Развитие стран «народной демократии» в 50— 80-е гг. XX в.

К середине 50-х гг. XX в. в результате ускоренной индустриализа­ции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимуще­ственное развитие тяжелой промышленности при незначитель­ных вложениях в сельское хозяйство и производство потребитель­ских товаров привел к снижению уровня жизни.

Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на полити­ческие перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновре­менное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных юродах начались манифестации, в ходе которых выдвигались эко­номические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее после этих собы­тий началось более широкое производство товаров народного по­требления, снизились цены.

Решения XX съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руко­водством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руко­водства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.

Выступления населения в Польше привели к отказу от на­сильственной коллективизации и некоторой демократизации по­им ической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались де­монстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И.Надь Возглавил правительство. По всей стране происходили митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войс­ка стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло [700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведен­ной советскими спецслужбами, власть была передана Я.Кадару. В 60 — 70-е гг. XX в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении полити­ческих перемен.

В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Эко­номические трудности совпали с призывами интеллигенции со-i < ршенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». 11артия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразова­нии и демократизации общества. Страну возглавил А.Дубчек, сто­ронник преобразований. Руководство КПСС и компартий восточ­ноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрица- тельно. Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «уг­розу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болга­рии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление. На рубеже 70 —80-х гг. XX в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествую­щий период. Ухудшение положения населения вызвало забастов­ки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный коми­тет «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.

Особый путь Югославии.В Югославии коммунисты, руково­дившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Прези­дентом страны стал их лидер хорват И. Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сто­ронников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаган­ду, но не пошел на военное вмешательство.

Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудо­вые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные от­ношения привела к росту выпуска товаров широкого потребле­ния. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.

Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югосла­вии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же зани­мал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Фе­дерации.

Перемены в Восточной Европе в конце XX в.Политика пере­стройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х гг. XX в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В боль­шинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попыт­ки этого руководства проводить реформы наподобие перестроеч­ных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудши­лось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные вла­стям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результа те манифестаций октября — ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской сте­ны. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ. В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспусти­лись или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппо­зиционеры. Эти события получили название «бархатных револю­ций». Лишь в Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сме­нился режим в Албании Драматические события разыгрались в Югославии, где на вы­борах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хор-натия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опаса­лись преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей.,Позже провоз­гласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. Пос­ле этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сер­бами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.

По иному произошел распад Чехословакии. После референду­ма она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

После политических перемен во всех восточноевропейских стра­нах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командно-административной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные по-шции в экономике получил иностранный капитал. Первые пре­образования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка iюжилась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.

Однако к концу 90-х гг. XX в. положение в большинстве стран мбилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался II опомический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венг­рии, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвес-i иции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовы-• 11ные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориенти-р\ ются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. Для


внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

§ 103. Крушение колониальной системы

Начало освобождения колоний.Вторая мировая война затрону­ла в той или иной мере все страны и континенты. Одним из по­следствий войны был рост национально-освободительного дви­жения в колониальных и зависимых странах.

Наиболее заметным национально-освободительное движение было в странах Азии. Европейская и американская колонизации сменились здесь японской оккупацией, некоторые страны (Бир­ма, Индокитай, Филиппины) получили фиктивную «независи­мость». Японская оккупация вызвала сопротивление. Организации Единого национального фронта возникли в Индокитае, Бирме, Индонезии, Малайе, на Филиппинах. Создавались вооруженные отряды, партизанские армии.

Во Вьетнаме коммунисты добились руководящих позиций в освободительном движении, инициировали создание Лиги неза­висимости Вьетнама (Вьетминь). 15 августа 1945 г. во Вьетнаме на­чалась революция. Японские гарнизоны были разоружены; марио­неточная администрация разогнана; возглавлявший ее император отрекся от престола. У власти встал Национальный комитет осво­бождения во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. Незави­симость была провозглашена 2 сентября 1945 г.

17 августа 1945 г. Комитет по подготовке независимости Индо­незии объявил о независимости страны. Лидер комитета Сукарно стал первым президентом Индонезии.

