Древний Рим
Ься любым делом, кроме военного. Земельный надел спартанца Срабатывали несколько илотских семей. Они доставляли своему Господину строго определенное количество продуктов. Спартан-иi.i превратили свое государство в военный лагерь. Позже они загнали соседнюю область Мессению. I Приблизительно в VIII —VII вв. до н.э. в Спарте были введены и называемые законы Ликурга. Согласно им, все (включая царей и старейшин) жили одинаково, носили одинаковую грубую одеж-i\. имели одинаковые жилища. Собираясь за общим столом, муж-i in ил ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были запрещены. Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Хпеллой законы не обсуждались, а лишь принимались или отвер-i.i 1ись. Главную роль в управлении играл совет геронтов (стари-i nw) — герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов И вирались Апеллой, два царя получали власть по наследству. Цари ЮЗГлавляди войско. Спарта была мощнейшим в военном отношении полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной заимей государства. Спарта — пример олигархического полиса, в ко-гором власть принадлежала аристократии. Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пелопоннесского союза. К середине V в. до н. э. в этот союз вошли почти Все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции. Греко-персидские войны. В VI в. до н.э. персы покорили грече-ОКИе полисы Малой Азии. В 500 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих Городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали вооруженную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. войска Дария нысадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточенной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника. Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Грецию огромное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против общей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции небольшие силы эллинов под предводительством спартанского царя Леонида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После гибели Леонида персы заняли Среднюю Грецию. Греческий флот, в котором половина кораблей были афинскими, встал у острова Саламин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе большинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновениях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Платеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флоту мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов. В результате победы в греко-персидских войнах особенно усилились Афины, которые встали во главе Афинского морского союза, объединившего в основном демократические полисы. Со временем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам. После войны в Греции значительно возросла численность рабов. Рабский труд широко использовался в ремесле, добыче полезных ископаемых. Кризис полиса.Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н.э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афинским морским союзами. Ожесточенные военные действия завершились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спартанцы вмешивались в дела других полисов, устанавливали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоял Эпаминонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга. Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят явления, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан приходят воины, нанятые за деньги. Македонское завоевание Греции.К северу от Греции находилась Македония, где жило родственное грекам население. В середине IV в. до н.э. на македонский престол вступил царь Филипп II, поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат и полко-10 и-ц. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, преврати смою армию в грозную силу. Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране орядок, прекратит усобицы. Другие греки, во главе с афинским 111 юром Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы Македонией. Решающая битва между греками и македонцами I" и пошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз-'iiuj, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку I пой не с Персией, но был убит в 336 г. до н.э. Походы Александра Македонского.Царем Македонии стал сын 1'и ншпа Александр — великий полководец древности. Он пода-п i вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол-ми подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в Конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер-и ккий царь Дарий IIIдал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер-. п юкий царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством. Александру покорились без сопротивления почти все финикийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фараоном. Решающая битва македонско-персидской войны произошло 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дария сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер-м почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав-ми удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Победа была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб. Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н.э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 125 г. до н.э. повернуть назад. В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний шпосватель внезапно заболел и умер. Эллинистические государства.После смерти Александра нача-1всь борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок управления, который существовал при персах. Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали довольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные местные народы. В эллинистических государствах возникла очень интересная культура, сочетающая греческие и восточные черты. Египет был одним из первых обособившихся владений Александра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македонский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские цари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил обширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и украсил основанный Александром Македонским город Александрию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государственные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне. Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов включало Иран, Месопотамию, Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Селевкидов было очень воинственным.
Царский Рим.Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Трои. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тибра и стал царем латинян — народа, в котором соединились троянцы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 75.4 — 753 гг. до.н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников — молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объединились в единую общину.
После Ромула в Риме правило еще шесть царей. Сабинянин Нума Помпилий царствовал 43 года и прославился миролюбием. Зато его преемники Тулл Гостилий и Анк Марций повели наступление на соседние земли. Следующий царь Тарквиний Древний был этруском. При нем Рим значительно вырос.
