Возникновение ислама. Арабские завоевания
Арабские племена.Родиной арабов является Аравийский полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались скотоводством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упавший с неба.
Проповедь Мухаммеда.Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал преподовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять богоугодные дела — выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиротам, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.
Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которому мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.
Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульманство, а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда (аписаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.
Арабские завоевания.После смерти пророка (632 г.) арабы выбирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда добычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавалерия (конное войско).
Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разбиты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афганистана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Сахары — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вестготское королевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.
Арабский халифат.После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена почтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.
Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закрывали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налогами. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому постепенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату территории.
Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены.
В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в город Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.
Распад Халифата.С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.
С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды — правители одного из государств Ирана. и 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из шей Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, геряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После ИВоевания Египта турками-османами титул халифа принял на i > i турецкий султан.
Арабская культура.Арабы усвоили знания и традиции покойных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, оторый стал не только общегосударственным, но и языком ли-ратуры и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами иi четями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа l '■ i шла (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя-п)1 о Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские Ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославилсягалью, из которой изготовлялось оружие.
При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их руды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко-ii.i и Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио-и'кп в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы Он попали 14 университетов и множество школ, пять публичных "ииииотек.
Ьлагодаря арабам в европейских языках появились слова «ал-вбра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое-мпальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими ичли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские \чгпые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в Медицине* В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII—IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Аха-ун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на-\кп», который на протяжении столетий являлся главным руко-10 1СПЮМ арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс. В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему.
С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспе-III in любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».