Страны-метрополии не имели достаточных сил для подавле­ния освободительного движения в колониях военным путем, по­этому они были вынуждены сочетать репрессии с уступками.-

Созданная после отступления американцев в 1942 г.. Народная антияпонская армия Филиппин сыграла важную роль в освобож­дении страны от японцев. Американцы не преминули воспользо­ваться помощью филиппинской армии, но сразу после стабили­зации положения стали предпринимать попытки ее разоружения. В 1946 г. США предоставили Филиппинам независимость, одно­временно закрепив экономические привилегии и свои военные базы.

Часть британских колоний в Азии, оставаясь в составе Британ­ского содружества наций, получили самоуправление или незави­симость. В августе 1947 г. по религиозному признаку были разделе­ны Индия и Пакистан с предоставлением каждому из них статуса доминиона (самоуправления). В 1950 г. Индия отказалась от статуса доминиона и объявила себя республикой. В 1956 г. ее примеру по­следовал Пакистан. В феврале 1948 г. права доминиона получил Цейлон (Шри-Ланка).

В 1946 г. от французского владычества освободились Сирия и Ливан. В 1947 г. Голландия признала республику Индонезию, но лишь как фактическую власть на некоторых островах. Голланд­ские войска начали военные действия против индонезийцев. Толь­ко в ноябре 1949 г. в результате массового сопротивления Гол­ландия признала Индонезию независимым государством, однако до 1963 г. удерживала Западный Иран (на острове Новая Гви­нея).

В 1951 г. получила независимость Ливия. В июле 1952 г. в резуль­тате революции в Египте была свергнута монархия. Новое прави­тельство патриотически настроенных офицеров выступило за ук­репление независимости Египта и вывод с его территории анг­лийских войск.

В 1956 г. увенчалась победой борьба за независимость француз­ских протекторатов Марокко и Туниса. В 1954 г. вспыхнуло восста­ние в Алжире. Оно переросло в колониальную войну, которая дли­лась почти 8 лет. Только в 1962 г. Алжир добился независимости.

Год Африки. Новые государства на карте мира.К концу 50-х гг. XX в. становится ясно, что спасти колониализм не смогут ника­кие реформы, которые метрополии активно проводили в своих колониях. 1960 год входит в историю как год Африки: от колони­альной зависимости в этом году освободилось 17 государств.

1 января стал независимым Камерун, в апреле — французское Гого, в июне появились Республика Конго (бывшее Бельгийское Конго) и Малагасийская Республика. 1 июля была провозглашена I омалийская Демократическая Республика. Колонии Французской (ападной и Экваториальной Африки получили независимость в период с августа по ноябрь 1960 г. (Дагомея, Верхняя Вольта, Бе­рм Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республи­ка, Конго (Французское Конго), Нигер, Мавритания, Габон).

британская колония Нигерия получила независимость в ок-тябре. В начале 60-х гг. XX в. стали независимыми страны Британ- кой Восточной Африки (Танганьика, Уганда, Кения, Занзибар). раны Британской Центральной Африки получили независимость I 1964 г. В 1965 г. была провозглашена независимой Замбия.

Освобождение Анголы и Мозамбика.По сравнению с другими метрополиями Португалия была отсталой страной. В XX в. усили-10СЬ проникновение в Анголу и Мозамбик непортугальского ка­птала.

В 1956 г. в Анголе несколько нелегальных политических организаций и кружков объединились в Народное движение за освобож-

пнс Анголы (МПЛА). Основным средством была вооруженная

Порьба. Возглавлял МПЛА А.Нето, политический деятель и поэт.Партизанская война продолжалась почти 15 лет, в ней на стороне повстанцев участвовали и мулаты, и белые. Этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пуги объединения, кроме того, задача осложнялась из-за националистических груп­пировок, враждебных МПЛА. Несмотря на все препятствия, в 1973 г. МПЛА контролировала треть территории страны.