Для принятия важных решений цари собирали народное собрание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империей (властью). Решения народного собрания утверждал сена (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины повались патрициями (от лат. pater — «отец»). Это была римская аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в 1>м и Юм собрании и не обладали правом на землю. Шестой царь Гимн этруск Сервий Туллий включил плебеев в состав римской обшины. Они должны были служить в войске. Но права участвование. в народном собрании и других прав они так и не получили седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, и свергнут в 510 г. до н.э.
Управление в Римской республике. Борьба патрициев и плебеев.После свержения царской власти Римское государство окончание) приобрело черты полисного управления. Время после сверши Тарквиния и до установления императорской власти назы-1К)1 периодом Римской республики. Высшим органом государства считалось народное собрание. Оно ми 10 объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять II ним, избирать всех высших должностных лиц. Но ни один закон не мог быть принятым народным собранием без его обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек.
Непосредственно управляли государством должностные лица, ОТорые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц являлись консулы. Два консула цравляли государством, командовали войсками, судили граждан и тавляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обстоятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал ограниченными правами, ему подчинялись консулы. На все государственные должности избирались только патри-м Они захватили и большую часть бывших царских земель. Из чи\ земель патриции предоставляли участки плебеям за плату. 1 I 1нако плебеи упорно боролись за свои права. Со временем они i.i in составлять большую часть римского войска. Патриции вы-Муждены были пойти на уступки. Была учреждена должность намного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, кото-м могли приостанавливать решения сената, народного собра-i {право «вето»).11лебеи также требовали записать законы с целью предупреждения употребления со стороны патрициев. После долгих обсуждений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверждали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан. В середине IV в. До н.э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы о выделении плебеям участков из земель, присоединенных к тому времени к Римской республике в результате завоеваний. Другой закон определял, что отныне один из консулов должен быть обязательно плебеем. Римских граждан теперь нельзя было превращать в рабов за долги. Борьбу плебеев с патрициями завершило принятие в начале IIIв. до н. э. закона, по которому плебесциты (решения плебейских собраний) были обязательны для всех граждан, в том числе и для патрициев.
Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов — членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди назывались всадниками. Все остальные горожане-бедняки составляли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима независимо от положения считались равными перед законом.
Римские завоевания.В VI —V вв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу IIIв. до н.э. стали ее полными хозяевами.
Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном — финикийским государством в Северной Африке. Потерпев поражение в ходе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), потеряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не смирился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совершил оттуда беспримерный поход в Италию, перейдя через Альпийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 г. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь разбил их. Однако силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 г. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысячной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, но вскоре битва перешла в их избиение.
Казалось, Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвычайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Корнелий Сципион завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгромил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во IIв. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.
Римляне превращали завоеванные земли в провинции — «поместья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное население было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителей провинций, римляне применяли метод «разделяй и властвуй». Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.
Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разорявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не желали проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев — римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обещали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителей воли своих командиров-полководцев.
Римское общество времен Республики.Основой силы Рима считалась крепкая семья. Ее глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась большими правами и уважением.
После Пунических войн (период Поздней Римской республики) стала заметна «порча» добродетельных нравов римлян. Жажда обогащения была главной целью части верхушки римского общества. Новые захваты сулили им новые доходы. Напротив, бедняки были мало заинтересованы в завоеваниях. Ведь пока они служили в войске, их хозяйства разорялись, семьи беднели.
Римляне Поздней республики были образованнее своих предков. Многие из них знали греческий язык, детей воспитывали греческие учителя. Римляне переняли от греков страсть к роскоши и пирам. «Порча» нравов наблюдалась даже у плебеев. Все большее значение приобретал труд рабов.
Гражданские войны. В Iв. до н.э. в Риме начались гражданские войны. Власть захватил диктатор Корнелий Сулла, устроивший массовое истребление своих противников в Риме. Затем он убыл на войну в Малую Азию. Сторонники демократического правления, которых возглавил Гай Марий, собрали войско и в 87 г. до н.э. взяли Рим, перебив там приверженцев Суллы. Марий восстановил прежние республиканские порядки. Но в скоре он умер, а Сулла возвратился в Италию. После двухлетней войны он в 82 г. до н.э. взял Рим, уничтожив сотни своих противников.
