, был поставлен памятник правившей тогда в Англии королеве Анне, у ног которой расположились аллегорические фигуры Англии, Франции, Ирландии и Америки. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Этим порталам придана полукруглая форма, и каждый из них украшен пятью колоннами. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему.

 

 

Антонио Канова Три Грации Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург Антонио Канова Венера и Марс 1822, Галерея Института Кортолд, Лондон, Англия Антонио Канова Кающаяся Мария Магдалина, Музей Эрмитаж, Петербург Антонио Канова Тесей и Минотавр 1783, Музей Виктории и Альберта, Лондон Антонио Канова Аполлон, венчающий себя Частная коллекция

 

 

Главную достопримечательность собора св.Павла составляет купол. Выполненный из дерева и покрытый свинцом, он покоится на двухъярусном тамбуре, нижняя часть которого окружена 32 коринфскими колоннами высотой в шесть метров, верхнюю часть составляет колоннада смешанного стиля. Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом.

Замечательный инженерный и математический расчет Рена выдержал проверку не только временем. Когда во время войны бомбы падали в непосредственной близости от собора и даже повредили его восточную часть, несмотря на все сотрясения и колебания почвы, купол, вознесенный Реном на стометровую высоту, великолепно сохранился.

Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания – 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Но снизу эти фрески плохо видны, а вообще до 1860 года они были единственным внутренним украшением собора. Это было связано с культовой обрядностью англиканской церкви, которая не допускала обильной лепки, позолоты, скульптур, нашедших столь широкое распространение в убранстве католических церквей Европы. Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Была открыта подписка на украшение храма, после чего он наполнился драгоценной мозаикой, мраморными скульптурными работами, живописью по стеклу.

У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом. Слово, сказанное совсем тихо на одной ее стороне, отчетливо слышно у противоположной стены, хотя диаметр купола достигает в этом месте 32 метров.

От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. Скамьи представляют собой сложную композицию грандиозных размеров, в которую включены колонны, сочные гирлянды из цветов и фруктов, ажурные решетки, волюты, головки херувимов. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. Обе эти части соединяются между собой под землею. У органа 2155 трубок, и он считается лучшим в Англии.

 

 

Антонио Канова Геба, 1796-1817 Музей Канова Поссаньо Антонио Канова Тесей и кентавр 1804-1819, Музей истории искусств, Вена Антонио Канова Персей с головой медузы, Музей Ватикана Ватикан Антонио Канова Амур и Психея 1796, Музей Эрмитаж, Петербург Антонио Канова Эвридика Музей Канова Поссаньо

 

Антонио Канова

(Antonio Canova) (1757–1822), итальянский скульптор, мастер европейского классицизма. Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX в.

Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.

Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.

В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция "Венера и Марс", ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора.. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр).

Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли).

Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.

Необыкновенно богатой на талантливых архитекторов классицизма оказалась Россия, только недавно воспринявшая европейский художественный язык. Как хотел царь Петр, Россия с жадностью молодого, но способного ученика вбирала в себя всё лучшее, чем могла поделиться с ней умудренная опытом Европа, а именно – богатым античным наследием, чуждым и непонятным для России поначалу, но старательно освоенным с течением времени.

Если в начале века новый стиль в архитектуре представляли архитекторы-иностранцы, то к середине века и в его второй половине уже появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие, получившие прекрасное европейское архитектурное образование, создали замечательные памятники, в которых соединились черты классической архитектуры Запада с русской любовью к живописности постановки, слиянию с природой, смягченным формам, простоте и ясности объемов.

В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II, которая считала себя "просвещенной монархиней", состояла в переписке с Вольтером и поддерживала идеи французского Просвещения. Основанная еще в 1757 году Академия художеств возрождает с 1760-х годов пенсионерство – обучение своих лучших учеников за границей. Оно не только давало возможность освоения архитектурной классики, но и представляло русских архитекторов их зарубежным коллегам как равных партнеров, что играло огромную роль в становлении их самосознания. Баженов, например, в результате обучения за границей стал членом нескольких зарубежных Академий и профессором архитектуры. Это был серьезный шаг вперед в области организации систематического архитектурного образования.