В январе 1975 г. новое правительство Португалии подписало соглашение о переходе Анголы к независимости. Вскоре началась война между МПЛА и другими группировками, поддержанными армией ЮАР. На стороне МПЛА выступило большинство населе­ния, ее поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. Существенную роль в военных действиях сыграли кубинские войска. Кровопролитные бои продолжались до начала 1976 г., но уже к ноябрю 1975 г. преимущество МПЛА ста­ло очевидно.

В 1962 г. в Мозамбике в результате объединения нескольких политических организаций появилась партия Фронт освобожде­ния Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1964 г. началось всеобщее воору­женное восстание, а затем партизанская война против Португа­лии. Колониальные власти пытались задушить освободительное движение с помощью террора. Но территория, занимаемая ФРЕ­ЛИМО, постоянно увеличивалась, армия становилась все много­численнее.

25 июня 1975 г. Мозамбик был провозглашен независимым го­сударством, власть перешла к ФРЕЛИМО. Правительство Мозам­бика, как и ангольское, объявило официальным курсом ориента­цию на социализм.

В 1980 г. получила независимость Зимбабве, в 1990 г. — Намибия.

Падение режима апартеида в ЮАР.Самая развитая страна Аф­рики — Южно-Африканский Союз в 1961 г. вышел из Британско­го содружества и был переименован в Южно-Африканскую Рес­публику. Там еще в 1948 г. к власти пришла африканерская (бур­ская) Националистическая партия, провозгласившая апартеид го­сударственной политикой. Основной задачей апартеида («разделе­ние, обособленное, раздельное существование, развитие»), его целью было помешать смешению рас. Националисты, использова­ли идеи кальвинизма о предопределении: у каждой расы своя судь­ба, особый путь развития и образ жизни. Ассимиляция, смешение с другой расой — грех, особенно гибельный для «высшей», белой расы. Неприкрытый расизм был возведен в ранг государственной политики.

В течение 50-х гг. XX в. происходит объединение усилий веду­щих антирасистских организаций, меняется характер крупнейшей организации цветного населения — Африканского национального конгресса (АНК). С начала 60-х гг. XX в. в стране усилился террор, применялись все более жесткие репрессивные меры. В конце 1961 г. в ЮАР возникла подпольная организация «Копья нации» для ве­дения вооруженной борьбы. Один из лидеров Африканского на­ционального конгресса Н. Мандела возглавил подполье АН К. В 1963 г. его вместе с некоторыми другими лидерами антирасистского дви­жения арестовали и приговорили к пожизненному заключению.

В 70-е гг. XX в. все крупные промышленные центры ЮАР были охвачены забастовочным движением. Участники стачек, кроме экономических требований, выражали и политические; протест против расовой дискриминации поддержали все категории цвет­ного населения, некоторые группы белого населения, особенно студенты. Апартеид был осужден общественностью всего мира.

В июне 1976 г. в африканском пригороде Йоханнесбурга Соуэто начались волнения, затем охватившие все крупные промышлен­ные центры ЮАР. После восстания в Соуэто усиливается автори­тет АН К. Мандела стал символом всего освободительного движе­ния ЮАР.К середине 80-х гг. XX в. происходит объединение анти­расистского движения на платформе АН К. Проходит несколько крупных антирасистских кампаний.

С февраля 1989 г. президентом ЮАР становится .Ф. де Клерк, представитель нового поколения, убежденный в необходимости ликвидации режима апартеида. Правительство освободило лиде­ров АН К, а в 1990 г. начало переговоры с руководством АН К. Все­общие выборы 1993 г. позволили АНК занять ведущую роль в госу­дарстве. Президентом ЮАР стал Мандела.

Развитие освободившихся стран.В 50-е и 60-е гг. XX в. в освобо­дившихся государствах завоевывают популярность социалистиче­ские идеи. Страны социалистической ориентации (Гана, Гвинея, Египет, Мали, Алжир, Конго, Танзания, Бирма, Эфиопия, Ан­гола, Мозамбик), предпринявшие попытку встать на некапитали­стический путь развития, расценили социализм как средство пре­одоления отсталости, зависимости и нищеты, решения социальных проблем. Экономические достижения СССР, его усилившийся авторитет в мировой политике, делали в глазах населения очень популярными перспективы построения социализма.