Важным событием в период Поздней Римской республики стало восстание рабов под предводительством Спартака, выходца из Фракии. Оно началось с выступления в 74 г. до н.э. гладиаторов и вскоре охватило всю Италию. Войско Спартака, к которому сбежались тысячи рабов, нанесло ряд поражений легионам. С большим трудом римлянам под руководством Лициния Красса удалось разбить в 71 г. до н. э. повстанцев.
Гражданские войны и восстания первой половины I в. до н. э. привели к ослаблению республиканских институтов власти. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение триумвират между самыми влиятельными политиками Рима — Гнеем Помпеем, Лицинием Крас-сом и Юлием Цезарем. Сенат был оттеснен триумвирами от власти. Вскоре Гай Юлий Цезарь стал наместником провинций в Галлии, где прославился как полководец, завоевав в 58 —51 гг. до н.э. заальпийскую Галлию до реки Рейн. В 53 г. до н.э. Красе погиб на войне, а Помпеи вступил в соглашение с сенатом и выступил против Цезаря. В 49 г. до н.э. началась новая гражданская война. Цезарь разбил Помпея и стал единовластным правителем Рима. Его власть приближалась к царской. Однако в 44 г. до н.э. он был заколот в сенате заговорщиками.
Рождение Римской империи.После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких претендентов был внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан. Он заключил соглашение с Марком Антонием, помощником Юлия Цезаря. Вместе они разгромили в 42 г. до н.э. сторонников республики. Октавиан получил под свою власть запад Римской державы, а Антоний — восток. Столкновение между ними было неизбежным. Октавиан укреплял свою власть в Риме, Антоний женился на царице Египта Клеопатре. Война между Октавианом и Антонием закончилась в 30 г. до н.э. гибелью Антония и Клеопатры и захватом римлянами Египта. В 29 г. до н.э. Октавиан получил от сената и народного собрания звание императора. Он до конца жизни (14 г. н.э.) возглавлял Римское государство. Император, получивший титул Август (по-латыни священный, возвеличенный), становился главой сената (принцепсом), как народный трибун обладал правом вето на все решения сената, народных собраний и других органов власти. Он же пожизненно командовал армией.
Периоды принципата и домината.С воцарением Августа в истории Рима начался период принципата (27 г. до н.э. — 193 г. н.э.). Формально сохранялись республиканские учреждения — сенат, народные собрания, другие выборные органы. Фактически власть принадлежала императору и его чиновникам. Преемники Октави-ана Августа (Тиберий, Калигула, Нерон, Клавдий) прославились террором против всех недовольных новыми порядками. Сами они также погибли от рук заговорщиков. К концу I в. н.э. избрание императоров оказалось фактически в руках войск. Полководцы, опираясь на свои легионы, вели борьбу за власть. В результате римляне начали терпеть поражения в войнах с соседями. Положение нормализовалось при императоре Траяне (98—117 гг. н.э.), который правил, считаясь с мнением сената. Траян вел постоянные войны с целью восстановить пошатнувшийся престиж римского оружия. Долгой и тяжелой была война в Дакии. В 113 г. Траян начал войну с Парфянским царством, которое уже несколько столетий успешно противостояло Риму на Востоке. Римляне заняли Армению, Месопотамию и вышли к Персидскому заливу. Но в армии императора начались восстания. В 117 г. Траян был вынужден вывести свои легионы из Месопотамии. Вскоре он умер. Преемник Граяна император Адриан отказался от завоевательной политики и стремился укрепить внутреннее положение империи. Состояние государства было длительное время довольно устойчивым, поэтому II в. называют «золотым веком» Римской империи.
В III в. Римская империя вновь вступила в полосу кризиса. В ее провинциях часто правили самостоятельные властители. Германские и иные варварские племена вторгались на территорию государства. Лишь к концу III в. положение стало меняться. Наступил последний этап истории Римского государства, известный как период домината (284—476 гг.). В этот период республиканские органы власти трансформировались в обычные государственные учреждения, их члены стали чиновниками, подчинявшимися императору. Сами императоры превратились в правителей, подобных восточным деспотам.
