Врачевание в Древнем Египте (III—I тыс. до н.э.)
Врачевание в странах Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия — III тыс. до н.э. — VI в. до н.э.).
Основные понятия и положения темы
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Иметь представление о великих открытиях и выдающихся врачевателях этой эпохи.
Значение изучения темы
Часть первая.
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА 2 курсе ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «лечебное дело»
Тема №3.1:«медицина эпохи рабовладения. Древний мир»
Утверждена на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …………….
«___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.м.н., доцент Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители:
ст. преподаватель Сабанова А.О.
к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск
1. Тема занятия: Медицина эпохи рабовладения. Древний мир.
Учебное значение изучаемой темы:Сформировать представления об основных аспектах развития медицины в странах Древнего Мира.
Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины».
Личностное значение изучаемой темы: Понять основные этапы развития эпохи Древнего мира.
3. Цель изучения темы: Осветить развитие медицинских знаний и деятельность в эпоху Древнего мира. Раскрыть классовый характер медицины в данный период.
Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи, а так же об особенностях развития медицины в каждый из этих периодов.
Знать: точные временные отрезки изучаемого периода данной темы.
Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.
Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.
№ | Этапы занятия |
1. | Организация занятия |
2. | Формулировка темы и цели занятия |
3. | Устный опрос студентов с коррекцией знаний |
4. | Перерыв |
5. | Самостоятельная работа студентов |
6. | Слушание докладов по теме |
7. | Обсуждение темы докладчика. Задание на дом. |
Врачевание в странах Древнего Востока (IV тыс. до н.э. — середина V в. н.э.)
Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций: в Месопотамии и Египте (IV—III тыс. до н.э.), Индии (середина
III тыс. до н.э.), Китае (II тыс. до н.э.). Восточном Средиземноморье (III—II тыс. до н.э.), Америке (I тыс. н.э.).
Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.
Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца
IV тыс. до н.э.). Вавилонское царство (XIX—VI вв. до н.э.). Ассирийское царство (XX—VII вв. до н.э.). Источники информации о врачевании.
Врачевание в Шумере (III тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания (начало III тыс. до н.э.);их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации — основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II — середина I тыс. до н.э.) Эмпирические знания. Мифология и врачевание. Божества — покровители врачевания. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.
Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта. Источники информации о врачевании. Медицинские папирусы (папирус Г. Эберса, ок. 1500 г. до н.э. и папирус Э. Смита, ок. 1550 г. до н.э.).
Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела. Естественнонаучные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика, оперативное врачевание, родовспоможение, лечение женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистозомоз. Гигиенические традиции. Помещения для больных при храмах. «Дома жизни». Врачебная этика.