В странах социалистической ориентации проводились нацио­нализация собственности иностранных компаний и крупных част­ных владений, аграрные преобразования. Был создан государ­ственный сектор. Но отсутствие материально-технической базы для перехода к современному уровню материального производ­ства, слабое развитие гражданского общества тормозили эволю­цию государственного сектора. Это обусловило застой экономи­ки, сохранения отсталости и нищеты.

Разрастались бюрократические хозяйственные и администра-швные аппараты, распространялась коррупция. Социальная опо­ра правительств сужалась, что способствовало их перерождению и пи свержению. Окончательный крах режимов в странах социали- стической ориентации произошел после распада СССР и социа­листического лагеря.

Основная часть стран «третьего мира» выбрала капиталисти­ческий путь развития. В этих странах проводились разнообразные преобразования, меры по развитию рыночной экономики, соци­альные мероприятия. Однако по итогам своего развития эти стра­ны мало чем отличаются от стран, шедших по социалистическо­му пути. Африка и в XXI в. остается наиболее отсталым регионом Земли.

§ 104. Индия и Китай вб второй половине XX в.

Завоевание Индией независимости. Развитие Индии.После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы жестокого подавления с уступками и действиями, направленными на рас­кол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств власти установили систему выборов в Центральное зако­нодательное собрание в 1946 г. по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК)и Мусульманской лигой. Программа ИНКвключала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главным требованием Мусульманской лиги было разделение Ин­дии на два государства по религиозному признаку и создание му­сульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНКи Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу ИНК. Подавляющее большинство населения вы­сказалось против английского господства.

ИНКвключал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Джавахарлал Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во гла­ве с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. Уже в авгус­те в Калькутте начались погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы города. Столкновения между индусами и мусульманами, перерастающие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намере­нии предоставить Индии права доминиона при условии раздела


ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступают. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

Огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись по­гибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М.Ган­ди. Он требовал создания приемлемых условий для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало нападки, обвинения в преда­тельстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ганди был убит членом одной из религиозных организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Лишат Али Хан. 15 августа провозгласил свою неза­висимость Индийский Союз. Из 600 княжеств подавляющее боль­шинство присоединились к Индии. Первое индийское правитель­ство возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни экономические связи между районами, ни географические рубежи, ни нацио­нальный состав. На индийской территории осталось 90 % всех за­пасов полезных ископаемых, текстильной и сахарной промыш­ленности. Большая часть районов по производству хлеба и техни­ческих культур досталась Пакистану.

Сложная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно дол­жно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские поиска вторглись на территорию Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Но западная часть княжества была занята пакистанскими войска­ми. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и 11акистаном и одной из главных причин индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Результатом войны 1971 г. стало образование на месте Восточного Пакистана государства Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла конституцию, провозглашавшую ее республикой. Победы на выборах до конца 70-х гг. XX в. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграр­ная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, довольно успешно развива-1ась. Свидетельством этого стало создание и испытание Индией не рубеже XXI в. ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, борьбе за мир. Дружественные отношения поддерживались с < (СР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его Ючери Индире Ганди. После убийства И.Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийва связаны с активизацией в стране националистического и се- паратистского движения (сикхи, тамилы). В конце XX в. ИНКпо­терял монополию на власть. К управлению страной пришли пред­ставители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). Од­нако основные направления внутренней и внешней политике, а также успешное в целом развитие страны продолжается.

Развитие Китая в 5070-е гг. XX в.Вступление Советской ар­мии в Маньчжурию (в ходе войны с Японией) усилило позиции коммунистов в Китае. В 1949 г. остатки гоминьдановцев под при­крытием авиации и флота США бежали на Тайвань.