Баженов мог строить архитектурные утопии типа Кремлевского дворца, оставшиеся только на бумаге, или романтические сооружения Царицына. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц.

Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них следует назвать итальянцев Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француза Валлен-Деламота, шотландца Чарльза Камерона. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях.

Чарльз Камерон создал в Санкт-Петербурге, по словам Екатерины II, свою "греко-римскую рапсодию". По его проектам были построены "Агатовые комнаты", "Холодные бани" и "Камеронова галерея" в Царском селе. Он предложил ряд интересных решений интерьеров, в которых использовал стукко, искусственный мрамор, стекло с подложенной фольгой, фаянс, подудрагоценные камни.

Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782–1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Дворец поставлен на высоком берегу речки Славянки, и его фасад со стороны реки воспринимается как типичная английская палладианская вилла. Главный фасад дворца с парадным двором, охваченным галереями, с торжественным и величавым ритмом колонн, глубокой лоджией, низким плоским куполом в центре выдает руку выдающегося мастера организации масс и пространства. Замечательный уютный английский парк в Павловске от слегка организованной придворцовой части с аллеями, "двенадцатью дорожками", скульптурами постепенно переходит в настоящий дикий лес, где лишь просеки и запруды на реке указывают на то, что это всё еще парк.

Классической архитектуре Петербурга больше, чем московской были близки идеи значительности, величия, мощного пафоса. Помимо этого, Петербург являлся более благодатной площадкой для претворения в жизнь новых градостроительных задач и принципов. Они нашли свое выражение в творчестве таких мастеров начала 19 века, как Захаров, Воронихин и Тома де Томон.

Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, построенный по заказу Павла I. Первый камень при закладке собора был положен императором Александром I в 1801 году, а через 10 лет, в 1811 году, он был освящен в присутствии императора с подобающим великолепием. Часто это замечательное и оригинальное сооружение называют плохой копией собора Святого Петра в Риме. В общих чертах он действительно напоминает великое творение Браманте, Микеланджело и Бернини. Но план собора, его определенно горизонтальное направление объемной композиции, слитность колоннады и собора представляют собой совершенно оригинальное произведение. По плану Воронихина собор должен был иметь две колоннады, обрамляющие две площади: северную и южную. Третьей площадью, архитектурно оформленной колоннадой, должна была стать небольшая западная площадь. Трудно представить, как выглядел бы собор, если бы архитектору удалось претворить в жизнь свой проект, но и сейчас собор представляет собой весьма внушительное зрелище: внутри он имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями, и 144 – из пудожского камня – снаружи. Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Воронихин смог придать этому храму поистине огромный пространственный размах, торжественность и достоинство, сделав площадь Казанского собора одним из важных общественных центров города.

Другим организующим градостроительным центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова, к которому устремляются три главных петербургских проспекта – Невский, Гороховая и Вознесенский, три "першпективы", как говорили раньше. Действительно, гениальное творение Захарова как магнит притягивает к себе и фокусирует все движение. Его шпиль в плоском по рельефу Петербурге становится одним из важнейших вертикальных ориентиров города. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов.

На рубеже создания нового стиля - позднего классицизма, или ампира, стоит творчество еще одного архитектора – Тома де Томона. Построенное им здание Биржи на стрелке Васильевского острова знаменательно не столько само по себе, сколько как образец блестящего решения сложнейшей градостроительной задачи - архитектурного оформления стрелки Васильевского острова. Просторы Невы, плоский рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами подобные задачи, которые усложнялись еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской ансамбль с постройками предшествующих эпох. С этими проблемами столкнулись архитекторы первых десятилетий 19 века – представители стиля ампир, как в Петербурге, так и в Москве после пожара 1812 года.