Был создан мощный бюрократический аппарат. Государство активно вмешивалось в экономику. К концу IV в. значительная часть пригодных для сельского хозяйства земель оказалась сосредоточена в руках крупных землевладельцев — магнатов. Спасаясь от налогов, к ним с государственных земель бежали крестьяне. На земле магнатов они становились колонами. Магнат давал им дом и участок. За это колон отдавал ему долю урожая. В колонов стали обращать и рабов. Колон в отличие от раба был заинтересован в результатах своего труда и работал гораздо лучше.
В начале периода домината Римское государство несколько укрепилось. Были отбиты нападения германцев, возвращены отпавшие провинции. При императоре Диоклетиане (284 — 305) провели реформы, усилившие императорскую власть, экономику и порядок в стране. Преемник Диоклетиана Константин продолжил укрепление империи. Он перенес столицу на восток империи, меньше страдавший от набегов варваров и более развитый экономически.
Исключительно удобное положение занимал греческий город Византии, где развернулось грандиозное строительство. В 330 г. провозгласили новую столицу империи — Константинополь. Здесь незадолго до смерти в 337 г. Константин принял крещение. Христианство, распространявшееся в империи с I в., по Миланскому эдикту (313 г.) получило равноправие с другими религиями империи. В 394 г. по эдикту императора Феодосия оно стало государственной религией.
Падение Западной Римской империи.В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восстания, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-римского императора Ромула Августула, отослав царские регалии восточному императору.
§ 12. Культура и религия Древнего мира
Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока.Под культурой понимают все достижения людей, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.
Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытных людей отличается от культуры цивилизованных народов. Одним из важнейших различий является наличие письменности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумерская и египетская системы письма возникли примерно одновременно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иероглифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Кореи.
Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произведений стало сказание о Гильгамеше. Предания об этом царе шумерского города Урука много сотен лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкиду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских племен, переселившихся в Индию, легли в основу великих поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Со временем создавались произведения, героями которых являлись обычные люди.
Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. На первом месте здесь, несомненно, находится I i ипет. Великие пирамиды до сих пор поражают своим величием и кпадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, храмы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных.
Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сцены загробной жизни.
Египетские скульптуры и рельефы делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи — в фас (спереди). Фигуры богов и фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнатона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкретных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Всемирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.
В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не-нозможно считать без наблюдения за небесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия — паука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клинописных табличек с записями астрономических наблюдений. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы счета времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.
Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медицина. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.
В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда определять жизнь наших современников.
Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представления о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших привела к зарождению приемов мумификации.
Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистические религии, вызванные кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверждения такой религии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, остался национальной религией.
Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI —V вв. до н.э. Мировые религии распространяются среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.
Огромную роль играли религиозные верования в истории Древней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.
Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древнем Китае. Великий китайский мудрец Конфуций (551— 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.
Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима.Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.
Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Самым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гармония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордером — «порядком». Главных ордеров было два — дорический и ионический. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом. Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое 1сло. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидий. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в которую юноши влюблялись как в живую девушку.
В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими поэмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др.
Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Аристотелем. Греки же стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинении впервые поставлен вопрос о закономерностях исторического развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.
Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в 4 года в честь царя богов Зевса в городе Олимпия.
Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру Древнего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.
Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.
Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых поэтов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором нескольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в. до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, или Золотой осел». Величайшего мастерства достигли римляне в создании скульптурных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренний мир.
Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Трая-на, храм «всем богам» — Пантеон.
Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибий, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх.
Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим различные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.
В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероучение — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.
Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Римские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди воинов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.
С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого.
Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.
Вопросы и задания
1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди вселяли землю?
2.Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?
3.Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия и экономике, социальной структуре общества?
4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? В чем причины зарождения государств?
5.Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?
6.В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества?
7.Каковы особенности древних государств Индии и Китая?
8.В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации?
9.Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
10.Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции.
11.Назовите главные достижения древних греков.
12.Каковы основные этапы развития Римского государства?
13.Что позволило римлянам создать огромную державу?
14.Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?
15.В чем причины гибели Западной Римской империи?
16.Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные вам памятники культуры стран Древнего Востока.
17.Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.
18.В чем особенности религий Древнего мира?
19.Дайте характеристику христианству как мировой монотеистической религии.