21 сентября 1949 г. в Пекине открылась первая сессия Народ­ной политической консультативной конференции. В ее работе при­няли участие представители всех демократических партий и групп. Руководила работой сессии Компартия Китая. 30 сентября Кон­ференция избрала Центральное народное правительство КНРво главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было провозглашено со­здание Китайской Народной Республики.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство со­циализма. Была проведена национализация промышленных пред­приятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. XX в. Китай тесно сотрудничал с СССР, оказавшим ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. XX в. Мао Цзэдуном был взят курс на «сверхбы­стрые» темпы развития. Начался «большой скачок», представляв­ший собой попытку за несколько лет «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда и десять тысяч лет сча­стья». В результате в экономике воцарился хаос. Политика «боль­шого скачка» вызвала недовольство ряда партийных деятелей. Чтобы подавить их сопротивление, в 1965—1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была начата так называемая «культурная революция». Силами молодежи («хунвэйбины» — красные охранники) было развернуто наступление на чиновников. В этот период обостри­лись отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооружен­ные столкновения (остров Даманский). КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы Мао были арестованы. Во главе партии и государства стал Дэн Сяопин. Про­возглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предус­матривала преобразования в области промышленности, сельско­го хозяйства, культуры и перевооружения армии.

Современный Китай.В течение 80 —90-х гг. XX в. в Китае под руководством компартии проводились серьезные реформы. Они разительно преобразили облик страны. Начались реформы с сель­ского хозяйства. Были распущены кооперативы, каждый двор по­лучил участок земли на условиях длительной аренды. В промыш-

-ленности предприятиям предоставлялась самостоятельность, раз­вивались рыночные отношения. Появились частные и иностран­ные предприятия. Постепенно в Китай начал все шире проникать иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленности уве­личился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экспан­сию за рубежом, в том числе в США. Население Китая было обес­печено продовольствием, повысился уровень жизни значитель­ной его части. Свидетельством достижений экономики КНР стал запуск в 2003 г. первого космического корабля с космонавтом на борту и разработка планов полета на Луну. Политическая власть в стране оставалась неизменной. Попытки части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по либе­рализации власти были жестоко подавлены в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.Во внешней политике КНР добилась огромных успехов: были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). Улучшились отношения с СССР, затем с Россией.

§ 105. Страны Латинской Америки во второй половине XX в.

 


Условия развития стран Латинской Америки.В экономике стран Латинской Америки к концу 40-х гг. XX в. преобладало производ­ство сырья и продуктов питания на экспорт. Наряду с крупными шкодами и фабриками, новыми технологиями действовали много очисленные мелкие отсталые производства. Особенно живучи были пережитки старого в сельском хозяйстве. Одним из основных тор­мозов развития производства было засилье латифундизма в сель­ском хозяйстве. Латифундисты владели огромными землями, а ос­новная масса сельского населения страдала от безземелья.

Преобладающие в характере латиноамериканцев эмоциональ­ность, темпераментность, открытое проявление чувств в сочета­нии с социальной нестабильностью, сложной экономической ситуацией и низким жизненным уровнем способствовали неус­идчивости политической ситуации. Мятежи, перевороты и конткретной пороты сменяли друг друга, устанавливались авторитарные диктаторе кие режимы, были нередкими убийства политичес­ких деятелей. Часто основной силой в переворотах была армия.

Еще одной характерной особенностью социально-политической

кизни латиноамериканских стран были клановость, живучесть

к(П()ильистскихтрадиций («каудильо» — вождь). Народ объединялся

•округ сильных, харизматических личностей, выдвигавших попу-

мнгские лозунги.

Заметное влияние на общественную жизнь в Латинской Аме­рике оказывала католическая церковь.


Облик Латинской Америки постоянно менялся. С середины 40 — 50-х гг. XX в. происходил быстрый рост промышленности, чему способствовала протекционистская политика государств. Резкое со­кращение импорта товаров и капиталов во время Второй мировой войны и в то же время небывалый рост цен на экспортируемые из стран Латинской Америки аграрно-сырьевые продукты позволи­ли направить большие средства на развитие своего производства.

В первые послевоенные годы стали очень популярными идеи демократических преобразований. В 1944 г. народные восстания свергли диктаторские режимы в Сальвадоре, Гватемале и Эквадо­ре. В Гватемале началась революция. В 1945 г. в Бразилии и Аргенти­не были восстановлены демократические свободы.

В конце 40-х гг. XX в. демократические веяния становятся непо­пулярными. Во многом это было связано с «холодной войной». В 1948 г. возникла Организация американских государств (ОАГ), ко­торая по принятой в 1954 г. резолюции имела право на интервен­цию против любого американского государства, оказавшегося «под контролем со стороны международного коммунистического дви­жения». Интервенция против Гватемалы в 1954 г. была санкциони­рована этой резолюцией. С 1947 г. начинаются репрессии против рабочего движения, коммунистов. Прошла череда военных пере­воротов, и были установлены диктаторские режимы в Перу, Ве­несуэле, Панаме, Боливии. В Парагвае диктатура генерала Стрес-нера (с 1954 г.) просуществовала несколько десятилетий.

Важным явлением в ряде латиноамериканских стран в этот период стала деятельность национал-реформистских партий. Они стремились потеснить иностранные монополии и латифундистов, выступали за аграрные реформы. Наиболее известным примером национал-реформизма стала деятельность Х.Д. Перона в Аргенти­не, который пришел к власти в результате переворота 1943 г. Для сплочения разных классов и социальных слоев государства Перон выдвинул идею хустисиализма (справедливости), который был объявлен особым, третьим путем развития, чисто аргентинским, отличающимся от коммунизма и капитализма. Хустисиализм при­зывал к объединению нации для преодоления зависимости и от­сталости и построения общества социальной справедливости. Пе­рон победил на президентских выборах 1946 г. Правительство Пе­рона выкупило и национализировало ряд иностранных компаний, железные дороги, центральный банк, средства коммуникаций. Были приняты меры по социальной защите населения. Но на ру­беже 40 —50-х гг. XX в. произошло ухудшение внешнеэкономичес­кой конъюнктуры. Правительство не смогло продолжать свою по­литику. Начались забастовки. В 1955 г. в результате военного пере­ворота Перон был свергнут.

С конца 50-х гг. XX в. начался новый подъем демократического движения. Пали диктатуры в Перу, Венесуэле, Колумбии. В Ника- рагуа убит диктатор А.Самоса. Военный режим в Аргентине сме­няет конституционное правительство.

В начале 60-х гг. XX в. во многих странах приступили к проведе­нию реформ, разработанных сотрудниками Экономической ко­миссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Концепция реформ включала ускоренную модернизацию экономической и социаль­ной структуры, дальнейшую индустриализацию, интенсивное развитие сельского хозяйства, изменения во внешнеэкономиче­ских связях. Реформистская политика сочеталась с подавлением революционных сил. Подвергаясь давлению консерваторов, рефор­маторы часто шли на компромисс. В результате вскоре наметился поворот к реакции.

В Гватемале, Доминиканской Республике, Эквадоре, Гондура­се были установлены военно-диктаторские режимы. Реформы в Бразилии были остановлены в 1964 г. государственным переворо­том. В 1966 г. диктаторский режим установился в Аргентине. В ряде стран продолжалось партизанское движение. Партизанские отря­ды действовали в Никарагуа, Гватемале, Венесуэле, Колумбии. В 1967 г. пытался разжечь партизанскую войну в Боливии Че Гевара.

К концу 60-х гг. XX в. Латинская Америка вновь склоняется в сторону прогрессивных преобразований. Инициаторами перемен в нескольких странах стали военные режимы левонационалистиче-ской ориентации, пришедшие к власти в результате переворотов в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре. Прокатилась волна нацио­нализации иностранных кампаний, преимущественно в добыва­ющей и нефтяной промышленности. В сентябре 1977 г. Панама добилась восстановления суверенитета страны над зоной Панамс­кого канала (полностью в 1999 г.).

Однако консервативные круги, использовав ошибки и трудно­сти реформаторов, в очередной раз сумели взять реванш. Поворот к реакции начался с Боливии (1971 г.). В 1973 г. произошли воен­ные перевороты в Уругвае, Чили. В 1975 г. были остановлены рефор­мы в Перу. Во второй половине 70-х гг. XX в. большая часть Латин­ской Америки оказалась под властью диктаторских режимов.

В 70 —80-е гг. XX в. всюду проводилась политика, обусловлен­ная необходимостью модернизации. В большинстве стран приме­нялись неоконсервативные концепции свободной рыночной эко­номики. В качестве основных источников финансовых средств ис­пользовались инвестиции, займы, кредиты из-за рубежа, иност­ранные технологии. Развивались отрасли производства, ориенти­рованные на экспорт. Первой на этот путь вступила Бразилия. «Бра­зильской моделью» воспользовались и другие диктаторские режи­мы (Чили, Аргентина, Уругвай, Боливия). Для этого курса харак­терно резкое снижение жизненного уровня населения. Страны с конституционными режимами (Венесуэла, Мексика) пошли по пути более мягких мер, с меньшими социальными издержками. Экономические результаты модернизации были довольно бла­гоприятными. Произошли заметные сдвиги в экономике. Развива­лась промышленность. Обратной стороной модернизации стали быстрый рост внешнего долга и усиление инфляции, ужесточе­ние социальной политики, рост безработицы.

В результате борьбы населения происходит падение диктатур. Процесс демократизации идет почти повсеместно. На его разви­тие особенно повлияла революция в Никарагуа (1979 г.). Восста­навливаются конституционные правления в Эквадоре, Перу, Бо­ливии, Аргентине, Бразилии и др. Однако социально-экономиче­ское положение Латинской Америки остается неустойчивым. При­мером стал экономический крах в Аргентине в конце XX в. Ис­ключение составили Бразилия, Чили, Колумбия и Панама.

 

 


Настоящей бедой Латинской Америки стало производство нар­котиков, вывозимых в США. Наибольшее развитие наркобизнес получил в Колумбии, Боливии и Перу. В эту сферу вовлечены большие массы населения.

Кубинская революция и ее последствия.На Кубе основой эко­номики были выращивание и переработка тростникового сахара. Куба полностью зависела от США. 10 марта 1952 г. в результате военного мятежа Ф.Батисты к власти пришла военная хунта. На­чались преследования оппозиции, сотрудничество с США стало еще более тесным. Всюду росло недовольство.

26 июня 1953 г. группа студентов Гаванского университета во главе с Фиделем Кастро атаковали армейские казармы города Сан-тьяго-де-Куба (в крепости Монкада). Штурм был неудачным. Ос­тавшиеся в живых — среди них Ф. Кастро — попали в тюрьму. Эта акция сделала из него национального героя. Кампания солидар­ности побудила Батисту амнистировать заговорщиков, которые эмигрировали в Мексику.

В 1956 г. из Мексики к Кубе отплывает яхта «Гранма» с 82 ре­волюционерами. Только 20 человек уцелели при высадке, мелки­ми группами прорвавшись в горы Сьерра-Маэстра. Среди них были Ф. Кастро, его брат Рауль и Че Гевара. Отряд начал партизанскую войну, что послужило толчком к выступлениям по всему острову.

В мае —июле 1958 г. армия повстанцев разгромила превосходя­щие по численности войска Батисты. В ноябре началось общее наступление повстанческой армии. 1 января 1959 г. Батиста бежал с Кубы. Повстанческая армия вступила в Гавану.

Ф.Кастро стал премьер-министром. Крупные земельные владе­ния передавались в собственность государства или арендаторам и безземельным сельским жителям. Конфискация земель вызвала протест США, которые прекратили доставку нефти и закупку са­хара. Ответной мерой Кубы явилась национализация сахарных за­водов, нефтеперерабатывающей промышленности и других аме­риканских предприятий. США начали экономическую блокаду


острова. Начинается сближение Кубы с СССР, который стал за­купать кубинский сахар и снабжать Кубу необходимыми товарами. В октябре 1960 г. была объявлена национализация всей крупной и средней промышленности, железных дорог, банков, крупных тор­говых предприятий. Вводится планирование экономики.

Достижением революции стали высококачественное бесплат­ное медицинское обслуживание и народное образование.

В 80-е гг. XX в. заметно ухудшилась внешнеэкономическая конъ­юнктура. Распад социалистической системы был для Кубы силь­нейшим ударом. В 1990 г. Ф.Кастро выдвинул лозунг «Социализм или смерть!». Было объявлено о переходе к «особому периоду в мирное время»: максимальной экономии потребления во всех об­ластях, мобилизации трудовых усилий. В конце 90-х гг. XX в. был взят курс на оживление частной инициативы, допущения эле­ментов рыночной экономики. К началу XXI в. Кубе удалось час­тично преодолеть последствия кризиса 90-х гг. XX в., возросли темпы экономического развития, повысился уровень жизни насе­ления.

Правительство Народного единства в Чили.Чили — экономиче­ски и политически развитая страна Латинской Америки. В ней дос­таточно давно сформировались демократические традиции. В декаб­ре 1969 г. левыми силами был создан блок Народного единства, в который вошли Радикальная, Социалистическая и Коммунисти­ческая партии, движение левых христианских демократов. Единым кандидатом в президенты от левых сил стал сенатор-социалист С.Альенде. Программа Народного единства включала национали­зацию иностранного и местного монополистического капитала, ликвидацию латифундизма, широкие социальные мероприятия. На выборах 4 сентября 1970 г. наибольшее число голосов полу­чил С.Альенде. Было сформировано правительство Народного единства.

В июле 1971 г. принят закон, позволивший национализировать медную и другие отрасли добывающей промышленности. Под го­сударственный контроль попали крупные промышленные пред­приятия, банки, внешняя торговля, введен рабочий контроль на частных предприятиях. Ускоренное проведение аграрной рефор­мы позволило к 1973 г. покончить с латифундизмом. Реальная за­работная плата возросла. Увеличившееся потребление стимулиро-иало рост производства, в том числе мелкого и среднего, полу­чившего поддержку государства.

Но по мере развития преобразований нарастало сопротивле­ние внутри и вне страны. США предприняли давление на Чили. Усилились экономические трудности. Всеобщая забастовка мел­ких предпринимателей и служащих летом 1973 г. была очередным ударом для экономики. 11 сентября 1973 г. начался военный мя-геж, который возглавил главнокомандующий сухопутных войск А. Пиночет. Попытки организовать сопротивление в рабочих квар­талах были жестоко подавлены. Альенде отказался оставить прези­дентский пост и с небольшой группой верных ему людей до своей смерти отбивал атаки на президентский дворец Ла Монеду. Власть оказалась в руках военной хунты во главе с Пиночетом.

§ 106. Международные отношения во второй половине XX в.

Военно-политические блоки.Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во вза­имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу­дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946—1963 гг. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946—1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.

Берлинский и Карибский кризисы.Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х —начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.

Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 — 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Война во Вьетнаме.После войны (1946— 1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь-енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге — проамериканские силы. США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство — Социалисти­ческая Республика Вьетнам.Война в Афганистане. Вапреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская война между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей­ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

Ближневосточный конфликт.Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска

 

 

-


Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Поенные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Ггиптом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по-|уострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» — восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

Разрядка.С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ­нейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отноше­ний между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р.Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX —начале XXI в.Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 —80-х гг. XX в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.

Благоприятно сказалось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава — США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 —90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус-ювиях противника.


Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX — начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупи­рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израиль­ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло­гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.

Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю­щиеся массовым истреблением населения.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой­ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со­вершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по­добным положением недовольны другие постоянно растущие цент­ры силы — Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Рос­сия, выступают за создание многополярного мира.

§ 107. Современная Россия

«Шоковая терапия».К 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу­губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилав­ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б.Н.Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую

терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими ре­формы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов — Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России.Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической це­лесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавав­шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

 


Результаты приватизации.Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997—1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив­ление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблю­дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако


рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг.Эконо­мическая политика не могла не привести к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы. Вес­ной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению прави­тельства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растет.

Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Рос­сией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.